Уфимский государственный нефтяной технический университет

Учебно-методический комплекс

Дисциплины

«Речевая коммуникация»

Для студентов заочной формы обучения

Часть I

Теоретические основы

Методические указания для студентов

Материалы для самостоятельной работы студентов

Уфа 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра русского языка и литературы

Вильданова Н.Г., Сулейманова А.К.

Учебно-методический комплекс

Дисциплины

«Речевая коммуникация»

Для студентов заочной формы обучения

Часть I

Теоретические основы

Методические указания для студентов

Материалы для самостоятельной работы студентов

Рекомендовано Министерством образования

Республики Башкортостан

Уфа 2012

УДК

ББК

Н

Рецензенты:

Кафедра русского языка и литературы УГНТУ (зав. кафедрой, д-р филол. наук, проф. В.А. Шаймиев)

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Фаткуллина Ф.Г.

Вильданова Н.Г., Сулейманова А.К. Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» для студентов заочной формы обучения. Ч.1. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2012. – 170с.

В связи с развитием информационных технологий, расширением границ коммуникативного пространства и сфер деятельности человека особенно актуализировались в последние десятилетия вопросы межличностного общения, а стиль делового общения стал неотъемлемой частью общественной жизни в целом.

Введение в программу негуманитарных вузов дисциплины «Речевая коммуникация» способствует формированию у студентов понимания значимости речевой коммуникации в их будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» адресован студентам негуманитарных вузов.

УДК

ББК

Н

ISBN

© УГНТУ, 2012

© Вильданова Н.Г., Сулейманова А.К.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Рабочая программа направления подготовки
Теоретическая часть
Модуль Ι. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации  
1.1 Понятие речевой коммуникации
1.2 Основные единицыречевого общения
1.3 Язык как основное средство речевой коммуникации. Язык и речь.Разновидности национального языка  
1.4 Функциональные стили современного русского литературного языка  
1.4.1 Научный стиль речи 1.4.2 Официально-деловой стиль речи 1.4.3 Публицистический стиль речи 1.4.4 Разговорно-бытовой стиль речи. Условия его функционирования 1.4.5 Художественный стиль речи    
1.5 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения   1.5.1 Орфоэпические нормы 1.5.2 Грамматические нормы 1.5.3 Синтаксические нормы 1.5.4 Пунктуационные нормы 1.5.5 Стилистические и лексические нормы русского языка      
Модуль II. Совершенствование навыков речевой деятельности  
2.1 Речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации  
2.2 Этика речевой коммуникации
2.3 Совершенствование навыков устной речи. Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации  
2.4 Логико-композиционное построение речи
2.5 Техника речи
2.6 Лексические и синтаксические средства речевой выразительности  
Методические указания для студентов  
Вариант билета для дифференцированного зачёта Образец ответа на вопросы билета Критерии оценки знаний студента при билетной форме контроля Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы Образец выполнения контрольной работы Тестовые задания Образец выполнения тестовых заданий Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля  
 
Материалы для самостоятельной работы студентов  
Методические указания для самостоятельной работы студентов Контрольные вопросы Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения  
Контрольно-измерительные материалы для текущего контроля знаний студентов по дисциплине «Речевая коммуникация» (тестовые задания для определения уровня усвоения языковых норм)
I Орфоэпические нормы   II Лексические нормы   III Морфологические нормы   IV Синтаксические нормы   V Культура речи   VI Совершенствование навыков устной речи   VΙΙ Словари   Ключи Литература              
     

Введение

Дисциплина «Речевая коммуникация» введена в ФГОС-3 всех направлений и специальностей технических вузов как компонент цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Речевая коммуникация изучает основы коммуникативной деятельности и нацелена на обучение речевому общению путём совершенствования навыков всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо).

Целью освоения дисциплины является формирование у будущих специалистов, бакалавров, магистрантов навыков и умений логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

Задачи дисциплины:

- сформировать у бакалавров понимание значимости речевой коммуникации в профессиональной деятельности;

- привить обучающимся умения и навыки правильной и эффективной устной и письменной речевой коммуникации.

