Выбор места производства очной ставки

В подавляющем большинстве случаев очную ставку целесообразно проводить в служебном кабинете следователя. Это обусловливается следующими факторами: а) следователь затрачивает минимум усилий на органи­зацию очной ставки; б) не тратит время на проезд к месту её производства и обратно; в) работа в привыч­ной и удобной обстановке придает ему уверенность, поз­воляет эффективнее использовать имеющиеся в его рас­поряжении технические средства; г) официальная об­становка способствует установлению контакта между следователем и участниками очной ставки и т. д.

Очные ставки могут быть проведены и в других помещениях, а также на местности. По целому ряду обстоятельств иногда производство очной ставки на месте происшествия, по месту нахождения одного либо нескольких её участников является более целесообразным и эффективным, чем в кабинете следователя.

К таким обстоятельствам относятся болезнь, препятствующая явке одного из участников в кабинет следо­вателя, её неотложность и др. При болезни очная став­ка проводится по месту нахождения больного: в больнице, на квартире и т. д.52.

Очную ставку следует проводить, как правило, сра­зу же после того, как возникли существенные противо­речия в показаниях допрошенных лиц. Малейшее запоздание

может привести к сговору участников. Очная став­ка должна быть проведена, например, немедленно в месте производства обыска или выемки, если в показа­ниях допрошенных лиц по результатам этих следствен­ных действий имеются существенные противоречия.

Такая же необходимость может возникнуть в месте решения вопроса о задержании подозреваемого и избрания в отношении него меры пресечения.

Очные ставки могут быть произведены в месте предварительного заключения. В местах заключения очную ставку следует производить тогда, когда её участники содержатся под стражей. В остальных случаях очные ставки производить в местах предварительного заключе­ния не рекомендуется. Замечено, что обстановка места заключения оказывает сильное психологическое воздей­ствие на лиц, не находящихся под стражей.

Под влиянием обстановки места заключения у свидетелей и потерпевших пробуждается чувство жалости к преступникам, которые, зная это, стремятся его использовать в своих целях 53.

Очные ставки с обвиняемым (подозреваемым) по возможности следует проводить до направления его в место заключения. Если по каким-либо причинам следователь не успел этого сделать, то очная ставка меж­ду обвиняемым (подозреваемым), содержащимся под стражей, и потерпевшим (свидетелем), а также обвиняемым (подозреваемым), не содержащимся под стражей, должна производиться, как правило, в каби­нете следователя или в ином, кроме следственного изо­лятора, месте.

Необходимость пробуждения ассоциаций и оживле­ния памяти у участников очной ставки предполагает возможность её производства на месте происшествия либо ином месте, обстановка которого существенна для дачи, показаний.

Добросовестно заблуждающиеся свидетели (потерпевшие) в ходе очных ставок на месте преступления мо­гут восстановить в памяти забытые события, припомнить мельчайшие детали и факты. Это дает возможность вскрыть причины происхождения существенных противоречий и преодолеть их.

Очная ставка на месте происшествия может быть произведена и с участием лица, дающего ложные показания.

Недобросовестному участнику очной ставки на месте происшествия труднее давать показания в противо­речие с окружающей обстановкой. Кроме того, обста­новка места происшествия оказывает на лицо, дающее ложные показания, сильное эмоциональное воздействие, которое положительно влияет на правдивость его пока­заний.

С малолетним свидетелем (потерпевшим) очную став­ку целесообразно проводить в привычной для него об­становке (в школе, дома, детском саду и т. д.). В не­официальной обстановке с ним легче установить необхо­димый психологический контакт.

С несовершеннолетним свидетелем (потерпевшим) старшего школьного возраста (от 14 до 18 лет) очная ставка может быть проведена в кабинете следователя. Сам факт производства очной ставки в официальной обстановке дает почувствовать такому несовершенно­летнему ответственность за свои показания.

Очная ставка с несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым) должна проводиться в кабинете следователя. Официальная обстановка и установленный зако­ном порядок очной ставки способствуют получению от него правдивых показаний.

На выбор места производства очной ставки оказыва­ет влияние и престарелый возраст одного из её участ­ников. Повышенная физическая и нервно-психическая утомляемость престарелого свидетеля (потерпевшего) затрудняет его участие в очной ставке, проводимой в кабинете следователя. Волнение, связанное с вызовом в органы прокуратуры или милиции, может оказать отрицательное влияние на память престарелого свидетеля (потерпевшего), затруднить процесс вспоминания и воспроизведения обстоятельств, по поводу которых возникли противоречия в показаниях. Поэтому очную став­ку с лицом преклонного возраста производить в кабине­те следователя, как правило, нецелесообразно. Очную ставку с участием престарелого свидетеля (потерпевше­го) следует проводить, по возможности, по месту его по­стоянного жительства (на квартире, в доме престаре­лых и т. д.).

