Обучение толерантности в средней школе
Л.М. Салахова
Деловая игра «Как противостоять нетерпимости?»
Методические рекомендации: Данное занятие рекомендуется проводить в течение двух часов. Первая часть занятия будет носить теоретический характер, вторая — практический. Для выполнения практической части и ее презентации требуется время для подготовки.
Цель: Создание условий для мотивированного противостояния нетерпимости в обществе и стимулирование учащихся к активным гражданским действиям против проявлений нетерпимости.
Задачи:
· актуализировать знания по толерантности и различным видам нетерпимости в обществе;
· развивать навыки командной работы;
· предоставить возможность воплотить на практике гражданские решения, проекты, стратегии и проверить их жизнеспособность;
· содействовать развитию активной гражданской позиции учащихся.
Часть первая
Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока, поясняет цели, вводит понятие «гражданская акция», «гражданские действия», дает краткую информацию о гражданских акциях, приводит примеры гражданских акций.
Затем актуализируются основные понятия: «толерантность», «нетерпимость», виды нетерпимости.
Класс делится на равные группы (5—6 человек). Перед группами ставится задача:
- Составьте список проявлений нетерпимости и методом ранжирования определите, какие проявления нетерпимости наиболее болезненны для современного российского общества».
В течение 5 минут группы работают самостоятельно. После этого каждая группа представляет свой список классу, объясняя, почему на первое место они поставили ту или иную проблему. Составляется список наиболее острых проявлений нетерпимости в российском обществе.
Путем жеребьевки определяется проблема для каждой группы и ставится новая задача: «Необходимо продумать проект гражданской акции «Как противостоять... (например, ксенофобии, шовинизму, нетерпимости к инакомыслящим и т.п.)» и этот проект воплотить в жизнь на следующем занятии, привлекая к своей акции остальных учащихся класса».
Учащимся предлагается следующий алгоритм самостоятельной работы по подготовке гражданской акции:
1.Соберитесь все вместе и обсудите идеи по проведению акции. Постарайтесь обсудить каждую идею и выберите самую оптимальную на взгляд всей группы. Предлагаемые идеи записывайте, избегайте критики идей.
2.После определения идеи для ее воплощения в проект ответьте на вопросы:
Что должно быть сделано?
Как это должно быть сделано?
Какие ресурсы понадобятся?
Кто это будет делать?
Будет ли акция общественно значимой и привлечет ли к себе внимание?
3.Распределите роли по реализации идеи. Например, если вы решите привлечь внимание общества к проблеме путем листовок, определите, кто придумывает текст к листовкам, разрабатывает их дизайн, рисует, размножает, развешивает и т.п.
4.Перед презентацией проекта назначьте встречу и проверьте готовность группы. На любом этапе вы можете воспользоваться помощью учителя.
Часть вторая
Второе занятие будет состоять из двух этапов: презентация проектов и обсуждение представленных проектов гражданских акций. После приветствия учителя и учащихся и определения этапов работы группам предлагается жеребьевка, чтобы определить порядок презентаций проектов. Учащиеся презентуют свои проекты гражданских акций противостояния нетерпимости. Каждая группа проводит акцию, стараясь вовлечь в нее весь класс. Можно объявить конкурс на лучшую гражданскую акцию, определив ее путем выражения эмоций (аплодисменты, поздравительные возгласы и т.п.).
На втором этапе предлагается обсудить, как группы готовили акцию, определить, насколько эффективна та или иная акция. От каждой группы выступает один ученик, который рассказывает обо всех идеях, предложенных в группе, почему для воплощения была выбрана идея презентованного проекта, каков был вклад каждого в реализацию проектной идеи, какова была атмосфера при подготовке проекта и т.п.
Затем обсуждается проблема эффективности представленных проектов гражданских акций в противостоянии нетерпимости в обществе, определяются перспективы, выясняется, появилось ли желание воплотить акцию в реальной жизни, готовы ли учащиеся быть участниками гражданских акций или их организаторами.
Важным этапом занятия является обсуждение правил поведения на публичных мероприятиях, знакомство с законами, регламентирующими деятельность участников.
В заключительном слове учитель благодарит всех участников акций, подчеркивает важность объединения граждан для противостояния негативным явлениям в обществе.
Деловая игра «Пресс-центр»
Цели:
· Усвоение участниками игры понятия экстремизм;
· Знакомство с видами экстремизма: политический, националистический, религиозный, молодежно-подростковый; формами проявления экстремизма;
· Формирование понимания того, что информация, носящая экстремистский характер может быть выражена в любых источниках информации;
· Выявление форм выражения экстремистских идей, взглядов (текст, визуальный образ).
Форма организации игры: работа в командах (количество человек в команде - 4-5).