Освоение дисциплины «Речевая коммуникация» необходимо как основа для изучения последующих за ней дисциплин, таких как «Этика и корпоративная культура организаций», «Деловой этикет и культура коммуникаций», «Риторика и основы ораторского искусства», «Глобальные проблемы современности».

В результате освоения дисциплины «Речевая коммуникация» обучающимися должны быть приобретены и продемонстрированы как общекультурные, так и профессиональные компетенции, сообразующиеся с целями воспитания и обучения.

Под компетенцией, или компетентностью, в широком смысле слова в сфере профессионального образования понимают способность индивида переносить навыки и умения, т. е. умение практического и оперативного применения знаний на конкретные ситуации, а также возможность действовать адекватно в широких областях профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции (ОК) должны развивать способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, используя основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук на основе анализа социально значимых проблем и процессов.

Профессиональные компетенции (ПК) дают возможность индивиду участвовать в постановке целей проекта, его задач и в разработке структуры их взаимосвязей, определения приоритетов решения задач с учётом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности, которая требует умения разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, отстаивать свою позицию как в устной, так и письменной формах.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны

Знать

- нормы, виды и средства ясной, аргументированной, литературной устной и письменной речи (ОК-2, ПК-13);

- особенности восприятия и обобщения вербальной и невербальной речевой информации (ОК-1, ПК-6);

- особенности работы с официально-деловыми (нормативными правовыми) документами в своей деятельности (ПК-13);

- основные положения и принципы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

Уметь

- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- выстраивать общение с коллегами на работе (ОК-9, ПК-6);

- работать с официально-деловыми (нормативными правовыми) документами в своей деятельности (ОК-1, ПК-13);

- стремиться к саморазвитию, приобретать новые знания в области гуманитарных наук (ОК-1, ОК-9);

- уважительно и бережно относиться к культурным традициям (ОК-1, ОК-9);

владеть

- навыками продуцирования аргументированной, ясной, кодифицированной устной и письменной речи, правильного оформления результатов мышления (ОК-2, ПК-13);

- культурой мышления и речи, способностью к восприятию, анализу и обобщению информации (ОК-1, ПК-6);

- навыками социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм.

На изучение дисциплины «Речевая коммуникация» по учебному плану направления обучения выделены 2 зачётные единицы (72часа).

В зависимости от количества часов содержание речевой коммуникации подразделяется на два модуля как частей образовательного процесса в рамках установленных компетенций.

Формой промежуточной аттестации обучающихся является зачёт в семестре, указанном в учебном плане. Одним из важных этапов в подготовке к промежуточной аттестации является выполнение домашней контрольной работы, которая позволяет оценить:

- уровень теоретических знаний и объём приобретённых на их основе компетенций;

- сформированность навыков самостоятельной работы с литературой;

- объём практических умений синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.

Контрольная работа для студентов всех форм обучения включает практические задания, охватывающие весь объём содержания дисциплины. Для выполнения контрольной работы и её успешной защиты обучающимся необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, усвоить модули дисциплины, знать ответы на вопросы для итоговой аттестации, изучить рекомендованную литературу.

Контрольная работа выполняется на листах формата А 4 в программе Microsoft Office Word, версия не ранее 2003 г. Задания могут выполняться в свободной последовательности с обязательным сохранением номера задания, инструкции к нему и его исходного текста. Ответ на задание даётся сразу после него шрифтовым выделением. Контрольная работа сдаётся в деканат заочного факультета за 1 месяц до начала экзаменационной сессии.

