Источники уголовного права франции

Франция стала первой страной писаного права, формально устранив из числа источников права обычай, судебную и административную практику. Более того, Франция - страна не только писаного, но и кодифицированного права.

Основными источниками уголовного права Франции являются: Конституция Франции 1958 года, УК Франции 1992 года, специальные уголовные законы, подзаконные акты, принимаемые исполнительными органами государственной власти.

Большую роль играют и решения Палаты по уголовным делам Кассационного Суда Франции, хотя Франция и считается традиционно страной с континентальной правовой системой, на вершине которой находится закон в строгом смысле этого слова.

Источниками уголовного права Франции являются и международные соглашения, заключенные ею. Международные договоры - составная часть французской правовой системы, об этом свидетельствуют положения Конституции и нового УК, закрепившие принцип примата международного права над внутригосударственным.

4.1. Конституционные нормы

Первым конституционным актом послереволюционной Франции была Декларация прав человека и гражданина от 20 августа 1789 г., которая до сегодняшнего дня считается действующей. Хотя французские конституции неоднократно изменялись, но «Декларация прав» неизменно лежала в их основе. В частности, последние две французские конституции 1946 и 1958 гг. в своих преамбулах непосредственно указывают на «Декларацию прав», как на фундамент всего здания французского законодательства. Конституционные нормы, относящиеся к уголовному праву, сформулированы именно в «Декларации прав».

К источникам уголовного права Франции относится и Кодекс военной юстиции 1982 г., в котором содержатся нормы об уголовной ответственности за воинские преступления.

Уголовная ответственность устанавливается и другими кодексами:

Дорожным (за автотранспортные нарушения 1-4 классов), Трудовым, Кодексом жилых и нежилых помещений, Кодексом интеллектуальной собственности, Таможенным кодексом, Налоговым кодексом, Градостроительным кодексом, Кодексом о защите прав потребителей (в основном, речь идет о проступках в области экономики и финансов).

Уголовная ответственность за целый ряд проступков предусмотрена отдельными законами, не вошедшими ни в один из кодексов. Например, Законом 1983 г. об азартных играх, Законом 1984 г. о деятельности кредитных учреждений и о контроле за ними, Законом 1985 г. о судебной реорганизации и ликвидации предприятий и др.

Источниками уголовного права Франции являются и подзаконные акты, издаваемые исполнительными органами в порядке осуществления ими распорядительной деятельности. Эта специфическая особенность источников французского уголовного права имеет свои конституционные основания.

Подзаконные акты, служащие источниками уголовного права, представлены в двух основных видах: в виде подзаконных актов, имеющих силу закона, и в виде актов, не обладающих таковой.

К подзаконным актам, имеющим силу закона, в первую очередь относятся те, что были изданы в чрезвычайных исторических обстоятельствах, когда по тем или иным причинам Франция не имела парламента и его функции в полном объеме выполняло правительство.

К подзаконным актам, не обладающим силой закона, относятся, в первую очередь, декреты, принимаемые правительством. Эти декреты представлены в нескольких видах: 1) декреты, принимаемые во исполнение предписаний законов. Они призваны обеспечить единообразное применение законов, принимаются правительством и издаются за подписью президента или премьер-министра республики лишь после одобрения пленарным заседанием Госсовета; 2) декреты, принимаемые в Государственном Совете - издаются в том же порядке, что и декреты, принимаемые во исполнение законов. Отличие их состоит в том, что они автономно регламентируют те области, которые согласно ст. 37 Конституции, отнесены к самостоятельному регулированию нормативными актами правительства и к законодательной сфере в собственном смысле слова отношения не имеют.

Акты местных органов управления: распоряжения префектов, ордонансы Парижского префекта полиции, распоряжения мэров - являются источниками уголовного права местного значения, так как они регламентируют составы полицейских нарушений для своей административной единицы. Такую же роль играют в исключительных обстоятельствах (осадное положение, военное время) распоряжения местных военных властей.

Наши рекомендации