На практике возникает необходимость производства серии очных ставок е лицами, работающими на одном предприятии, учащимися в одном учебной заведении,

проживающими в одном селе, удаленном от места веде­ния следствия. В таких случаях очные ставки целесооб­разно проводить по месту нахождения большинства участников (на предприятии, в учебном заведении и т. п.). Выезд для производства очных ставок на предприятие, в отдаленную деревню и т. п. позволяет сократить сро­ки расследования дела, не отрывать надолго людей от их занятий.

Психологическая подготовка следователя и допрашиваемых к очной ставке

Соответствующий психологический настрой на производство следственного действия следователь должен уметь создавать сам. При подготовке и производстве оч­ной ставки следователь испытывает волнение от ожида­ния ее результатов, в особенности, когда от нее зависит исход дела. Кроме того, как человек он может нахо­диться в плохом настроении, испытывать неприязнь к лжесвидетелю, лицам, совершившим преступление. Такое состояние следователя отрицательно сказывается на участниках очной ставки. Таким образом, следова­тель должен уметь преодолевать свое волнение, пло­хое настроение, неприязнь, антипатию и т. п. Неправиль­но избранная следователем линия поведения при произ­водстве очной ставки иногда порождает у её участников желание к оказанию ему противодействия 54.

В литературе имела место дискуссия о правомерно­сти проведения предварительной психологической под­готовки предполагаемых участников очной ставки. Ряд авторов (Н. И. Порубов, В. С. Максимов и др.) пола­гают, что для достижения положительных результатов предварительная психологическая подготовка участни­ков очной ставки необходима 55. Другие же (И. Ф. Пан­телеев, С. Г. Любичев, Цеко Цеков) считают недопус­тимым проведение какой-либо психологической подго­товки её участников 56.

Разноречивое решение рассматриваемого вопроса в теории сказывается на следственной практике. Одни следователи проводят психологическую подготовку участ­ников очной ставки, другие — считают её незаконной. По данным В. С. Максимова, 64% опрошенных следо­вателей проводят до очных ставок какие-либо действия,

направленные на укрепление позиции одного из ее участников 57.

На наш взгляд, не следует впадать ни в одну из крайностей. Необходимо различать допустимую психологическую подготовку от недопустимой. В этом отношении недопустим повторный допрос превращать в «репетицию» перед очной ставкой, в беседах с допрашиваемым рекомендовать ему «увереннее держаться», «смелее изо­бличать», советовать, отстаивать на очной ставке свои ранее данные показания, заниматься увещеваниями58.

Психологическая подготовка колеблющегося участ­ника очной ставки — весьма деликатный прием. Следо­ватель обязан приложить максимум усилий для оказа­ния ему помощи в принятии правильного решения.

На колеблющегося свидетеля (потерпевшего) до оч­ной ставки оказывается воспитательное воздействие пу­тем стимулирования его положительных качеств. Могут быть использованы такие положительные его черты, как смелость, доброта, бескорыстие, любовь к труду и т. д.

В целях усиления позиции свидетеля (потерпевше­го), неуверенно давшего правдивые показания, целесо­образно его внимание обратить на важность установле­ния истины по спорным обстоятельствам, напомнить ему о необходимости честного выполнения своего граждан­ского долга о даче правдивых показаний. Уместно так­же напомнить, что отказ или уклонение от дачи пока­заний могут привести к отрицательным последствиям: виновный избежит наказания и вновь будет совершать преступления. Колеблющемуся свидетелю целесообраз­но раскрыть отрицательные последствия совершенного преступления для общества, моральные переживания потерпевшего и его родственников.

Если есть сведения, что предполагаемый участник очной ставки боится возможной мести со стороны подо­зреваемого (обвиняемого), то нужно рассеять эти опа­сения. В одних случаях этого можно добиться путем разъяснения свидетелю (потерпевшему) нереальности опасений, в других — принятием конкретных мер к ох­ране свидетеля (потерпевшего).

