Вывод по эмпирической главе исследования
Цель исследования заключалась в диагностике уровня развития представлений об эмоциях, разработке занятий по игровой терапии для развития представлений об эмоциях и проверки уровня эффективности игровой терапии. В результате проведения всех методик на констатирующем этапе исследования мы получили такие результаты по каждому ученику.
…учеников имеют низкий уровень развития представлений об эмоциях;
…ученик имеет средний уровень развития представлений об эмоциях;
…ученика имеют уровень развития представлений об эмоциях ниже среднего.
Таким образом, было выявлено, что преобладал больше всего ….. уровень развития представлений об эмоциях.
При проведении игровой терапии на формирующем этапе исследования мы убедились, что на занятиях дети не только расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других детей.
После проведения всех методик на контрольном этапе исследования мы получили такие результаты:
…учеников имеют низкий уровень развития представлений об эмоциях;
…ученика имеют уровень развития представлений об эмоциях ниже среднего.
Таким образом, было выявлено, что преобладал больше всего …. уровень развития представлений об эмоциях.
Но несмотря на стойкое преобладание ….. уровня развития представлений об эмоциях на двух этапах исследования, результаты улучшились.
Заключение
Дети с задержкой психического развития отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями эмоциональных состояний, представлениями об эмоциях, самооценкой, уровнем притязаний, что отражается и на характере их социальных контактов.
В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают: гармонизацию аффективной сферы ребенка: профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативистских проявлений, других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.); создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций; развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проведение игровой терапии с детьми с ЗПР весьма эффективный способ развития представлений об эмоциях.
Все это привело нас к проведению педагогического эксперимента. Нами была выбрана база исследования, определены задачи и методы исследования, а также этапы эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный).
Цель: разработать и апробировать игровую терапию как средство развития представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР, проверке уровня эффективности игровой терапии.
В результате проведенного нами исследования мы пришли к тому, что после проведения занятий по игровой терапии уровень развития представлений об эмоциях младшего школьника с ЗПР повысился.
Эффективность проведенного эксперимента мы подтвердили результатами исследования.
Таким образом, гипотеза, которую мы ставили в начале исследования, подтвердилась, но частично, из-за кратковременности проведения исследования, а также из-за особенностей детей.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе/ Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4. – С. 40-41.
2. Балин В.Д. Психическое отражение / В.Д. Балин; - СПб.: Питер, 2001. – 376 с.
3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина; - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 352 с. (162-183)
4. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав; - М., 2004. – 544 с.
5. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе/ Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин//Вопросы психологии.-2000.-№5.-С.38-48.
6. Введение в психодиагностику. / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой; - М., 1997. – 102 с.
7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман; М., 2001. – 160 с.
8. Вилюнас В. Психология эмоций / В. Вилюнас; - СПб. Питер, 2004. – 496 с.
9. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков; - М., 2005. – 208 с.
10. Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР: новые подходы к диагностике/ Н.А. Деревянкина//Дошкольное образование.-2004.-№14.-С. 5.
11. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании./Сост Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова; - М., 2001. – 448 с. (158-159)
12. Детская практическая психология./Под ред. Т.Д. Марцинковской; - М., 2004.
13. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина; - М., 2002. – 464 с. (210-211)
14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова; М., 2004. – 288 с. (102-116)
15. Капрар Дж., Сервон Д. Психология личности / Дж. Капрар, Д. Сервон; - СПб.: Питер, 2003. – 640
16. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева; - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
17. Краткий психологический словарь. /Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, редактор-составитель Л.А. Карпенко; – Ростов-на-Дону «Феникс», 1988.
18. Краткий психологический словарь./Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Редактор-составитель Л.А. Карпенко - Ростов-на-Дону «Феникс» 1998. (273,459)
19. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий; - М., 1986. – 336 с. (162-173)
20. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник; - М., 2002. – 198 с.
21. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева; - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 192 с.
22. Кулагина И.Ю. Личность школьника: от ЗПР до одаренности / И.Ю. Кулагина; - М., 1999. – 188 с.
23. Лаврентьева Т. Смех и слезы: на приеме у психолога/ Т. Лаврентьева//Дошкольное воспитание.-1994.-№1.-С.50-51.
24. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л. Лендрет; - М., 1994. – 365 с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков; - СПб.: Питер, 2000.
26. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с ЗПР / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина; СПб.: Речь, 2004. – 345 с.
27. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук; - СПб. Речь, 2006. – 400с.
28. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека/В. Минаева//Дошкольное воспитание.-2003.№2.-С. 13-20.
29. Никишина В.Б Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишина; - М., 2003. – 128 с. (52-53)
30. Основы специальной психологии./Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой; - М., 2002. – 480 с.
31. Осокина М. Игротерапия – Вы знакомы?/М. Осокина //Игра и дети. – 2004. – С. 21-22.
32. Павлий Т. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР/ Т. Павлий //Дефектология. – 2000. - №4. – С. 36-42.
33. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития/Редкол. У.В. Ульенкова
34. Психологический практикум: Ощущение. Восприятие. Представление: Учебно-методическое пособие./Сост. А.В. Генералова, О.Ю. Гроголева – Омск,2004.
35. Психология мотивации эмоций/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. [Текст]: учеб. Пособие для студ.-М.: ЧеРо, 2006.
36. Психология развития./Под ред. Т.Д. Марцинковской; - М., 2005.
37. Психология эмоций: учеб.пособие/Авт-сост. Витис Вилюнас: Питер,2004 (хрестоматия по психологии)
38. Скребцова М., Лопатина А. 600 творческих игр для больших и маленьких / М. Скребцова, А. Лопатина; - М., 2004.
39. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий / Н.П. Слободяник; - М., 2004. – 176 с.
40. Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии./В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко; Под научной редакцией Л.М. Шипициной; - СПб.: Речь, 2003. – 119 с.
41. Специальная педагогика./Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.: Под ред. Н.М.Назаровой; - М., 2005. – 400 с. (205)
42. Специальная психология./ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского; - М., 2002. – 480 с.
43. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями./О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под общей ред. Кумариной С.; - М., 2003. – 270 с.
44. Степина Н.М., Данилина Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, Н.М. Степина, В.Я. Зедгенидзе; - М., 2004.
45. Стожарова М.Ю. Школа эмоций/ М.Ю. Стожарова//Ребенок в детском саду.-2006.-№2.С. 58-61.
46. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т.В. Чередникова; - СПб.: Речь, 2004. – 304 с. (228-231, 222-223)
47. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения / Е.В. Шамарина; - М., 2003. – 80 с. (с 36)
48. Шамарина Е.В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР/ Е.В. Шамарина, Е.Е. Чернухина //Коррекционная педагогика. – 2005. - №4. – С. 26-33.
49. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / Шаповаленко И.В; - М., 2004. – 349 с.
50. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько; - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 320 с. (114-127)
51. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин;СПб.: Питер,2002.-752с.:ил.- (Серия «Мастера психологии»), (стр. 48-55)
52. Якупова М. Настроение «В варежках»/ М. Якупова//Обруч.-2002.-№3.С.23-26.