Экзистенциально-гуманистическая психотерапия Дж. Бьюдженталя
Бьюдженталь не разрабатывал отдельно тему травмы и не предлагал специальных методов и подходов в работе с ней. Мы считаем, что подход Бьюдженталя является универсальным и применим к работе с травматическим опытом, а предложенные им категории и методы эффективны и для работы с травмами.
Рассмотрим их более подробно.
Д. Бьюдженталь сформулировал базовые измерения искусства психотерапевта: субъективность, забота, поиск, присутствие и определил систему конструктов «Я и Мир» (Бьюдженталь, 2001). Он определяет субъективность как внутреннюю обособленную интимную реальность, в которой человек живет наиболее подлинно, элементами этой реальности являются восприятия, ценности, чувства, мысли, фантазии и сновидения. «Это бесконечный поток внутри нас, не прекращающийся ни днем, ни ночью, определяющий наши поступки и отношения к себе», а также источник интенциональности как направленности в будущее. В центре внимания экзистенциального терапевта — переживание клиентом своего бытия, осознавание или субъективность. Ощущать свое бытие — значит осознавать интенсивность, глубину, непрерывность потока субъективных переживаний. Нарушение соединенности с внутренним бытием — главный источник дистресса, с которым клиенты обращаются к терапевту. Главная задача экзистенциального терапевта, по мнению Бьюдженталя, — помочь клиенту в осознавании внутреннего бытия. Таким образом, локусом терапевтической работы является поток внутренних переживаний, или субъективность.
Субъективность является источником переживания «заботы» как проблемы или внутреннего дискомфорта, который побуждает клиента обратиться за помощью к терапевту. Переживание «заботы» несет в себе как боль, стресс, тревогу, так и надежду, стремление к изменениям и жизненные силы, способные осуществить эти изменения. В экзистециально-гуманистической терапии ведущим терапевтическим процессом является процесс поиска, который понимается как внутренне исследование субъективного опыта. Поиск для клиента — это путь самоисследования, это путь обретения более глубокого и ясного понимания своей собственной индивидуальности и потенциала. В ходе терапии, в процессе поиска происходит осознавание внутреннего опыта и изменения. Это новый способ открытия себя и своих новых ресурсов. Процесс поиска открывает доступ к скрытым возможностям клиента и развивает для него способность к более глубокому внутреннему осознаванию своих ресурсов, чувств, интенций, потребностей. Поиск пробуждает способность и силы к изменению. Процесс поиска — это пошаговый процесс. Задача терапевта — обеспечить непрерывность процесса поиска и проработать сопротивление.
Экзистециально-гуманистическая терапия полагает, что для того, чтобы происходил процесс поиска, должен присутствовать терапевт. Присутствие — это качество психотерапевтического контакта, качество нахождения в ситуации терапии, целостное включение в ситуацию терапии. Оно требует подлинного взаимного уважения между терапевтом и клиентом, заинтересованного заботливого отношения к клиенту. Присутствие предполагает способность находиться в моменте настоящего, осознавать себя в настоящем, быть сензитивным к внутренним переживаниям и к тому, что происходит во внешней ситуации. В процессе поиска происходит познание себя, своего Я, раскрытие своего потенциала на глубоком уровне. Происходит раскрытие и изменение своей идентичности. Бьюдженталь описывает идентичность как систему конструктов «Я и мир», как систему жизненных паттернов, включающих способ действия в мире, в жизненных ситуациях, преставление о себе, о своих возможностях, целях и ценностях. В практической работе с клиентом Бьюдженталь использует экзистециально-феноменологический подход — опирается на переживание клиента в настоящий момент и подчеркивает первостепенную роль процесса по сравнению с содержанием в ходе психотерапии (Бьюдженталь, 2006). Он говорит о том, как важно для терапевта опираться на опыт настоящего — клиент приходит к нему прежде всего за новым опытом. Терапевт должен обращать внимание на то, что переживает клиент в момент терапии, и предоставлять обратную связь по поводу процесса (то есть направлять внимание клиента не только на содержание того, о чем говорит клиент, но и на его переживания, возникающие момент терапии, на способ его участия в работе, на изменения, наблюдаемые терапевтом). Эта техника получила название «комментарии по процессу». Бьюдженталь использует техники процессуальной работы в психотерапии. Эти техники можно назвать техниками внутренней процессуальной работы (Мазур, 2003). Работа с настоящим является краеугольным камнем экзистециально-гуманистической терапии.
Описанные выше категории экзистенциально-гуманистической терапии применимы, безусловно, и для работы с травматическими переживаниями. Субъективность является и истоком реакции на травматическое событие. В ходе поиска травматическое переживании выступает как переживание «заботы». Процесс поиска позволяет раскрыть травматическое переживание, осознать его, открыть новые возможности для обретения смысла и разрешения травматического опыта. Разрешение травмы предполагает проработку экзистенциальных «данностей», таких как «смерть», «свобода», «изоляция», «бессмысленность», что позволяет прояснить смысл переживаний при психологической травме.
Интересно, что Бьюдженталь вводит дополнительно (по сравнению с И. Яломом) экзистенциальную данность «телесности», которая необыкновенно важна для работы с травмой, как будет показано дальше.