Для укрепления позиции признавшегося подозревае­мого (обвиняемого) нужно убедить в том, что отказ от ранее данных показаний или их изменение не лучшее средство защиты, поскольку лучше его никто не сможет

объяснить спорные обстоятельства. Хорошие результаты также дает подробное и убедительное разъяснение подозреваемому (обвиняемому) закона, рассматриваю­щего чистосердечное раскаяние как обстоятельство, смяг­чающее ответственность (ст. 38 УК РСФСР). Весьма положительное влияние на колеблющихся лиц оказыва­ет проведение до очной ставки с их участием следствен­ных действий, направленных на подтверждение правиль­ности данных ими показаний. Проведение с участием этих лиц опознаний, следственных экспериментов, про­верок показаний на месте и т. п. укрепляет их позицию на дачу правдивых показаний на очной ставке. Отказ от психологической подготовки предполагаемого уча­стника очной ставки иногда отрицательно сказывается на установлении истины по делу.

По подозрению в совершении кражи радиолы и магнитофона из квартиры были задержаны несовершеннолетние В., У. и неоднократно ранее судимый Б. На до­просах В. и У. рассказали, что Б. проник в квартиру через окно и вынес оттуда магнитофон и радиолу. Б. же категорически отрицал свое участие в краже. Между В. и Б. была проведена очная ставка. Пока следователь заполнял вводную часть протокола следственного дей­ствия, Б. мимикой и жестами убедил В. взять преступ­ление на себя. На очной ставке В. изменил ранее данные показания. Отсутствие должной психологической подго­товки В. к очной ставке отрицательно повлияло на уста­новление истины по спорным обстоятельствам. Под воздействием организатора кражи В. изменил свои прав­дивые показания на ложные.

По этому же делу иной результат дала очная ставка между Б. и несовершеннолетним У. Последний до очной ставки был к ней психологически подготовлен. Следователь произвел дополнительный его допрос. На вопрос, почему он согласился участвовать в краже, У. заявил, что Б. обещал ему за это отдать магнитофон. У. были оглашены показания свидетеля Ж. о том, что тот видел, как Б. продал магнитофон за 70 рублей неизвестному гражданину. У. тут же рассказал следователю, а затем и показал, где Б. спрятал радиолу. В поведении У. на­ступил перелом. На очной ставке он подробно описал действия каждого участника квартирной кражи. Б. под­твердил правильность показаний У.59.

Составление письменного плана очной ставки

Работа следователя по подготовке к очной ставке завершается составлением письменного плана. В него должны быть включены следующие данные:

1. Обстоятельства, являющиеся предметом очной ставки, расположенные в определенной следователем очередности их рассмотрения.

2. Суть показаний допрашиваемых по каждому вынесенному на очную ставку спорному обстоятельству.

3. Доказательства, подтверждающие или опровер­гающие показания участников очной ставки, с указа­нием, при рассмотрении каких спорных обстоятельств, в каком объеме и в какой последовательности будут предъявляться.

4. Сформулированные следователем вопросы, с указанием очередности их постановки участникам очной ставки.

5. Время и место проведения очной ставки.

6. Принимающие участие при производстве очной ставки лица.

Схема плана очной ставки приведена в таблице.
Т а б л и ц а

пп/п№ Подлежащие выяснению спорные обстоятельства (в избран­ной очередности)   Суть показаний по рассматриваемым спорным обстоятельствам   Подлежащие предъявлению доказательства и другие материалы (листы дела)   Вопросы к допрашиваемым с ука­занием, кому из них первому зада­ются   Примечания  
свидете­ля А.   потерпев­шего Б.  
                           

Графу о подлежащих предъявлению доказательств можно использовать и для заметок о применении в ходе очной ставки тактических приемов. В разделе «Примечания» делаются отметки о результатах очной ставки,

о подлежащих выяснению иных спорных обстоятель­ствах, о мероприятиях, вытекающих из результатов дан­ного следственного действия, фиксируются вопросы, которые предстоит выяснить в дальнейшем и т. д. Такая форма плана позволяет своевременно корректировать его в процессе проведения очной ставки.

Составление письменного плана необходимо при проведении любой очной ставки. Анализ его положений позволяет выявить слабые места и ошибки в рассуждениях и своевременно устранить их; значительно облегчает в дальнейшем составление протокола.

Принятие мер к вызову допрошенных лиц на очную

ставку

Законодатель предоставляет следователю различные возможности для вызова соответствующих лиц на очную ставку (повесткой, телеграммой, по телефону, приво­дом). В конкретной ситуации правильное определение способа вызова участников очной ставки имеет важное значение: позволяет провести данное следственное дей­ствие в запланированное время и в намеченном месте; содействует сохранению в тайне от других лиц самого факта вызова участников на очную ставку; способству­ет установлению психологического контакта с допраши­ваемыми и т. д.

