Ценностные ориентации как феномен семейной психологии
Ценностная система, как правило, задает общую направленность решения конфликтов и любых выборов. На практике анализ своеобразия структур отдельных ценностных систем сводится лишь к фиксации сравнительной высоты, к указанию иерархии ценностей. И хотя для описания логики ценностной регуляции подобной информации оказывается недостаточно, очевидно, что система, в которой свобода, к примеру, находится на первом месте, а равенство на последнем, принципиально ( по последствиям ее принятия индивидом) отличается от системы, где равенство стоит на первом месте, а свобода - на последнем. Аналогично система, в которой свобода стоит на первом, а равенство на втором заметно отличается от первых двух.
Ценностная система складывается уже в подростковом возрасте. Существенные изменения в сложившейся системе происходят только после серьезных перемен в жизни человека. Такими переменами могут оказаться резкие эволюции в обществе или смена привычной культурной среды на новую.
В научной литературе существует множество различных определений понятия “ценность”. Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я.., Наумова Н.Ф.) и вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.)
Для ряда отечественных авторов характерно отнесение ценности к сфере должного, которое выступает в качестве нормы, цели, идеала, но в реальной жизни не осуществлено. По О.М. Бакурадзе, «суждение ценности имеет телеологический характер, т.е. указывает на состояние, определенное целью. Ценность не то, что есть, а то, что должно быть». Близки к названной также позиции И.С. Барского, который отмечает, что «ценности - это главным образом идеалы общественной жизни, а на этой основе и личной деятельности»; А.Я. Разина, понимает под ценностью «самостоятельный по отношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объективированный в искусственных формах специфической предметности».
Ценность как свойство предмета или явления присуща личности не от природы, не в силу глубоко внутренней структуры объекта, а потому, что он является носителем довольно определенных социальных отношений, будучи вовлеченным в сферу бытия человека. Однако же, данная предмету или некому явлению конкретным индивидом, она индивидуальна, а потому оценок одного и того же объекта может быть столько, сколько существует уже оценивающих субъектов. Реальной основой их разнообразия являются собственные особенности оценивающего субъекта, специфика его потребностей и интересов. В то же время всесторонняя оценка является объективной реальностью На этой основе повторяющиеся оценки создают нормы и принципы какого-либо социокультурного образования (групп, общества в целом), которые представляют собой стабильные оценки в их воздействии на поведение человека. "
Подход к ценностям личности с точки зрения анализа отношений был разработан В.Н. Мясищевым. Согласно ему, предметы и явления действительности, связанные с личностью общественными отношениями, выступают как объективно включенные в ее жизненный мир и в ее деятельность, в которой они приобретают личностную значимость, ценность.
Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности-нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности).
С позиций Б.Г. Ананьева, направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Условно ценностные ориентации автор делит на материальные, социально-политические и духовные, взяв за основу классификацию В.П. Тугаринова. К материальным ценностям относятся техника и материальные блага: пища, одежда, жилище, сфера вещей, обеспечивающих комфортное существование. Общественно- политические ценности составляют свобода, братство, равенство, справедливость. К духовным ценностям относятся образование, наука, искусство. В психологии они выступают как центр духовного развития личности, «как целостная совокупность, или система, сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе (В.Н. Мясищев), взаимопроникновение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), динамика установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили и др.), нравственные позиции и мотивы поведения формируемой личности (Л.И. Божович) [2].
Определенная группа ученых рассматривает ценностные ориентации как представление, убеждения личности о жизненных ценностях. Д.А. Леонтьев определяет ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него. Наряду с ценностными ориентациями присутствуют другие ценностные представления, среди которых наиболее существенными являются ценностные стереотипы, ценностные идеалы. Ценностные стереотипы отражают осознаваемые личностью ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом. Д.А. Леонтьев указывает на то, что в сознании одного человека может отражаться одновременно несколько систем ценностных стереотипов разных социальных групп. Очевидно, что ценности индивида и социальной группы могут не совпадать. При этом он способен репрезентировать социально желаемые ценности.
Согласно теории мотивационных типов С.Шварца – В.Билски, ценности есть «познанные потребности» или когнитивные репрезентации трех универсальных групп потребностей: биологических (витальных), потребностей взаимодействия, необходимого для межличностной координации, и общественных запросов для удовлетворения группового благополучия и выживания.
С.Шварц и В.Билски выделяют 3 группы ценностей (мотивационных типов): «чисто социальные» – конформизм, поддержка традиций и просоциальность (объединяют структуры отношений в социуме); 4 смешанных мотивационных типа – безопасность, зрелость, социальная культура и духовность (личность характеризуется в них главным образом через отношения ее индивидуальности с обществом); индивидуальные мотивационные типы – наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение, стимуляция – устанавливают те ценности, которые в наибольшей степени порождаются индивидуальностью и часто вступают в противоречие с социальным и смешанным [35].
Семье в новом урбанизированном мире достаточно сложно соответствовать всем предъявляемым к ней нормам и правилам. Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи. С.И. Голод выделяет три группы семейных ценностей на основании исторических типов семьи. Так патриархальному (традиционному) типу семьи, с выраженной властью мужа над женой и детьми и авторитарной системой воспитания, присущи дифференцированные семейные ценности - для мужа - власть, ответственность, мудрость, справедливость, трудолюбие; для жены - целомудрие, верность, послушание, заботливость, терпимость; для детей- уважение к старшим, исполнительность, сыновий (дочерний) долг и т.д. Для детоцентрического (современного) типа семьи, который основан личностной интимности, взаимопонимании и доверии супругов основными ценностями выступают ребенок, любовь, родительская самоотверженность, супружеский и семейный долг, уважение и др. Супружеский (постсовременный) тип семьи отличается неинституциональностью характера связи супругов, симметричностью их прав и обязанностей, а также включением в ценность семьи автономии личности, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.
О.А. Карабанова описывая специфические особенности современной семьи выделяет особую роль родительства. Если в древней истории крайне низкой была самоценность детства и воспитательной функции, то начиная со второй половины ХХ в. «особое значение в детско-родительских отношениях приобретает эмоциональная и духовная близость, эмпатия, а родительская любовь становится приоритетной ценностью семейной жизни»; основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка, которые являются высокозначимыми семейными ценностями; семейная система является достаточно открытой, позволяет легко вступить в брак и развестись: «супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей [18].
Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, тем самым выступают как неотъемлемая часть структуры и деятельности современной семьи.