Механизмы формирования стереотипов

Механизмом формирования стереотипов являются многие когнитивные процессы, потому что стереотипы выполняют ряд когнитивных функций - схематизации и упрощения, формирова­ния и хранения групповой идеологии и т. д. Следовательно, меха­низмы формирования стереотипов связаны с особенностями чело­веческого мышления и психики. Сюда можно отнести склонность личности к обобщению на основе собственного культурного опы­та. Например, согласно российским правилам дорожного движе­ния, автомобили должны ездить по правой стороне дороги. Исхо­дя из этой посылки, можно предположить, что именно движение по правой стороне улицы является нормой. Однако эти инферен-ции становятся опасными, если мы оказываемся в стране с лево­сторонним движением. Точно так же инференции представителя культуры, в которой женщин считают «слабым полом», могут соз­дать взрывоопасную коммуникативную ситуацию в среде амери­канских феминисток.

Согласно О.А. Леонтович, при оценке, классификации и ка­тегоризации поведения окружающих людей, как правило, исполь­зуют эвристические подходы. Результатом могут стать неоправдан­ные обобщения и формирование стереотипов. Ошибки в индук­тивном мышлении приводят к неверным выводам, например: Аме­риканцы заботятся о своем здоровье. Многие американцы пита­ются в «Макдональдсе». Значит, те, кто питается в «Макдо­нальдсе», заботятся о своем здоровье [Леонтович, 2007, с. 254].

Еще одна возможная причина формирования стереотипов -ошибки в дедуктивном мышлении, например, при использовании силлогизмов. Приводимый ниже пример показывает, что исполь­зование такого рода формул, в особенности содержащих слова все, всегда, никогда и т. д., могут приводить к абсурдным результатам, а следовательно, чревато коммуникативными сбоями: Все, кто много пьет, - алкоголики. Русские много пьют. Значит, все рус­ские - алкоголики. Но даже если бы все мы мыслили совершенно логично, в мире все равно было бы много расхождений во мнени­ях, так как для полного согласия необходимо, чтобы все люди ис­пользовали одни и те же исходные посылки [Bootzin et al, 1991,

с. 250]. Однако это невозможно из-за многочисленных культурных и индивидуальных различий.

Еще один механизм формирования стереотипов - сведение воедино разнородных характеристик людей как обязательно со­путствующих друг другу. Это явление получило свое отражение в так называемой теории имплицитной личности. Например, в аме­риканской культуре определение blond очень часто встречается в паре с dumb, a poor - в сочетании с uneducated и stupid.

Язык играет ведущую роль в создании стереотипов. С точки зрения физиологии стереотипы формируются на основе системы условных рефлексов. Постоянное повторение одних и тех же фраз, со временем приобретающих устойчивость на уровне языка, при­водит к тому, что их значение оседает в подкорке головного мозга, а их восприятие происходит автоматически, без участия высшего сознания. Носители языка не задумываются над содержанием кли­шированных фраз, принимая их как данность.

Для обозначения стереотипов служат следующие средства:

1) слова, которые содержат в своих значениях оценку свойств типичного представителя другого этноса, например, слово выцы-ганить, в основе которого лежит представление о цыганах, как о людях, умеющих добиваться своей цели путем настойчивых, на­доедливых просьб;

2) атрибутивные словосочетания, в которых определение -прилагательное, образованное от этнонима, а определяемое - имя какого-либо свойства человека: русский размах, французская эле­гантность;

3) сравнительные обороты: точен, как немец; молчалив, как финн;

4) фразеологические единицы: уйти по-английски;

5) пословицы: Что русскому хорошо, немцу - смерть;

6) анекдоты, которые иллюстрируют расхожее представле­ние о том или ином этносе: Стоит чукча на остановке, считает: «Пятый... Шестой... Одиннадцатый...» Прохожий интересуется, что он считает. Чукча отвечает: «Автобусы. Мне сказали, что в 37-м ехать надо!»

Кроме того, на коммуникативном уровне стереотипизация происходит на основе:

1) акцентов (например, хорошо известный грузинский ак­цент в России);

2) манеры произнесения слов и постановки ударений;

3) особенностей интонации;

4) темпа речи (русские анекдоты о прибалтийцах, например эстонцах);

5) манеры говорить громко или тихо;

6) речевых стратегий;

7) коммуникативных дистанций.

