Тест на выявление суицидальных намерений
(авторы Н. Шавровская, О. Гончаренко, И. Мельникова)
Цель: выявление суицидальных намерений подростков.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Оборудование: бланк для ответов, перечень высказываний.
Время проведения: 40 - 45 минут. Возраст: с 10 до 17 лет.
Инструкция для психолога: Для того чтобы не акцентировать внимание ребенка на тесте, что дает возможность оценить суицидальные намерения, ему предлагается игра или тест на определение интеллекта. Подросткам предлагается разместить в соответствующие столбики предварительно подготовленной таблицы (таблица 3) воспринимаемые на слух выражения. При этом на обдумывание следует отводить 5 - 7 секунд. Если услышанное ребенок не может отнести к какой-либо теме, то пропускает это высказывание.
Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем выполнять тест, предназначенный для определения уровня интеллекта. Вам сейчас будут зачитаны выражения, которые необходимо поставить в соответствующие столбики таблицы, по теме отмечая их знаком «+». Долго не задумывайтесь. Если не можете определить их к какой-то теме, то пропускайте».
Перечень высказываний.
- Выкормил змейку на свою шейку.
- Собрался жить, так взял и помер.
- От судьбы не уйдешь.
- Всякому мужчине своя жена милее.
- Загорелась душа до винного ковша.
- Здесь бы умер, а там бы встал.
- Беду не зовут, она сама приходит.
- Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
- Кто пьет, тот и горшки бьет.
- Двух смертей не бывает, а одной не миновать.
- Сидят вместе, а глядят врозь.
- Утром был молодец, а вечером мертвец.
- Вино уму не товарищ.
- Доброю женою и муж честен.
- Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
- Кто не родится, тот и не умрет.
- Жена не лапоть - с ноги не сбросишь.
- В мире жить - в мире быть.
- Чай не водка, много не выпьешь.
- В согласном стаде волк не страшный.
- В тесноте, да не в обиде.
- Гора с горой не сойдется, а человек с человеком столкнется.
- Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
- Болячка мала, так болезнь велика.
- Не жаль вина, а жаль ума.
- Вволю наешь, да вволю не наживешься.
- Жизнь прожить – что море переплыть побарахтаешься, да и ко дну.
- Всякий родится, да не всякий в люди годится.
- Других не суди, на себя погляди.
- Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
- Живет - не живет, а проживать - проживает.
- Все вдруг пропало, как вешний сад.
- Без копейки рубль щербатый.
- Без осанки и конь корова.
- Не место красит человека, а человек - место.
- Болезнь человека не красит.
- Взлетел орлом, а прилетел голубем.
- Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
- В уборе и пень хорош.
- Доход не живет без хлопот.
- Нашла коса на камень.
- Нелады да свары хуже пожара.
- Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!
- Кто солому покупает, а кто и сено продает.
- Седина бобра не портит.
- Бешеному дитяти ножа не давать!
- Не годы старят, а жизнь.
- В долгах, как в шелках.
- Бранись, а на мир слово оставляй.
- Зеленый седому не указ.
- А нам что черт, то батька.
- Моя хата с краю, я ничего не знаю.
- Лежачего не бьют.
- Что в лоб, что по лбу - все едино.
- Все люди как люди, а ты как шиш на блюде.
- Ученье свет, а не ученье - тьма.
- И медведь из запасу лапу сосет.
- Жирный кот, когда мясо не жрет.
- Выношенная шуба не греет.
- Совесть спать не дает.
- Вали с больной головы на здоровую.
- Мал, да глуп за то и бьют.
- Не в бороде честь - борода и у козла есть.
- Наш пострел везде поспел.
- Муху бьют за назойливость.
- Одно золото не стареется.
- Надоел горше горькой редьки.
- Живет на широкую ногу.
- Легкая ноша на чужом плече.
- Не в свои сани не садись.
- Чужая одежда - не надежда.
- Двум господам не служат.
- Мягко стелет, да твердо - спать.
- Высоко летаешь, да низко садишься.
- За одного битого двух небитых дают.
- За худые дела слетит и голова.
- Говорить умеет, так не смеет.
- Кто до деньги охоч, тот не спит и всю ночь.
- Кабы не дырка в роте, так бы в золоте ходил.
- Красив в строю, силен в бою.
- Гори все синим пламенем.
- На птичьих правах высоко не взлетишь.
- Если все время мыслить, то на что же существовать.
- Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в карауле ходит.
- Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Бланк для ответов
Алкоголь, наркотики | Несчастная любовь | Противоправные действия | Деньги и проблемы с ними | Добровольный уход из жизни | Семейные беспорядки | Потеря смысла жизни | Чувство неполноценности, уродства | Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути | Взаимоотношения с окружающими |
Поставьте «+» в графу по теме услышанного высказывания | |||||||||
Интерпретация:После заполнения бланка подсчитайте количество баллов в каждом столбике - соотнесите ответ с интерпретационными таблицами (таблицы 1-3). Анализируя результаты тестирования, целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты других показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат столбика «Добровольный уход из жизни» меньше от представленных в интерпретационных таблицах показателей, то это означает, что риск суицидального поведения не высок, но при этом можно говорить о других факторах, представленных в других колонках, как о стрессогенных проблемах, которые влияют на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица 1
Необходимо особое внимание | Необходимо формирование антисуицидальных факторов | |||
Мальчики (5-7 класс) | Девочки (5-7 класс) | Мальчики (5-7 класс) | Девочки (5-7 класс) | |
Алкоголь, наркотики | 13-15 | 10-11 | Понад 15 | Понад 11 |
Несчастная любовь | 10-12 | 9-11 | Понад 12 | Понад 11 |
Противоправные действия | 13-15 | 12-14 | Понад 15 | Понад 15 |
Деньги и проблемы с ними | 16-17 | 15-17 | Понад 17 | Понад 17 |
Добровольный уход из жизни | 10-11 | 10-11 | Понад 11 | Понад 11 |
Семейные беспорядки | 12-14 | 13-14 | Понад 14 | Понад 14 |
Потеря смысла жизни | 12-13 | 12-13 | Понад 13 | Понад 13 |
Чувство неполноценности, уродства | 12-14 | 13-14 | Понад 14 | Понад 14 |
Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути | 11-13 | 12-14 | Понад 13 | Понад 14 |
Взаимоотношения с окружающими | 15-18 | Понад 18 |
Таблица 2
Необходимо особое внимание | Необходимо формирование антисуицидальных факторов | |||
Мальчики (8-9 класс) | Девочки (8-9 класс) | Мальчики (8-9 класс) | Девочки (8-9 класс) | |
Алкоголь, наркотики | 11-12 | 11-12 | Понад 12 | Понад 12 |
Несчастная любовь | 11-13 | 11-12 | Понад 13 | Понад 12 |
Противоправные действия | 13-15 | 13-14 | Понад 15 | Понад 14 |
Деньги и проблемы с ними | 16-18 | 16-17 | Понад 18 | Понад 17 |
Добровольный уход из жизни | 10-12 | 9-11 | Понад 12 | Понад 11 |
Семейные беспорядки | 11-13 | 11-12 | Понад 13 | Понад 12 |
Потеря смысла жизни | 11-12 | 11-13 | Понад 12 | Понад 13 |
Чувство неполноценности, уродства | 12-13 | 11-13 | Понад 13 | Понад 13 |
Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути | 10-12 | 11-12 | Понад 12 | Понад 12 |
Взаимоотношения с окружающими | 14-16 | 15-16 | Понад 16 | Понад 16 |
Таблица 3
Необходимо особое внимание | Необходимо формирование антисуицидальных факторов | |||
Мальчики (10-11 класс) | Девочки (10-11 класс) | Мальчики (10-11 класс) | Девочки (10-11 класс) | |
Алкоголь, наркотики | 10-11 | Понад 11 | Понад 9 | |
Несчастная любовь | 8-10 | 8-10 | Понад 10 | Понад 10 |
Противоправные действия | 13-15 | 13-15 | Понад 15 | Понад 15 |
Деньги и проблемы с ними | 18-20 | 18-20 | Понад 20 | Понад 20 |
Добровольный уход из жизни | 7-8 | 7-8 | Понад 8 | Понад 8 |
Семейные беспорядки | 11-13 | 12-13 | Понад 13 | Понад 13 |
Потеря смысла жизни | 11-12 | 11-13 | Понад 12 | Понад 13 |
Чувство неполноценности, уродства | 11-13 | 12-13 | Понад 13 | Понад 13 |
Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути | 11-12 | 11-13 | Понад 12 | Понад 13 |
Взаимоотношения с окружающими | 19-23 | 22-25 | Понад 23 | Понад 25 |