Уфимский государственный нефтяной технический университет
Учебно-методический комплекс
Дисциплины
«Речевая коммуникация»
Для студентов заочной формы обучения
Часть I
Теоретические основы
Методические указания для студентов
Материалы для самостоятельной работы студентов
Уфа 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра русского языка и литературы
Вильданова Н.Г., Сулейманова А.К.
Учебно-методический комплекс
Дисциплины
«Речевая коммуникация»
Для студентов заочной формы обучения
Часть I
Теоретические основы
Методические указания для студентов
Материалы для самостоятельной работы студентов
Рекомендовано Министерством образования
Республики Башкортостан
Уфа 2012
УДК
ББК
Н
Рецензенты:
Кафедра русского языка и литературы УГНТУ (зав. кафедрой, д-р филол. наук, проф. В.А. Шаймиев)
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Фаткуллина Ф.Г.
Вильданова Н.Г., Сулейманова А.К. Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» для студентов заочной формы обучения. Ч.1. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2012. – 170с.
В связи с развитием информационных технологий, расширением границ коммуникативного пространства и сфер деятельности человека особенно актуализировались в последние десятилетия вопросы межличностного общения, а стиль делового общения стал неотъемлемой частью общественной жизни в целом.
Введение в программу негуманитарных вузов дисциплины «Речевая коммуникация» способствует формированию у студентов понимания значимости речевой коммуникации в их будущей профессиональной деятельности.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» адресован студентам негуманитарных вузов.
УДК
ББК
Н
ISBN
© УГНТУ, 2012
© Вильданова Н.Г., Сулейманова А.К.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
Рабочая программа направления подготовки | ||
Теоретическая часть | ||
Модуль Ι. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации | ||
1.1 Понятие речевой коммуникации | ||
1.2 Основные единицыречевого общения | ||
1.3 Язык как основное средство речевой коммуникации. Язык и речь.Разновидности национального языка | ||
1.4 Функциональные стили современного русского литературного языка | ||
1.4.1 Научный стиль речи 1.4.2 Официально-деловой стиль речи 1.4.3 Публицистический стиль речи 1.4.4 Разговорно-бытовой стиль речи. Условия его функционирования 1.4.5 Художественный стиль речи | ||
1.5 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения 1.5.1 Орфоэпические нормы 1.5.2 Грамматические нормы 1.5.3 Синтаксические нормы 1.5.4 Пунктуационные нормы 1.5.5 Стилистические и лексические нормы русского языка | ||
Модуль II. Совершенствование навыков речевой деятельности | ||
2.1 Речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации | ||
2.2 Этика речевой коммуникации | ||
2.3 Совершенствование навыков устной речи. Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации | ||
2.4 Логико-композиционное построение речи | ||
2.5 Техника речи | ||
2.6 Лексические и синтаксические средства речевой выразительности | ||
Методические указания для студентов | ||
Вариант билета для дифференцированного зачёта Образец ответа на вопросы билета Критерии оценки знаний студента при билетной форме контроля Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы Образец выполнения контрольной работы Тестовые задания Образец выполнения тестовых заданий Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля | ||
Материалы для самостоятельной работы студентов | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов Контрольные вопросы Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения | ||
Контрольно-измерительные материалы для текущего контроля знаний студентов по дисциплине «Речевая коммуникация» (тестовые задания для определения уровня усвоения языковых норм) | ||
I Орфоэпические нормы II Лексические нормы III Морфологические нормы IV Синтаксические нормы V Культура речи VI Совершенствование навыков устной речи VΙΙ Словари Ключи Литература | ||
Введение
Дисциплина «Речевая коммуникация» введена в ФГОС-3 всех направлений и специальностей технических вузов как компонент цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
Речевая коммуникация изучает основы коммуникативной деятельности и нацелена на обучение речевому общению путём совершенствования навыков всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо).
