Примитивные защиты на механизме расщепления

И на невротическом, и на пограничном уровнях способность к тестированию реальности сохраняется. для пограничной личностной организации - пере­менчивость, неустойчивость оценок реальности.

Расщепление. Резкие постоянные колебания между противоречивыми Я-концепциями. Внезапные скачки восприятия во время диагностического интервью.

Примитивная идеализация. терапевт воспринимается пациентом как идеальный человек, надежды.

Проективная идентификация. проекция на объект невыносимых в себе самом чувств, желаний, намерений, и одновременно идентификация с этим <обогащенным> своими проекциями объектом, что приводит к нарушению границ между собой и объектом, и ощущению внешнего объекта как плохой, преследующей части себя и наоборот.

Отрицание. Просто усиливает расщепление. Спокойно говорит о своем интеллектуальном понимании происходящего, отрицая при этом всю эмоциональную сторону ситуации.

Всемогущество и обесценивание. раздутое грандиозное Я и обесцененные и презираемые репрезентации других – у нарциссов

Тестирование реальности – оценка себя и окружающих. Для пограничной личностной организации характерна переменчивость, неустойчивость оценок реальности.

Нарциссы по Кернбергу

-интегрированность Я

-хорошая способность к тестированию реальности

-примитивные защиты

лучшее, чем у по­граничных пациентов, социальное функционирование, у них более выражен контроль импульсивности и выше толерантность к трево­ге.

-«раздутое» представление о себе и огромная потребность в восхищении и шумном одобрении. Нарциссические пациенты идеализируют тех, от кого ожидают нарциссического удовлетворения;

обесценивают и презирают остальных;

-Неприемлемые Я-образы проецируются вовне, на объекты, которые обесцениваются.

Их эмоциональность поверхностна, они холодны и безжалост­ны.

пато­логию объектных отношений: неспособность зависеть от «хороших» внутренних объектов при завышенной значимости отношений с «угрожающими» объектами.

Грандиозное Я: идеального Я, идеального объек­та и актуальных Я-образов.

1 – реальное Я, реальные аспекты нарциссич-го чел, то чем он обладает, но они получили преувеличенное развитие.

2 – идеальное Я, фантазии о самом себе как о полном силы, богатства и красоты.

3 – идеальный объект, фантазии о принимающей, любящей матери. (фантазии о всемерно любящей, принимающей и дающей)

Кернберг классифицирует нарциссизм: 1) нормальный инфантильный; 2) нормальный взрослый; 3) патологический: с нарциссическим выбором объекта при гомосексуальности и с выраженностью патологического грандиозного Я.

ПСИХОТИКИ:

-Характерные защиты: уход в фантазии, отрицание, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление, диссоциация. Защищают от архаического страха.

-трудности с идентификацией — настолько, что они не полностью уверены в собственном существовании, еще больше, чем в том, что их жизнь удовлетворительна.

Они глубоко сконфужены по поводу того, кто они такие.

- Нарушено тестирование реальности: не отличают Я-не Я. Они часто не знают, как интерпретировать их значение и наделяют их очень индивидуализированным смыслом.

Модели Эго-психологии подчеркивали отсутствие у психотических личностей внутреннего различения Ид, Эго и супер-Эго, а также различия между наблюдающим и переживающим аспектами Эго.

Невротики:

- здоровые людям, которые имеют некоторые трудности, связанные с эмоциональными нарушениями. Возникновение проблем на эдиповой стадии (3-6 лет), природа в проблеме сформированности идентичности и инициативы. Типичны триадные объектные отношения.

- более зрелые защиты, но также и более примитивные.

Зрелые мех-мы: вытесенение, рационализация, сублимация

- интегрированное чувство идентичности, реалистическая и глубокая оцен­ка себя и других.Способности устанавливать глубокие объектные отношения, которая говорит о том, что эти пациенты достигли стадии постоянства объекта.

- Тестирование реальности сохранно.

Способны адекватно воспринимать интерпретацию защит и переноса, поэтому в работе с ними психотерапевты используют интенсивный анализ, включающий в себя раскрытие чувств конфликтов, защит и интерпретацию переноса.

Различие между нормаль­ной и невротической личностью - вопрос степени. Слишком сильные конфликты - невротические симп­томы, защита, более грубая и примитив­ная. Столкновения влечений (сексуальных и агрессивных), из-за чрезмерного давления внутренних запре­тов.

Кохут в теории селф психологии. Человек, его самоуважение нуждается в поддержке извне. Родителей. Настолько рано, что ребенок еще не воспринимает родителей, как отдельные объекты.

Развитие Я идет по двум линиям:

1- нарциссическое либидо – вложение чувств в образ самого себя. Грандиозное Я(1-2г жизни) – отзеркаливающие Я-объекты.

Реб не признает сепаратное существование Это линия нарцисс. Складывается конфигурация грандиозного Я. 1 -2-3- годы жизни

2- объектное либидо – позитивное чувство самого себя опирается на родителя, идеализированный родительский образ – «Ты – совершенен». (2-4г жизни). – Я-образ слит с архаическими идеализируемыми объектами. Родительское имаго

Научается выполнять эти функции сам, через умеренные разочарования в объектах и самом себе.

Если фрустрация, приводящая к разочарованию, является оптимальной – рост и зрелость. Грандиозное Я развивается в зрелое Эго, самоуважение, амбиции, способность к удовольствию.

Если функция не вып - консервируется и во взрослой жизни будет искать Я – объекты.

Кохут атрибутирует всю психопатологию нарциссическим поражением.

Нарциссы – нужно поддержание самоуважения, чувства связанности и непрерывности сэлф-функции. Защита была переосмыслена не только как cpeдство против тревоги, вызванной Ид, Эго и супер-Эго, но также как способ поддержания непротиворечивого, позитивного чувства собственного “я”.

Перенос при нарцисстической личности:

Внешний объект, который в реальности нужен пациенту, часто используется для проекции всех нежелательных частей пациента “вовнутрь” этого объекта; таким образом, при терапии аналитик используется как “туалет”. все неприятное помещается в аналитика, а все хорошее, что содержится в этих отношениях, пациент приписывает себе.

высокой степени идеализированный Я-образ, и они всемогущественно отрицают все, что не вписывается в эту картину.

При этом пациент бессознательно ненавидит все хорошее и ценное – не только хорошее во внешних объектах, но и потенциально хорошее своего собственного нормального зависимого Я.

Иначе говоря, при ярко выраженном нарциссическом расстройстве личности “безумное” Я пациента пропитано злокачественной смесью либидо и агрессии, с явным преобладанием последней.

По Кохуту, диагностировать нарциссическую личность в пси­хоаналитической ситуации можно по двум типам трансфера: «иде­ализирующему» и «зеркальному».

В «зеркальном» трансфере вы­деляются три уровня.

Наиболее архаичным является уровень сли­яния где происходит распространение грандиозного Я на анали­тика. Я и объект идентичны

Менее архаичной формой является уровень альтер-Эго, или двойника. ощущение пациента, что аналитик подобен ему или похож на него.

Наименее архаичной формой является зеркальный транс­фер в узком смысле. пациент воспринимает аналитика как отдельного человека, но значимого лишь в той мере, в какой тот нужен для собственных целей ожившего грандиозного Я пациента.

Нарциссическая психопатология, по мнению Кохута, проистекает, в сущности, из травмирующего недостатка эмпатии матери и нарушения нормального развития процессов идеализации.

22. Психологическая экспертиза: виды и задачи

Экспертиза (вообще) – исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в определенной области.

Наши рекомендации