Коммуникативная функция моды
Мода – это форма массового поведения и массового сознания. Мода является не только средством статусных характеров, но средством общения между людьми; способом выражения общественных взглядов или социального протеста, т.е. является формой массовой коммуникации.
Она связана с социально-психологическими механизмами общества:
· · Внушение, Заражение, Убеждение, Подражание
Подражание по 1-ой теории является доминирующим механизмом общества. 2-ой т. – подражание является источником стандартизации и формирования массового сознания и массовой моды.
Решающую роль в моде играли 2 стимула:
- уважение;
- соревнование,
В истории моды подражание из уважения проявлялось в основном, как преданность королю и др.
В современном обществе эта роль переходит к публичным людям: актерам, др. Каждая социальная группа имеет свои образцы для подражания...
Помимо подражания в моде действуют следующие социальные психологические механизмы:
· · Заражение; Убеждение; Унификация, Умение
Заражение – это игра, это увлечение. Заражение связано с употреблением и подражанием.
Убеждение – это механизм общества, характерный при индивидуальном контакте с потребителем.
Унификация в моде связана с социальной идентификацией, т.к взаимное уподобление друг к другу вызывается необходимостью понимания. Уподобление является социальным процессом.
Антимода или функция контрстимулирования.
Протест против официальной моды является внешним проявлением человека или социальной группы, недовольства своим положением в обществе, отторжение или неприятие господствующих ценностей. Такое поведение характерно группам, формирующим и создающим свою моду, соответствия запросам, образу жизни, радикальным идеалам
Современному дизайну свойственно расширение коммуникативной активности с одной стороны коммуникативная функция проявляется в проникновении в различные сферы деятельности дизайна, с другой стороны коммуникативная функция проявляется в принципах общения дизайнера с коллективом, обществом и др.
Дизайнер вступает в производственные отношения с различными участниками процесса: акционерами, заказчиками, экономистами, менеджер, мастерами и др.
-Дизайнер выполняет специфические функции общения и вытекающие из них принципы поведения.
-Потребление продуктов дизайнерской деятельности имеет массовый характер. Оно обращено к целым группам людей и ориентированно не только на воспитание и формирование вкуса.
-Дизайну костюма принадлежит особая роль в развитии стиля и вкуса, т. к костюм рассматривается как определенный вид коммуникации проявляя конкретную информацию о стиле, моде, эстетических и научных концепциях данного времени о уровне материальной жизни общества, о культуре, технологии и тд.
-Давая четкую информацию, как о самом владельце, так и о социальной среде к которой он принадлежит.
Костюм несет знаковую коммуникативную функцию:
· · Костюм как знак социальной дифференциации
· · Костюм отражен общественной интеграции
· · Костюм знак эстетических качеств.
· · Костюм знак полового различия или его отсутствия.
· · Костюм знак вкуса человека
· · Костюм знак культуры.
Тема. 1.8. Костюм как вид информации. Знаковость и символика в костюме, её применение в современных трикотажных изделиях. Информативность костюма. Уровни информации в проектировании трикотажных изделий
Костюм можно рассматривать как определённый вид коммуникации, проявляющий информацию о стиле, моде, эстетических и научных концепциях , уровни материальной жизни общества и культуры.
В костюме условность (стилизованность) упрощает процесс познавания костюма. В костюме господствуют ассоциативные представления о предметах, определённых явлениях.
Костюм не пользуется общепринятым языком, а формулирует свой язык, свою знаковую систему, которая и служит средством передачи информации.
Искусство костюма располагает определённые системы условных знаков в виде форм, линий, цвета. Они имеют сходства с объектом, которые благодаря цепочки ассоциаций вызывают в человеке: воображение, образное представление.
Процесс становления образа с действительным лежит в основе его языковой сущности и выражается термином семиотика.
Семиотика- это наука изучающая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе и в природе человека.
В дизайне костюма большое значение имеет
знаково-коммуникативная функция:
- костюм это знак массовой диференсации
- костюм это выражает богатство, экономическую престижность
- костюм это знак отражение общественной интеграции
- костюм это знак принадлежности к определённой идентичной группе
- костюм это знак респектабельности
- костюм это знак этических качеств
- костюм это знак полового различия
- костюм это знак вкуса человека
- костюм знак культуры человека.
С развитием общества характер символики меняется, становится более демократичным и универсальным.
В современном костюме символика носит ассоциативный характер. Используют различные знаки (использование информации)для увеличения ассоциативного ряда:
- степень покрывания тела
- плотность поверхности
- тесность
- цвет является элементом символики а современном костюме .который выражает свободную игру эмоции.
Информативность в костюме:
Под информативностивностью в костюме следует понимать взаимосвязь пластического и пространственного расположения элементов, степень их качественных и количественных изменений, особенность их взаимоотношения и новизну проектной разработки.
Информация в костюме рассматривается как определённое сообщение, которое может быть понятным и значительно сложным.
В дизайне костюма информация так же может носить кодовый аспект и кодом дизайне костюма называют, правила описывающее отображение одного набора знаков в другом наборе знаков. Кодом называют и множество образов при этом отображении.
Кодированная информация существует во времени достаточно долго и максимально отображает, события в обществе становится символичным.
В теории костюма символы всегда были важны, так как благодаря им распознают черты времени искусства, развитие общества.
Символы так же характеризуют структуру костюма его содержание и сущность.
Символы складываются из знаков.
Знак – это элемент некоторого конечного множества. Он понимается как материально- чувственно воспринимаемый предмет.
Знак имеет следующие признаки:
1. служит средством выражения
2. относится к конкретному объекту
3. реализует отношения, которые называют интерпретационными
В костюме все знаково, так как костюм – это система и любая деталь это отражение данной системы.
Знак имеет свои особенности:
Для коммуникативного воздействия характерны два типа передачи информации знака:
1. линейный тип – это последовательная информация, то есть восприятие информации одной за другой.
2.фенестрационный – это точечный, сгруппированный блок знаков.
Знак обладает свойствами:
1.воспринимается чувственно
2. передаёт конкретную информацию
3.обладает свойством системности
В теории костюма знаки подразделяются на:
- знаки идексы
- иконические знаки
- знаки символы и др.
Уровни информации в проектировании костюма:
О костюме можно говорить с разных позиций. Используются разнообразные уровни информации. Можно исследовать костюм с позиции стиля, покроя, материальных элементов, цвета, взаимодействия с фигурой и др.. это структурно символический уровень костюма, можно исследовать костюм с точки зрения ношения, потребления и это уже социально технологический уровень исследования.
3 структурных учета исследования :
1. технологическое
2. изобразительное (эскиз, фото)
3. словесная (вербальная)
Процесс установления коммуникации костюма, осуществляется в несколько этапов.
1. распознавание образа или эстетики, групп изделий и коллекции
2.освоение системы внешних признаков
3. выпуск небольшой серии, реализация с целью изучения спроса
4.производство крупной партии
5. обработка данных.
VI семестр