В соответствии с компетенциями, обозначенными в ФГОС-3 высшего профессионального образования, содержание дисциплины «Речевая коммуникация» представлено в двух модулях:

1 Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации:

- понятие речевой коммуникации;

- формы и типы речевой коммуникации (устная и письменная формы; типы в зависимости от условий коммуникации, от количества участников, от целей общения, от характера ситуации);

- основные единицы речевого общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие);

- универсальная модель речевой коммуникации (понятия адресанта, адресата, сообщения, кодирования и декодирования информации);

- коммуникативные барьеры и их разновидности;

- язык как основное средство речевой коммуникации (литературный язык, его состав; разговорная речь);

- функциональные стили современного русского литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический книжные стили и устные формы речи); стилеобразующие факторы (лексические, морфологические, синтаксические; текстовые и жанровые особенности стилей);

- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения; нормативный аспект речи; понятие нормы (орфоэпические и акцентологические нормы; лексические нормы; морфологические нормы; синтаксические нормы).

2 Совершенствование навыков речевой деятельности:

- речевые тактики и общие принципы речевой коммуникации (понятия стратегии и тактики, разновидности речевых тактик и их классификация, законы общения);

- этика речевой коммуникации (понятия этики и этикета, этические нормы, принципы делового этикета);

- совершенствование навыков устной речи; вербальные и невербальные средства речевой коммуникации (нравственные установки участников коммуникации; виды публичной коммуникации; виды общения; средства общения; вербальное общение; факторы вербального речевого воздействия; факторы невербального речевого воздействия (жесты, мимика и т. п.);

- логико-композиционное построение речи: логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- приемы изложения (индукция, дедукция, традукция); композиция речи (вступление, основная часть, заключение);

- техника речи: компоненты техники речи (интонация, голос, дыхание, темп, пауза, дикция, ударение, мелодика); смыслоразличительная роль интонации; основные качества профессионального речевого голоса (динамический диапазон, полетность, тембр, подвижность, выносливость); тембр как психофизический навык;

- лексические и синтаксические средства речевой выразительности.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Речевая коммуникация» для студентов заочной формы обучения для негуманитарных направлений обучения включает:

1) утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации учебный план специальности;

2) выписку из государственного образовательного стандарта;

3) рабочую учебную программу дисциплины;

4) теоретические основы дисциплины;

5) методические указания для студентов;

6) материалы для самостоятельной работы студентов;

7) контрольно-измерительные материалы для итогового контроля усвоения дисциплины.

В соответствии с государственным образовательным стандартом в содержание основной образовательной программы по дисциплине «Речевая коммуникация» входят два модуля:

Ι. Речевая коммуникация как процесс. Основные понятия речевой коммуникации (основные единицы речевого общения; язык как основное средство речевой коммуникации; функциональные стили современного русского литературного языка; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения).  
II. Совершенствование навыков речевой деятельности (общие принципы речевой коммуникации; речевые тактики; этика речевой коммуникации; совершенствование навыков устной речи; вербальные и невербальные средства речевой коммуникации; логико-композиционное построение речи; техника речи; лексические и синтаксические средства речевой выразительности).

Учебный планпредусматривает изучение дисциплины в объёме 72 часов, в том числе часы на аудиторные занятия, на подготовку к аудиторным занятиям, на самостоятельное изучение тем, на выполнение итоговой контрольной работы. Форма отчётности – зачёт.

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Специальность – негуманитарная

График учебного процесса

№ п/п   Название дисциплины Общ. трудоемк. Ауд. Лек. Прак. СРС Форма отчетности
Курс. Раб. Контр. РГР Реф. Подг. к практ. Сам. изуч тем
Речевая коммуникация нет нет нет нет Зачет

Рабочая программа

дисциплины «Речевая коммуникация»

1 Цели освоения дисциплины «Речевая коммуникация»

Целью освоения дисциплины «Речевая коммуникация» является обучение бакалавров логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. Задачи дисциплины: сформировать у бакалавров понимание значимости речевой коммуникации в профессиональной деятельности; привить бакалаврам умения и навыки правильной и эффективной устной и письменной речевой коммуникации.

Наши рекомендации