Происхождение стереотипов

Стереотипы возникают в процессе категоризации, или отне­сения людей к хорошо известным категориям, например, нация, раса, этническая группа, религия, пол и т. д. Г. Тэджфел отличал социальные стереотипы от обычных и считал, что стереотипы мо­гут стать социальными, только когда они разделяются большой группой людей внутри социальной общности - разделение означа­ет процесс эффективного проникновения данных стереотипов в сознание людей.

Люди воспринимают мир сквозь призму представлений, от­ношений, ценностей, сформировавшихся в данной культуре, и ве­дут себя в соответствии с конкретными культурными нормами. В мире нет единых общечеловеческих норм и правил, они сущест­вуют лишь в культурно обусловленном варианте. Представления человека о мире относительны и разнообразны в зависимости от того, в какой культуре он живет. Поэтому стереотипы усваиваются не только в процессе социализации, но и в процессе инкультура-ции. Стереотипы представляют собой часть культуры, и «привыч­ку» думать о других группах определенным образом человек фор­мирует с детства.

Стереотипы могут возникать через ограниченные личност­ные контакты. Например, если вас оскорбил татарин, то вы може­те сделать вывод, что все татары грубы и невоспитанны. В данном случае возникает стереотип, который исходит из ограниченной информации.

Кроме того, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться. Это родители, друзья, сверстники, учителя, коллеги по работе и т. д.

Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Существуют эффективные приемы воздействия на сознание людей, помогающие формированию сте­реотипов. Это использование совпадения интересов, внешнее сходство события с внушением, увязка новых стереотипов со ста­рыми, прием подмены стереотипов, смещение фокуса внимания, стимулирование столкновений между отдельными группами лю­дей и т. д. Средства массовой информации часто разыгрывают спектакль, который очень тонко подводит индивида или реципи­ента к пассивному восприятию скрытого смысла информации. При этом проблемы рассматриваются схематично, делается упор на стереотипы. Необходимо отметить, что для большинства людей пресса, радио и телевидение являются основными авторитетами. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением лю­дей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Боль­шое значение имеет также и статус источника информации. На­пример, совершенно очевиден результат информационного воз­действия на людей, проводимого известным политиком или обще­ственным деятелем. Здесь играет роль фактор авторитета источ­ника информации. Чем выше авторитет источника, тем выше до­верие к этой информации со стороны аудитории. Даже если неко­торые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепится в их сознании.

Функции стереотипов

По своему характеру стереотипы представляют собой чув­ственно окрашенные образы, аккумулирующие в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают целым рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватиз­мом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим

качествам стереотипы выполняют разнообразные функции. По мне­нию Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова, А.П. Садохина, для процес­са межкультурной коммуникации особое значение имеют следую­щие функции стереотипов: 1) передача относительно достоверной информации; 2) ориентирующая функция; 3) влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации основана на процессах обобщения, происходящих при наблюде­нии неординарного, бросающегося в глаза, необычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чужой культурой всегда начинается классификация новой информации и формиру­ется относительно четкая модель этой культуры, что достигается путем упрощения и генерализации реальности, выделения наибо­лее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и дается характеристика ее представителей по опреде­ленным признакам. Например, в основе стереотипов практичности и пунктуальности немцев или гостеприимства и склонности к вы­пивке у русских во многих случаях лежат наблюдения за их дей­ствительным поведением.

Ориентирующая функция заключается в том, что с помо­щью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу ок­ружающего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расставляются» определенные социальные группы. Такой прием позволяет довольно быстро дифференцировать людей по группам на основе стереотипных признаков, ожидая от них определенного поведения. Например, если спросить у любого человека, для чле­нов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то, скорее всего, у него возникнет образ цыганки.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет дать оце­ночное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стерео­типы являются своего рода защитным механизмом, служащим для

сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы. Такое разграничение связано с понятием ингруппового фаворитизма, подразумевающего формирование более позитивно­го образа собственной культуры по сравнению с другими. В дан­ном случае стереотипы консолидируют собственную культурную группу и обозначают ее границы. Примером могут служить сте­реотипы-поговорки или анекдоты, существующие в каждой куль­туре. В поговорке Что русскому хорошо, то немцу - смерть мож­но увидеть вполне конкретный образ другой группы [Грушевиц-кая, Попков, Садохин, 2002].