Если следователь уверен, что противоречия связаны с добросовестным заблуждением одного из допрошенных по делу лиц, то цель его вызова на очную ставку скры­вать не следует. По телефону, в повестке или телеграм­ме добросовестно заблуждающемуся лицу можно ука­зать, что оно вызывается на очную ставку, организуе­мую с целью помочь ему вспомнить забытые факты. В данном случае напоминание о цели очной ставки сни­мает излишнее нервное возбуждение такого лица, что благоприятствует процессу воспоминания забытого как до, так и в процессе очной ставки. Если же один из предполагаемых участников очной ставки умышленно искажает факты, то способ вызова его к следователю осуществляется по другим правилам.

Когда целесообразно скрыть от участников то, что следователь намерен провести между ними очную став­ку, вызов их в прокуратуру (милицию) надо назначить

на разное время, с разрывом в 20—40 минут, одного повесткой, другого по телефону без указания цели вызова и т. п. Эта мера исключит возможность встречи и последующее не контролируемое следователем общение до­прашиваемых. Указанное время можно использовать для беседы или допроса лица, прибывшего па очную ставку первым.

При выборе способа вызова необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности участников очной ставки. Замечено, что внезапное приглашение на очную ставку лица, обладающего повышенной чувствительностью, приводит к тому, что это лицо «замыка­ется в себе», отказывается давать показания. Неожи­данный вызов травмирует психику такого допрашивае­мого: на очной ставке и в дальнейшем установить с ним психологический контакт бывает весьма трудно. По­этому такого участника необходимо заранее предупре­дить о производстве очной ставки и подготовить к пред­стоящему вызову.

Законодатель вменяет в обязанность следователя не допускать общение обвиняемых (подозреваемых) и свидетелей (потерпевших), вызываемых по одному и тому же делу на допрос (ст. ст. 150, 123, 158, 161 УПК РСФСР). В отношении участников, вызываемых на оч­ную ставку, такого правила в УПК РСФСР не установ­лено. Поэтому по рассматриваемому вопросу высказано несколько точек зрения. А. Б. Соловьев, например, пред­лагает распространить требования ст. ст. 150 и 158 УПК РСФСР и на участников очной ставки60. Некоторые практические работники вообще не принимают мер, которые бы исключали возможность не контролируемого ими контакта вызываемых на очную ставку лиц. Опыт производства очных ставок приводит других следовате­лей к выводу, что иногда целесообразно организовывать вызов на очную ставку ее участников таким образом, чтобы они до ее производства имели возможность об­щаться друг с другом. Чтобы показать, как органи­зуется такое предварительное общение вызванных на очную ставку лиц, приведем пример из следственной практики.

По делу о производстве преступных абортов на до­прос была вызвана потерпевшая Моисеева. На вопрос следователя: когда и кто ей делал аборт, Моисеева,

возмутившись, заявила, что такого случая вообще не было, этот вопрос ее оскорбляет. О взаимоотношениях с некоей Рабинович рассказала скупо и неохотно.

Тем временем по вызову в прокуратуру пришла Рабинович, о чем секретарь по телефону сразу же сообщила следователю. Завершив допрос, следователь проводил Моисееву в приемную прокуратуры, попросил ее немно­го подождать и тут же пригласил к себе в кабинет сидев­шую в приемной Рабинович. Рабинович и Моисеева ви­дели друг друга, но не смогли обменяться ни одним словом. Во время допроса Рабинович дала показания, что полгода тому назад Моисеевой был сделан аборт врачом Левиным, которому Рабинович помогала Пока­зания Рабинович были записаны в протокол и следова­тель принял решение свести ее на очную ставку с Мои­сеевой.

Следователь предложил Рабинович пригласить в кабинет дожидавшуюся в приемной Моисееву. Сделано это было специально для того, чтобы Рабинович и Моисеева до очной ставки смогли между собой «обменяться впечатлениями». Когда через несколько минут они вошли в кабинет, вид у Моисеевой был уже не тот. Она стала извиняться, что говорила неправду и полностью подтвердила показания Рабинович61.

Из приведенного примера видно, что по расследуемо­му уголовному делу следователю удалось достичь поставленной цели. Несмотря на это, его действия нельзя признать правомерными. Организация неконтролируемо­го общения допрошенных лиц порождает сомнение в правдивости полученных от них показаний, объективно­сти проводимого расследования. С учетом изложенного представляется необходимым включить в УПК РСФСР требование, обязывающее следователя принимать все меры к тому, чтобы исключить возможность неконтро­лируемого общения вызванных на очную ставку лиц.

Наши рекомендации