Теория когнитивного баланса
1. Существует стремление человека к сбалансированным когнитивным структурам, а также стремление (потребность) к гармоничным, непротиворечивым, сбалансированным социальным отношениям и ситуациям. Понятие «когнитивного баланса» означает ситуацию, в которой когнитивные единицы и эмоциональные отношения не противоречат друг другу. Дисбаланс вызывает субъективную напряженность и актуализирует стремление субъекта к восстановлению баланса.
2. Социально-психологическая ситуация может быть представлена как совокупность элементов (людей и объектов) и связей между ними с помощью структуры отношений Р-О-Х, где: Р – воспринимающий субъект, О – «другой» (воспринимающий субъект), X – содержание, воспринимаемое или представляемое и воспринимающим субъектом, и «другим». При этом отношения людей друг к другу, а также к различным объектам и событиям могут быть положительными и отрицательными.
· Позитивные отношения транзитивны: при позитивном отношении (Р) к другому (О) отношение другого (О) к объекту (Х) распространяется и на отношение (Р) к этому объекту (Х).
· Негативные отношения нетранзитивны: при негативном отношении (Р) к другому (О) отношение другого (О) к объекту (Х) не распространяется на мое отношение к этому объекту (Х).
Когнитивная структура воспринимающего субъекта сбалансирована, если в ней позитивные отношения транзитивны, а негативные – нетранзитивны, и несбалансированна, если позитивные отношения нетранзитивны, а негативные – транзитивны.
В зависимости от таких отношений и возникают структурно сбалансированные или несбалансированные ситуации. Так, между тремя объектами возможно 8 видов отношений, из которых 4 являются сбалансированными.
3. Для когнитивного баланса нужно наличие либо трех позитивных отношений, либо одного позитивного, а двух – негативных отношений в структуре Р-О-Х. Дисбаланс имеет место тогда, когда два отношения позитивны, а одно негативно, либо когда все три отношения негативны (последнее абсурдно с точки зрения здравого смысла). Предложенная модель позволяет легко «прогнозировать», каким должно быть третье отношение, если известны два других.
Существует три основных способа снятия дисбаланса:
· Изменить одно из отношений: положительное заменить на отрицательное или отрицательное заменить на положительное.
· Уменьшить значимость одного из отношений или свести его к нулю.
· Дифференцировать положительное и отрицательное отношение.
(Андреева, 2002)
Леон Фестингер (1919-1989)
Теория когнитивного диссонанса (1957)
1. Человек стремится к тому, чтобы его система знаний и представлений о мире и о себе самом была согласованной и непротиворечивой. Человек переживает эмоциональный дискомфорт и напряжение («когнитивный диссонанс»), когда возникает противоречие между тем, что он знает (мнения, убеждения, позиции), и тем, что он делает.
· При наличии согласованности в имеющейся системе знаний, человек стремится: а) избежать событий, порождающих диссонанс; б) не замечать и игнорировать события, порождающие диссонанс.
· При наличии диссонанса в имеющейся системе знаний человек стремится: а) устранить противоречие; б) избежать ситуаций, которые могут способствовать росту диссонанса.
Наиболее выраженное состояние когнитивного диссонанса возникает тогда, когда человек воспринимает самого себя в качестве причины когнитивной несогласованности: когда действия субъекта основаны на свободном выборе и разрушают Я-концепцию (Эллиот Аронсон, 1999):
· Когда люди чувствуют личную ответственность за свои «неверные» действия и поступки.
· Когда такие действия и поступки имеют серьезные последствия.
2. При возникновении когнитивного диссонанса субъект стремится устранить или уменьшить его. Когнитивный диссонанс устраняется:
· Путем изменения одного из элементов системы своих знаний (мнений) таким образом, чтобы он не противоречил другому.
· Путем добавления новых элементов в противоречивую структуру знаний, делая ее более согласованной.
· Путем уменьшения значимости для человека не согласующихся между собой знаний.
3. Когда свои действия или поступки, которые вызывают когнитивный диссонанс, человек не может оправдать и объяснить внешними факторами, уменьшение диссонанса достигается внутренним оправданием своего поведения путем изменения своих мнений и установок – эффект недостаточного оправдания.
Типы ситуаций, в которых возникает когнитивный диссонанс:
· Логическое несоответствие: человек осознает, что принял решение в пользу одного варианта, а логика требует другого.
· Несоответствие культурным образцам: человек осознает, что действуя в соответствии со своими установками, он вступает в противоречие с общепринятыми нормами.
· Несоответствие нового знания более широкой системе представлений.
· Несоответствие новых знаний прошлому опыту.
Объясняемые феномены и факты:
Противоречащие личным установкам субъекта поступки не вызывают диссонанса, если их в достаточной степени можно оправдать влиянием ситуации.
· Устранение внутренних сомнений и изменение особенностей поведения людей после самостоятельного принятия решений или осуществления выбора.
· Склонность людей, совершивших внутренне нежелаемые действия в определенном направлении, в последующем более решительно следовать в направлении уже совершенных действий.
· Более выраженное изменение установок субъекта в том случае, когда поведение извне организуется слабыми формами подкрепления и не может быть субъективно обосновано внешними факторами (эффект вынужденного согласия).
· Недостаточная эффективность высоких наград или чрезмерных наказаний, когда стоит задача на формирование или изменение внутренних установок человека.
· Стремление людей внутренне оправдывать свои затраты и усилия, когда они объективно приносят незначительный результат (внутреннее оправдание усилий).
· Оправдание и рост уровня жестокости действий у людей, которые были вынуждены жестоко поступать по отношению к какой-либо категории других людей.
Инвариант схемы построения экспериментов:
· У группы субъектов измеряются мнения или установки по отношению к определенным проблемам, событиям, вопросам.
· Испытуемых побуждают совершить поступок, противоречащий высказанному ими мнению или установке. При этом у испытуемых на основе искусственно создается представление о самостоятельном (свободном) выборе такого поступка.
· У испытуемых, совершивших поступок, вновь измеряют установки.