Тема 3. Организация деятельности детских групп и коллективов
1. Условия оптимальной организации совместной деятельности детей в группах и коллективах.
2. Социально-психологические основы организации групповой деятельности детей.
3. Оптимальная величина и состав детских групп, их возрастная изменчивость.
4. Требование равноправия личности ребенка и детского коллектива.
5. Приближение содержания и задач совместной деятельности детей к проблемам жизни взрослых людей.
Тема 4. Развитие личности в детских группах и коллективах
1.Двойственность влияния детских групп и коллективов на развитие личности ребенка.
2.Практические пути решения проблемы разностороннего развития личности ребенка в группах и коллективах.
Темы для рефератов
1.Психолого-педагогические основы работы с детьми в первых классах школы по развитию у них умений и навыков общения.
2.Ускоренное развитие нравственной основы личных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
3. Пути повышения эффективности деятельности детских групп и коллективов.
4. Практические средства усиления положительных и уменьшения отрицательных влияний коллектива на развитие личности ребенка.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Общие психолого-педагогические основы руководства детскими группами и коллективами с целью воспитания у детей коммуникативных умений и навыков.
2. Возрастные аспекты управления деловыми и личными взаимоотношениями детей в группах и коллективах.
3. Социально-психологические основы организации совместной деятельности детей в группах и коллективах.
4. Оптимизация развития личности ребенка в группах и коллективах.
Литература
I
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.— М., 1983.
(Подготовка школьников к общению: 40—48. Подготовка школьников к организаторской деятельности: 48—55.) •
Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986.
(Стиль преподавания: 357—365.)
Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии.—1984.—№ 2.—С. 99—106.
Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.— М., 1986.
(Конфликты в условиях школы: 4—18.)
Проблемы школьнойигры: психолого-педагогический аспект— М., 1987.
(Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей: 129—140.)
Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя.— М., 1987.
(Обучающая деятельность учителя: 184—189.) II
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.— М., 1989.
(Влияние учителя на психологический климат класса: 39—69. Межличностные отношения в детском коллективе: 70—86. Обучение школьников общению: 131—183.)
Вереникина И. М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учащимися на уроке // Вопросы психологии — 1986.—№ З.—С. 71—77.
Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя.— М., 1988.
(Учитель и дети шестилетнего возраста: 173—183.)
Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.
(Взаимоотношения юношей со взрослыми: 106—127.)
Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.— М., 1990.
(Тренинг гуманных отношений между учителем и учащимися: 180—189.)
Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов.— М., 1986.
(Учитель и шестилетний ребенок: 117—127.)
Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива,— М., 1988.
(Пути развития ученического коллектива и повышения эффективности его деятельности: 89—135.)
Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста.—
М., 1988.
(Психолого-педагогическая работа с детьми-шестилетками: 111—128.)
Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника.— Киев, 1985.
(Руководство познавательной деятельностью дошкольников: 73—85.)
Развитие общения дошкольников со сверстниками.— М., 1989.
(Роль взрослого и игрушки в организации контактов между детьми первого года жизни; 50—54.)
Глава 32.