Виды стереотипов

Применительно к межкультурной коммуникации принято различать гетеростереотипы, т. е. внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, и автосте­реотипы, т. е. мифы о самих себе, существующие внутри данной культуры.

Автостереотипы формируются под влиянием литературы, средств массовой информации, традиционного и современного фольклора. Мифы о самих себе не могут не оказывать влияния на формирование индивидуальной культурно-языковой личности из желания «соответствовать» представлению о «типичном русском», «типичном французе», «типичном немце», «типичном американ­це» и т. д. С.А. Сухих следующим образом интерпретирует авто­стереотип русских: «...мы оцениваем себя как ориентированных: 1) на коллектив; 2) на духовные ценности; 3) на идолопоклонство; 4) на лучшее будущее - все само собой, «авось»; 5) на быстрое решение жизненных проблем» [Сухих, 2002, с. 32].

Следует отметить, что гетеростереотипы могут не совпадать с автостереотипами. Нередко представители определенной куль­туры бывают крайне удивлены, узнав, как их воспринимают «со стороны». По мнению О.А. Леонтович, американцев поражает то, что русские характеризуют их как «улыбающихся, но неискрен­них». Американцы гордятся своей независимостью и открыто­стью, в то время как иностранцев нередко поражает шаблонность американского мышления и неспособность «сдвинуться» с усто-

явшейся точки зрения, принять ценности и представления других народов [Леонтович, 2007, с. 258].

Весьма интересны данные О. Реша, который исследует авто­стереотипы и гетеростереотипы русских и немецких студентов [Гришаева, Цурикова, 2006, с. 161-163].

Автостереотипы

Русские приписывают себе такие качества, как добродушие (63,3 %), радость (30,4 %), лень (27,1 %), ум (22,7 %), гостеприим­ство (20,4%), открытость (16,6%), отсутствие ответственности (17,1 %), трудолюбие (14,4 %), легковерие (11,0 %), способность к выживанию (10,5%), сила воли (9,9%), склонность к выпивке (8,8 %).

Немецкие студенты видят себя такими: пунктуальными (38,1%), аккуратными (22,6%), высокомерными (19,0%), целе­устремленными (17,9%), прилежными (15,5%), эгоистичными (15,5 %), материалистичными (10,7 %), консервативными (10,7 %), скованными (8,3 %).

Гетеростереотипы

В глазах русских студентов немцы выглядят следующим образом: умные (27,1 %), пунктуальные (24,9%), трудолюбивые (18,2%), хозяйственные и экономные (12,2%), скупые (11,0%), практичные (10,5 %), высокомерные (7,2 %).

Представления немецких студентов о русских таковы: склонные выпивать (34,5 %), гостеприимные (27,4 %), радостные (11,9%), любящие праздники (10,7%), скромные (9,5%), откры­тые (8,3 %), сердечные (7,1 %), общительные (6,0 %), самоуверен­ные (4,8 %), националисты (4,8 %).

По мнению О. Реша, черты, приписываемые русскими и не­мецкими студентами себе, в ряде случаев совпадают с гетеросте-реотипами, однако существенно расходятся по качественным па­раметрам.

О.А. Леонтович приводит результаты психолингвистическо­го эксперимента, проведенного ею для определения соотношения авто- и гетеростереотипов во взаимовосприятии русских и амери­канцев [Леонтович, 2003, с. 288-290]. В эксперименте принимали участие 100 русских и 100 американцев в возрасте от 18 до 82 лет, имеющих высшее образование или обучающихся в высших учеб-

ных заведениях. Информантам было предложено написать по 10 типичных черт русских и американцев, а также привести по 5 вариантов окончания фраз типа «Русские всегда...», «Амери­канцы никогда...». Проанализировав и обобщив полученные дан­ные, автор выявила следующие наиболее частотные ответы.