Технический инструментарий игры:
1. 5-6 комплектов материалов СМИ (газеты, журналы, рекламные пресс-выпуски). В комплект входят разнообразные выпуски. Выпуски газет должны быть местными, региональными, общероссийскими, не ограниченными по тематике: от общественно-политических до рекламных и конфессиональных. Можно использовать выпуски объявлений.
2. Набор для работы каждой команды: 2 пары ножниц, скотч, клей, 2 листа ватмана или кусок обоев, набор маркеров.
3. Статья Л. Баевой «Молодежный экстремизм в современной России» (можно подготовить выдержки из текста).
4. Словарик по теме игры, включающий не более 10-15 слов.
Ход игры
Стадия вызова(10 - 15 мин.)
Вместе с участниками обращаемся к словарю и выясняем, что такое экстремизм и какие виды экстремизма можно встретить в современной жизни. Задать вопрос участникам насколько часто они сталкиваются с проявлением этого феномена в повседневной жизни. В зависимости от приведенных примеров учитель делает резюме и задает вопрос: а насколько современные СМИ свободны или несвободны от проявления агрессии, пропаганды экстремизма?
Педагог предлагает участникам на практике проверить свои предположения, поработав в отделе критическом отделе пресс-центра. Для этого необходимо создать команды по 4-5 человек, занять удобное для работы команды место.
Фаза осмысления(40 мин.)
Педагог или организатор игры раздает командам комплекты материалов и набор средств для работы, и формулирует задачу:
«В ваших руках подборка экземпляров разнообразных СМИ. Ваш отдел должен критически посмотреть на названия публикаций, рекламные объявления, фотографии, графику, рисунки, по возможности, тексты и обнаружить «опасную» информацию, вольно или невольно влияющую на сознание читателя. Вырезайте эти названия, фотографии, объявления и наклеивайте на лист ватмана. Но может быть информация и другого характера, формирующая толерантное отношение к многообразному миру. Попробуйте ее обнаружить, и разместить примеры на втором листе. По ходу работы у вас будет формироваться своя позиция по поводу обнаруженной ситуации. Свое мнение и презентацию мы сможем выразить в последней части нашего занятия.
Команды приступают к выполнению работы. Созданные ими визуальные листы размещаются на стенах аудитории.
Фаза рефлексии(30 мин.)
На этом этапе каждой команде дается до 5 минут для того, чтобы сообщить об итогах работы и своих выводах.
Организатор игры подводит общий итог.
Список использованной литературы
1. Башев В.В., Фрумин И.Д. Проблемно-рефлексивный подход в обществознании: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2002. - 173 с.
2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10—11 классы: Методическое пособие для учителя. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 96 с.
3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: Метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2002. -176 с.
4. Дорохова А.В., Хасан Б.И. Современное «Человековедение» в школе: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2002. -192 с.
5. Ромадина Т.И., Салахова Л.М. Опыт изучения прошлого: от теории к практике: Учебное пособие. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009. – 84 с.
Электронные ресурсы
Тексты законов, советы по защите своих прав, новости, информация об общественных кампаниях, книги и статьи, адреса правозащитных организаций.
http://www.memo.ru/prawo — законодательство и права человека. Тексты международных документов по направлениям.
http://www.mhg.ru — Московская хельсинкская группа.
http://www.amnesty.org.ru/rus/index-rus — «Международная амнистия» (Amnesty International) в РФ.
http://www.civitas.ru — Народная ассамблея.
http://www.hrights.ru — Институт прав человека. Нормативные акты, издания, аналитический «Российский бюллетень по правам человека», интервью с правозащитниками и экспертами.
http://www.proobraz.ru/humanizm.php — образование в сфере прав человека.
http://www.democracy.ru — сервер по проблемам развития демократии и прав человека.
http://www.demokratia.ru — сайт для тех, кто интересуется проблемами развития демократии и прав человека.
http://zpch.narod.ru — общероссийское общественное движение «За права человека».
http://www.prpc.ru — Пермский региональный правозащитный центр.
http://yhrm.hrworld.ru — Молодежное правозащитное движение.
http://tolerance.ngo.ru — гражданские механизмы противодействия ксенофобии и экстремизму. Новости, документы, публикации.
http://www.mshr.ru — Московская школа прав человека.
http://strategy-spb.ru — Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия».
http://www.ycentre.org — Молодежный центр прав человека и правовой культуры.
www.sakharov-center.ru/index.htm — Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» им. А.Д. Сахарова.
http://www.cgo.perm.ru — Центр гражданского образования и прав человека.
http://www.ug.ru — «Учительская газета».
http://doroga.karelia.ru/shkola — детская интернет-газета.