Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие

Экзогенные и эндогенные вредности как причины откло­нений в развитии. Основные факторы, опосредующие дей-208

Программа курса «Основы специальной психологии»

ствие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, ин­тенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений в психическом развитии.

6. Структура нарушенного развития и механизмы формиро­
вания системных отклонений

Понятие о структуре нарушенного развития. Основные параметры дизонтогенеза. Представления о первичных, вто­ричных и третичных нарушениях в психическом развитии. Модально-специфические и модально-неспецифические на­рушения. Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза. Механизмы формирования вторичных откло-н е н и й : д е п р и в а ц и о н н ы й , общекоммуникативный, деятельно-стный, речевой, сензитивный.

7. Классификации отклонений в психическом развитии и об­
щая характеристика отдельных форм дизонтогенеза

Классификация как метод научного познания. Принципы построения научных классификаций. Теоретические и эмпи­рические классификации отклонений в развитии. Междуна­родная классификация психических и поведенческих рас­стройств 10-го пересмотра. Современные отечественные клас­сификации В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, М. М. Семаго и др. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогене-за.

8. Представления о психологической коррекции, компенса­
ции, реабилитации и абилитации

Понятие о компенсаторных феноменах. Структурно-уров-невая организация компенсаторных процессов. Биологиче­ские и социальные факторы компенсации. Понятие о де­компенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие реа­билитации. Формы и направления реабилитационных мероп­риятий. Абилитация. Защитные механизмы и копинг-страте-гии. Понятие психологической коррекции. Проблема соци-

Специальная психология

ально-трудовой адаптации и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

9.Депривационные феномены как причина и следствие нару­шенного развития

Сущность депривационных феноменов. Основные теории д е п р и в а ц и и . Виды и ф о р м ы депривационных ф е н о м е н о в . Де-привационные явления и ситуации. Сенсорная депривация. Коммуникативная депривация. Материнская депривация. Депривация и нарушенное развитие. Принципы профилак­тики депривационных явлений.

Контрольные вопросы

1. Специальная психология как отрасль знаний и профессио­нальная деятельность.

2. Цели и задачи специальной психологии.

3. Связь специальной психологии с другими науками.

4. Проблема нормы и патологии в современной науке.

5. Сущность и функции компенсаторных механизмов.

6. Понятие о психологической коррекции.

7. Формы и виды реабилитации.

8.Структура нарушенного развития и ее характеристики.

9.Роль клинико-психологических знаний в понимании приро­ды психического развития.

10. Современные отрасли в специальной психологии.

11. Сущность феномена нарушенного развития.

12. Принципы специальной психологии.

13. Общеметодологические принципы специальной психологии.

14. Конкретно-методологические принципы специальной психо­логии.

15. Конкретно-методические принципы специальной психоло-• гии.

16. Исторические этапы становления специальной психологии.

17. Роль обыденного сознания в формировании представлений о
природе нарушенного психического развития.

Программа курса «Основы специальной психологии»

18. Религиозные толкования сущности нарушенного развития.

19. Художественное сознание и его вклад в понимание сущности отклоняющегося развития.

20. Систематическое обучение и воспитание детей с отклонения­ми в развитии и становлении специальной психологии.

21. Роль Л. С. Выготского в становлении отечественной специаль­ной психологии.

22. Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направление в специальной психологии их исторические со­отношения.

23. П р и ч и н ы отклонений в развитии и ф а к т о р ы , их определяющие.

24. Роль биологического и социального фактора в возникновении и преодолении отклонений в развитии.

25. Положение инвалида в современном обществе.

26. Роль обучения в процессе коррекции отклонений в развитии.

27. Особенности исследовательских методов в специальной пси­хологии.

28. Структура нарушенного развития и ее основные характерис­тики.

29. Классификации отклонений в психическом развитии.

30. Сущность депривационных феноменов.

Основная литература

1. Богданова Т. Г. Сурдоспиходогия. М., 2002.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.,1988.

3. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

4. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.

5. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

6. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Л е в С е м е н о в и ч Выготский. М., 1996.

7. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. М., 1996.

8. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.

Специальная психология

9. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины X I X века. М., 1995.

10. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномаль­ного развития личности. М., 1980.

11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.

12. Лебединский В. В, Нарушения психического развития в детс­ком возрасте. М., 2003.

13. ЛитвакА. Т. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.

14. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано­мального развития детей. М., 1989.

15. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубе­жом. М., 1996.

1 6 . Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. М., 2000.

17. Мостюкова Е. М. Лечебная педагогика. М., 1997.

18. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой и др. М.,2002.

19. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.

20. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — па­топсихология. М., 1996.

21. Самсонов Ф. А. Основы генетики в дефектологии. М., 1980.

22. Семаго Н. Я., Семаго М. М. П р о б л е м н ы е дети. О с н о в ы диагно­стической и коррекционной работы психолога. М., 2000.

23. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.

24. Специальная п е д а г о г и к а / П о д ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.

25. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

26. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.

27. Ярмоленко Н. Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976.

Дополнительная литература

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.;СПб., 1996.

Программа курса «Основы специальной психологии»

2. Басова А. Г., Егорова С. Ф. История сурдопедагогики. М., 1984.

3. ГонеевА. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

4. Домицкевич С. А. Методы научно-психологических исследова­ний в дефектологии. Иркутск, 1983.

5. ЗамскийХ. С. История олигофренопедагогики. М., 1974.

6. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

7. Коберник Г. Н., Синев В. Н. Введение в специальность дефек­тология. Киев, 1984.

8. Коррекционная педагогика/ Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1999.

9. Лапшин В. А., ПузеновБ. П. Основы дефектологии. М., 1990.

10. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М. 1985

11. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нару­шениями в развитии. СПб., 2000.

12. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация при на­рушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

13. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1999.

14. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. М., 2000.

15. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

1 6 . Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.

17. Худик В. А. Психология аномального развития личности. Киев, 1993.

18. Худик В. А. Детская патопсихология. Киев, 1997.

19. Эфроимсон В. П., Блюмина М. Г. Генетика олигофрении, пси­хозов, эпилепсии. М., 1978.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Предмет и задачи специальной психологии 13
Глава 2. Межпредметные связи специальной психологии

с другими науками 23

Глава 3. Принципы специальной психологии 31

Глава 4. Методы специальной психологии 43
Глава 5. История становления специальной психологии.... 65

Глава 6. Причины отклонений в психическом развитии 85
Глава 7. Классификации нарушений в психическом

развитии 91

Глава 8. Сущность феномена нарушенного развития 108

Глава 9. Структура нарушенного развития 125
Глава 10. Механизмы формирования системных

нарушений в психическом развитии 140
Глава 11. Общие и специфические закономерности

отклоняющегося развития 152
Глава 12. Компенсация, коррекция и реабилитация как

категории специальной психологии 164
Глава 13. Депривационные феномены как причина

и следствие нарушенного развития 187
Глава 14. Личностные особенности детей и подростков

с отклонениями в развитии 194

Заключение 202

Программа курса «Основы специальной психологии» 206

Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие - student2.ru

Практикум по специальной психологии является своеобраз­ным «путеводителем» для студентов психологических, педагоги­ческих, медицинских и иных специальностей, всех тех, кто так или иначе соприкасается с детьми с нарушениями развития.

В краткой форме в практикуме излагаются основные катего­рии специальной психологии, освещаются концептуальные под­ходы к пониманию проблемы отклоняющегося развития, раскры­ваются механизмы формирования системных отклонений, а так­же намечаются возможные пути для самостоятельных научных исследований.

Неоценимую помощь в изучении специальной психологии окажут наглядные изображения систематизированных представ­лений — схемы, позволяющие более продуктивно и на длитель­ный срок запомнить представленную информацию.

Включенные в практикум тестовые задания для программи­рованного контроля знаний позволяют быстро и объективно оце­нить собственный уровень овладения знаниями.

Вопросы для обсуждения на семинарах, темы докладов и ре­фератов, примерные темы курсовых работ с краткими рекомен­дациями по написанию, несомненно, заинтересуют не только с т у -дентов, но и преподавателей, как необходимый методический материал.

Наши рекомендации