- С точки зрения русских, американцы:

дружелюбные, расчетливые, оптимистичные, деловые, вы­сокомерные, уверенные в собственной правоте, независимые, ам­бициозные, энергичные, трудолюбивые, патриотичные.

Американцы выглядят:

толстыми, улыбающимися, но неискренними, бодрыми, процветающими, здоровыми, глупыми, уверенными в себе, одно­образными.

Американцы любят:

свою страну, жевательную резинку, работу, деньги, семью, спорт, развлечения, своего президента, психоаналитиков.

Американцы всегда:

улыбаются, вмешиваются в чужие дела, планируют свое бу­дущее, думают только о себе, задают глупые вопросы, хвастаются, заботятся о своих правах и личном пространстве.

Американцы никогда:

не обманывают, не плачут, не мечтают, не тратят времени, не напиваются, не понимают русских.

- С точки зрения американцев, американцы: индивидуалисты, эгоистичные, ориентированы на матери­альные блага, стремятся к успеху и власти, оптимистичные, весе­лые, трудолюбивые, образованные, шумные, разговорчивые.

Американцы выглядят:

разнообразными, счастливыми, богатыми, занятыми, соб­ранными, улыбающимися, здоровыми, успешными.

Американцы любят:

деньги, власть, развлечения, успех, телевидение, одежду, сервис, удобства, машины, статус, еду, перемены.

Американцы всегда:

улыбаются, хорошо проводят свободное время, уверены в своей правоте, стараются работать производительно, тратят день­ги, мыслят позитивно, строят планы на будущее.

Американцы никогда:

не сдаются, не просят о помощи, не носят меховых шапок, не толкаются, не лезут без очереди.

- С точки зрения американцев, русские:

образованные, интеллектуальные, бедные, эмоциональные, страстные, религиозные, угнетенные, терпеливые, гордые, госте­приимные, трудолюбивые

Русские выглядят:

серьезными, грустными, свирепыми, угрожающими, голод­ными, несчастными, крупными (даже женщины), усталыми, испу­ганными, бледными, замерзшими, суровыми, напряженными, по­дозрительными.

Русские любят:

водку, жирную пищу, книги, американскую культуру, дру­зей, музыку, балет, искусство, культуру, войну, семью, холодную погоду.

Русские всегда:

носят сумки и авоськи, толкаются, хорошо выступают на Олимпийских играх, целуются в обе щеки, кричат, принимают жизнь такой, какая она есть, много работают, заботятся о своих семьях, хотят быть в центре внимания.

Русские никогда:

не веселятся, не носят обувь дома, не прекращают работать, не бывают оптимистичными, не строят планов на будущее, не улыбаются на улице, не совершают глупых поступков, не пони­мают американцев.

— С точки зрения русских, русские:

простые, открытые, доверчивые, с широкой душой, отзыв­чивые, гостеприимные, щедрые, веселые, ленивые, смекалистые, умные, терпеливые, несобранные Русские выглядят:

добрыми, дружелюбными, умными, красивыми, простыми, озабоченными, открытыми, загадочными. Русские любят:

пить водку, разговаривать с друзьями, петь песни, есть, меч­тать, отдыхать, гостей, философию, политику, детей, дачи, мо­роз.

Русские всегда:

спорят, жалуются, ищут глубины во всем, помогают друг другу, страдают, веселятся, всех прощают.

Русские никогда:

не предают друзей, не скрывают своих чувств, не считают деньги, не умеют наслаждаться жизнью, не мстят.

По мнению О.А. Леонтович, приведенные данные показы­вают, какие стереотипы могут лечь в основу взаимовосприятия русских и американцев в процессе межкультурной коммуникации. Автор делает вывод, что расхождение автостереотипов и гетеро-стереотипов будет создавать помехи в общении как следствие не­совпадения идентификации и самоидентификации коммуникан­тов. Образ партнера по коммуникации и его поступки, пропущен­ные через призму стереотипов, могут получить ложное истолкова­ние и неверную оценку. Исходя из сложившихся стереотипов, от партнера заведомо ожидают определенного поведения, в том чис­ле речевого.

Наши рекомендации