Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие
Экзогенные и эндогенные вредности как причины отклонений в развитии. Основные факторы, опосредующие дей-208
Программа курса «Основы специальной психологии»
ствие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, интенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений в психическом развитии.
6. Структура нарушенного развития и механизмы формиро
вания системных отклонений
Понятие о структуре нарушенного развития. Основные параметры дизонтогенеза. Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения. Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза. Механизмы формирования вторичных откло-н е н и й : д е п р и в а ц и о н н ы й , общекоммуникативный, деятельно-стный, речевой, сензитивный.
7. Классификации отклонений в психическом развитии и об
щая характеристика отдельных форм дизонтогенеза
Классификация как метод научного познания. Принципы построения научных классификаций. Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные классификации В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, М. М. Семаго и др. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогене-за.
8. Представления о психологической коррекции, компенса
ции, реабилитации и абилитации
Понятие о компенсаторных феноменах. Структурно-уров-невая организация компенсаторных процессов. Биологические и социальные факторы компенсации. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие реабилитации. Формы и направления реабилитационных мероприятий. Абилитация. Защитные механизмы и копинг-страте-гии. Понятие психологической коррекции. Проблема соци-
Специальная психология
ально-трудовой адаптации и интеграции лиц с отклонениями в развитии.
9.Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития
Сущность депривационных феноменов. Основные теории д е п р и в а ц и и . Виды и ф о р м ы депривационных ф е н о м е н о в . Де-привационные явления и ситуации. Сенсорная депривация. Коммуникативная депривация. Материнская депривация. Депривация и нарушенное развитие. Принципы профилактики депривационных явлений.
Контрольные вопросы
1. Специальная психология как отрасль знаний и профессиональная деятельность.
2. Цели и задачи специальной психологии.
3. Связь специальной психологии с другими науками.
4. Проблема нормы и патологии в современной науке.
5. Сущность и функции компенсаторных механизмов.
6. Понятие о психологической коррекции.
7. Формы и виды реабилитации.
8.Структура нарушенного развития и ее характеристики.
9.Роль клинико-психологических знаний в понимании природы психического развития.
10. Современные отрасли в специальной психологии.
11. Сущность феномена нарушенного развития.
12. Принципы специальной психологии.
13. Общеметодологические принципы специальной психологии.
14. Конкретно-методологические принципы специальной психологии.
15. Конкретно-методические принципы специальной психоло-• гии.
16. Исторические этапы становления специальной психологии.
17. Роль обыденного сознания в формировании представлений о
природе нарушенного психического развития.
Программа курса «Основы специальной психологии»
18. Религиозные толкования сущности нарушенного развития.
19. Художественное сознание и его вклад в понимание сущности отклоняющегося развития.
20. Систематическое обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии и становлении специальной психологии.
21. Роль Л. С. Выготского в становлении отечественной специальной психологии.
22. Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направление в специальной психологии их исторические соотношения.
23. П р и ч и н ы отклонений в развитии и ф а к т о р ы , их определяющие.
24. Роль биологического и социального фактора в возникновении и преодолении отклонений в развитии.
25. Положение инвалида в современном обществе.
26. Роль обучения в процессе коррекции отклонений в развитии.
27. Особенности исследовательских методов в специальной психологии.
28. Структура нарушенного развития и ее основные характеристики.
29. Классификации отклонений в психическом развитии.
30. Сущность депривационных феноменов.
Основная литература
1. Богданова Т. Г. Сурдоспиходогия. М., 2002.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.,1988.
3. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.
4. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.
5. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.
6. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Л е в С е м е н о в и ч Выготский. М., 1996.
7. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. М., 1996.
8. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.
Специальная психология
9. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины X I X века. М., 1995.
10. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.
12. Лебединский В. В, Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003.
13. ЛитвакА. Т. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.
14. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
15. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.
1 6 . Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. М., 2000.
17. Мостюкова Е. М. Лечебная педагогика. М., 1997.
18. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой и др. М.,2002.
19. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.
20. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М., 1996.
21. Самсонов Ф. А. Основы генетики в дефектологии. М., 1980.
22. Семаго Н. Я., Семаго М. М. П р о б л е м н ы е дети. О с н о в ы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
23. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.
24. Специальная п е д а г о г и к а / П о д ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.
25. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.
26. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
27. Ярмоленко Н. Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976.
Дополнительная литература
1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.;СПб., 1996.
Программа курса «Основы специальной психологии»
2. Басова А. Г., Егорова С. Ф. История сурдопедагогики. М., 1984.
3. ГонеевА. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
4. Домицкевич С. А. Методы научно-психологических исследований в дефектологии. Иркутск, 1983.
5. ЗамскийХ. С. История олигофренопедагогики. М., 1974.
6. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.
7. Коберник Г. Н., Синев В. Н. Введение в специальность дефектология. Киев, 1984.
8. Коррекционная педагогика/ Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1999.
9. Лапшин В. А., ПузеновБ. П. Основы дефектологии. М., 1990.
10. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М. 1985
11. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 2000.
12. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
13. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1999.
14. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. М., 2000.
15. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.
1 6 . Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.
17. Худик В. А. Психология аномального развития личности. Киев, 1993.
18. Худик В. А. Детская патопсихология. Киев, 1997.
19. Эфроимсон В. П., Блюмина М. Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. М., 1978.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Предмет и задачи специальной психологии 13
Глава 2. Межпредметные связи специальной психологии
с другими науками 23
Глава 3. Принципы специальной психологии 31
Глава 4. Методы специальной психологии 43
Глава 5. История становления специальной психологии.... 65
Глава 6. Причины отклонений в психическом развитии 85
Глава 7. Классификации нарушений в психическом
развитии 91
Глава 8. Сущность феномена нарушенного развития 108
Глава 9. Структура нарушенного развития 125
Глава 10. Механизмы формирования системных
нарушений в психическом развитии 140
Глава 11. Общие и специфические закономерности
отклоняющегося развития 152
Глава 12. Компенсация, коррекция и реабилитация как
категории специальной психологии 164
Глава 13. Депривационные феномены как причина
и следствие нарушенного развития 187
Глава 14. Личностные особенности детей и подростков
с отклонениями в развитии 194
Заключение 202
Программа курса «Основы специальной психологии» 206
Практикум по специальной психологии является своеобразным «путеводителем» для студентов психологических, педагогических, медицинских и иных специальностей, всех тех, кто так или иначе соприкасается с детьми с нарушениями развития.
В краткой форме в практикуме излагаются основные категории специальной психологии, освещаются концептуальные подходы к пониманию проблемы отклоняющегося развития, раскрываются механизмы формирования системных отклонений, а также намечаются возможные пути для самостоятельных научных исследований.
Неоценимую помощь в изучении специальной психологии окажут наглядные изображения систематизированных представлений — схемы, позволяющие более продуктивно и на длительный срок запомнить представленную информацию.
Включенные в практикум тестовые задания для программированного контроля знаний позволяют быстро и объективно оценить собственный уровень овладения знаниями.
Вопросы для обсуждения на семинарах, темы докладов и рефератов, примерные темы курсовых работ с краткими рекомендациями по написанию, несомненно, заинтересуют не только с т у -дентов, но и преподавателей, как необходимый методический материал.