Модально-специфические закономерности развития— ос
бенности психического развития, характерные для опред ленного вида дизонтогенеза.
Направленное развитие— развитие под влиянием организ ванных внешних воздействий. Синонимом направление развития может выступать понятие «функциональный нез».
__________________ Приложение___________________
Нарушенное развитие— обычное развитие, протекающее б необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи. Нарушенное развитие рассматривается как особый способ генеза психики, определяемый характером неблагоприятных условий, в которых он реализуется.
Обратное развитие— не соответствующее действительности представление, согласно которому процесс развития способен протекать в обратном направлении, возвращаться к уже пройденным этапам. Это положение грубо противоречит философским представлениям, согласно которым любой процесс развития всегда разворачивается в масштабах реального времени, необратимость которого делает невозможным и обратное развитие.
Общие закономерности развития— наиболее существенные характеристики процесса психического развития, в равной степени присущие как для нормального, так и для отклоняющегося развития.
Онтогенез— прижизненное развитие индивида от момента зачатия до смерти.
Остановка в развитии— не соответствующее реальности представление о том, что процесс развития может иметь моменты перерыва, т. е. остановок. Данному пониманию противостоит идея недезъюнктивности процесса развития.
Псевдокомпенсация— неадекватные условиям существования индивида защитные механизмы, сужающие адаптационные возможности последнего.
Развитие психическое— поступательные, позитивные и необратимые изменения в виде качественных новообразо^-в структуре психики.
Распад— дезинтеграция отдельных фуь к утрате психикой своей целостности.
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Реабилитация — система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. м* роприятий, направленных на восстановление полноценной личностного существования инвалида в обществе.
Ретардация — порциальное или тотальное отставание в тем* пах развития.
Социализация — исторически сложившийся способ усв<^В ния индивидом культурно-исторического опыта, в резулв тате чего формируются человеческие способы поведения» сознание в целом.
Специальная психология — отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением фе> номенологии и закономернбстей нарушений в процесс* психического развития и разработкой методов коррекцисИ ной помощи лицам с подобными нарушениями.
Спонтанное развитие — изменения, возникающие в процеф се развития в результате самонаучения под влиянием под» ражания.
Структура нарушенного развития — одна из топографичеф ких характеристик дизонтогенеза, предполагающая выделение двух групп нарушенных функций. Первая связана! нарушениями, вызванными непосредственным воздейств» ем патогенного фактора. Вторая группа — нарушения те» или иных сторон психики, возникновение которых обусло*» лено непосредственными или опосредованными связями! первично поврежденной функцией.
Функциональный генез — позитивные изменения в структ^ ре сознания под влиянием целенаправленных воздев ствий — обучения, воспитания, коррекции.
Хроногенность — принцип, согласно которому, чем раньшг в возрастном отношении возникает патогенное воздействие тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесф психического развития.
Приложение 4
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Предметом изучения специальной психологии является:
A) воспитание и обучение детей с нарушенным развитием
Б) развитие психики, протекающее в неблагоприятных ус
ловиях
B) своеобразие психического развития лиц с нарушенным
зрением
Г) особенности психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями
2. Отклоняющееся развитие можно охарактеризовать как:
A) развитие, имеющее стихийный, непредсказуемый характер
Б) развитие, протекающее вне воспитательного воздействия
B) развитие, протекающее в рамках иной языковой культуры
Г) развитие, при котором влияние неблагоприятных фак
торов превышает компенсаторные возможности инди
вида
3. Задачами специальной психологии являются:
A) разработка методов психологической диагностики откло
нений в развитии
Б) изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития
B) создание коррекционных педагогических технологий
Г) изучение психологических проблем, связанных с интег
рацией
llf
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Приложение
4. Среди закономерностей нарушенного психическогоразвитие выделяют:
A) межсистемные
Б) общие
B) модально-специфические
Г) модально-неспецифические