Целью освоения дисциплины является формирование у будущих специалистов, бакалавров, магистрантов навыков и умений логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
Задачи дисциплины:
- сформировать у бакалавров понимание значимости речевой коммуникации в профессиональной деятельности;
- привить обучающимся умения и навыки правильной и эффективной устной и письменной речевой коммуникации.
Освоение дисциплины «Речевая коммуникация» необходимо как основа для изучения последующих за ней дисциплин, таких как «Этика и корпоративная культура организаций», «Деловой этикет и культура коммуникаций», «Риторика и основы ораторского искусства», «Глобальные проблемы современности».
В результате освоения дисциплины «Речевая коммуникация» обучающимися должны быть приобретены и продемонстрированы как общекультурные, так и профессиональные компетенции, сообразующиеся с целями воспитания и обучения.
Под компетенцией, или компетентностью, в широком смысле слова в сфере профессионального образования понимают способность индивида переносить навыки и умения, т. е. умение практического и оперативного применения знаний на конкретные ситуации, а также возможность действовать адекватно в широких областях профессиональной деятельности.
Общекультурные компетенции (ОК) должны развивать способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, используя основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук на основе анализа социально значимых проблем и процессов.
Профессиональные компетенции (ПК) дают возможность индивиду участвовать в постановке целей проекта, его задач и в разработке структуры их взаимосвязей, определения приоритетов решения задач с учётом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности, которая требует умения разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, отстаивать свою позицию как в устной, так и письменной формах.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны
Знать
- нормы, виды и средства ясной, аргументированной, литературной устной и письменной речи (ОК-2, ПК-13);
- особенности восприятия и обобщения вербальной и невербальной речевой информации (ОК-1, ПК-6);
- особенности работы с официально-деловыми (нормативными правовыми) документами в своей деятельности (ПК-13);
- основные положения и принципы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
Уметь
- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- выстраивать общение с коллегами на работе (ОК-9, ПК-6);
- работать с официально-деловыми (нормативными правовыми) документами в своей деятельности (ОК-1, ПК-13);
- стремиться к саморазвитию, приобретать новые знания в области гуманитарных наук (ОК-1, ОК-9);
- уважительно и бережно относиться к культурным традициям (ОК-1, ОК-9);
владеть
- навыками продуцирования аргументированной, ясной, кодифицированной устной и письменной речи, правильного оформления результатов мышления (ОК-2, ПК-13);
- культурой мышления и речи, способностью к восприятию, анализу и обобщению информации (ОК-1, ПК-6);
- навыками социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.
На изучение дисциплины «Речевая коммуникация» по учебному плану направления обучения выделены 2 зачётные единицы (72часа).
В зависимости от количества часов содержание речевой коммуникации подразделяется на два модуля как частей образовательного процесса в рамках установленных компетенций.
Формой промежуточной аттестации обучающихся является зачёт в семестре, указанном в учебном плане. Одним из важных этапов в подготовке к промежуточной аттестации является выполнение домашней контрольной работы, которая позволяет оценить:
- уровень теоретических знаний и объём приобретённых на их основе компетенций;
- сформированность навыков самостоятельной работы с литературой;
- объём практических умений синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.
Контрольная работа для студентов всех форм обучения включает практические задания, охватывающие весь объём содержания дисциплины. Для выполнения контрольной работы и её успешной защиты обучающимся необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, усвоить модули дисциплины, знать ответы на вопросы для итоговой аттестации, изучить рекомендованную литературу.
Контрольная работа выполняется на листах формата А 4 в программе Microsoft Office Word, версия не ранее 2003 г. Задания могут выполняться в свободной последовательности с обязательным сохранением номера задания, инструкции к нему и его исходного текста. Ответ на задание даётся сразу после него шрифтовым выделением. Контрольная работа сдаётся в деканат заочного факультета за 1 месяц до начала экзаменационной сессии.
В соответствии с компетенциями, обозначенными в ФГОС-3 высшего профессионального образования, содержание дисциплины «Речевая коммуникация» представлено в двух модулях:
1 Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации:
- понятие речевой коммуникации;
- формы и типы речевой коммуникации (устная и письменная формы; типы в зависимости от условий коммуникации, от количества участников, от целей общения, от характера ситуации);
- основные единицы речевого общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие);
- универсальная модель речевой коммуникации (понятия адресанта, адресата, сообщения, кодирования и декодирования информации);
- коммуникативные барьеры и их разновидности;
- язык как основное средство речевой коммуникации (литературный язык, его состав; разговорная речь);
- функциональные стили современного русского литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический книжные стили и устные формы речи); стилеобразующие факторы (лексические, морфологические, синтаксические; текстовые и жанровые особенности стилей);
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения; нормативный аспект речи; понятие нормы (орфоэпические и акцентологические нормы; лексические нормы; морфологические нормы; синтаксические нормы).
2 Совершенствование навыков речевой деятельности:
- речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации (понятия стратегии и тактики, разновидности речевых тактик и их классификация, законы общения);
- этика речевой коммуникации (понятия этики и этикета, этические нормы, принципы делового этикета);
- совершенствование навыков устной речи; вербальные и невербальные средства речевой коммуникации (нравственные установки участников коммуникации; виды публичной коммуникации; виды общения; средства общения; вербальное общение; факторы вербального речевого воздействия; факторы невербального речевого воздействия (жесты, мимика и т. п.);
- логико-композиционное построение речи: логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- приемы изложения (индукция, дедукция, традукция); композиция речи (вступление, основная часть, заключение);
- техника речи: компоненты техники речи (интонация, голос, дыхание, темп, пауза, дикция, ударение, мелодика); смыслоразличительная роль интонации; основные качества профессионального речевого голоса (динамический диапазон, полетность, тембр, подвижность, выносливость); тембр как психофизический навык;
- лексические и синтаксические средства речевой выразительности.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» для студентов заочной формы обучения для негуманитарных направлений обучения включает:
1) утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации учебный план специальности;
2) выписку из государственного образовательного стандарта;
3) рабочую учебную программу дисциплины;
4) теоретические основы дисциплины;
5) методические указания для студентов;
6) материалы для самостоятельной работы студентов;
7) контрольно-измерительные материалы для итогового контроля усвоения дисциплины.
В соответствии с государственным образовательным стандартом в содержание основной образовательной программы по дисциплине «Речевая коммуникация» входят два модуля:
Ι. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации (основные единицы речевого общения; язык как основное средство речевой коммуникации; функциональные стили современного русского литературного языка; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения). |
II. Совершенствование навыков речевой деятельности (общие принципы речевой коммуникации; речевые тактики; этика речевой коммуникации; совершенствование навыков устной речи; вербальные и невербальные средства речевой коммуникации; логико-композиционное построение речи; техника речи; лексические и синтаксические средства речевой выразительности). |
Учебный планпредусматривает изучение дисциплины в объёме 72 часов, в том числе часы на аудиторные занятия, на подготовку к аудиторным занятиям, на самостоятельное изучение тем, на выполнение итоговой контрольной работы. Форма отчётности – зачёт.
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Специальность – негуманитарная
График учебного процесса
№ п/п | Название дисциплины | Общ. трудоемк. | Ауд. | Лек. | Прак. | СРС | Форма отчетности | |||||
Курс. Раб. | Контр. | РГР | Реф. | Подг. к практ. | Сам. изуч тем | |||||||
Речевая коммуникация | нет | нет | нет | нет | Зачет |
Рабочая программа
дисциплины «Речевая коммуникация»
1 Цели освоения дисциплины «Речевая коммуникация»
Целью освоения дисциплины «Речевая коммуникация» является обучение бакалавров логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. Задачи дисциплины: сформировать у бакалавров понимание значимости речевой коммуникации в профессиональной деятельности; привить бакалаврам умения и навыки правильной и эффективной устной и письменной речевой коммуникации.