Развитие общения со сверстниками
Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка.
Развитие форм общения со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная.
Содержание потребности в общении, ведущий мотив общения, средства общения.
Особенности межличностных отношений в группе детского сада: личностные (социометрическая структура), оценочные (социально-перцептивная структура), деловые (актометрическая структура).
Влияние групп детского сада на психическое развитие.
Причина трудностей и конфликтов во взаимоотношениях детей, пути их устранения.
Сходство и различие общения со взрослыми и сверстниками.
Основные понятия. Коммуникативные навыки и умения, социометрический эксперимент, социальная перцепция, межличностное взаимодействие, конфликт, структура взаимоотношений в группе детского сада.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА
Развитие внимания
Особенности проявления внимания в младенчестве и раннем детстве. Слуховое и зрительное сосредоточение как первое проявление внимания.
Развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, концентрации внимания. Формирование элементов произвольного внимания.
Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте. Непроизвольное внимание и условия его развития. Произвольное, опосредованное внимание и условия его формирования. Послепроизвольное внимание и условия его развития.
Развитие свойств внимания. Рассеянность внимания, ее причины и пути преодоления. Колебания внимания.
Внимание как условие успешного протекания внешней и внутренней деятельности, умственной и практической.
Пути и средства организации и поддержания внимания у детей разного возраста, в разных видах деятельности. Роль речи в развитии видов и свойств внимания. Дидактическая игра как средство развития внимания.
Основные понятия . Внимание, виды внимания, свойства внимания, рассеянность.
Развитие речи
Предпосылки развития речи в младенчестве. Предпосылки активной речи. Гукание, гуление, лепет. Появление первых слов. Развитие понимания речи, ориентировки на речь. Развитие фонематического слуха как предпосылка освоения речи.
Развитие речи в раннем детстве. Использование ребенком речевых средств общения. Развитие пассивного и активного словаря. Освоение грамматического строя языка. Познание отношений и связей окружающей действительности - основа формирования грамматического строя языка. Развитие звуковой стороны речи. Общение как важнейшее условие развития речи детей на ранних этапах онтогенеза.
Основные направления развития речи в дошкольном возрасте.
Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения.
Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Пассивный и активный словарь.
Основные закономерности усвоения дошкольниками синтаксиса и морфологии родного языка.
Осознание детьми звукового состава слова и словесного состава речи как предпосылки овладения чтением и письмом. Развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, звуковой, обобщающей. Эгоцентрическая речь, ее особенности, функции, роль в психическом развитии. Развитие видов речи: от ситуативной к контекстной и объяснительной.
Роль общения со взрослыми и сверстниками, продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи.
Психолого-педагогическое обоснование задач развития речи, целей и содержания формирования речи детей.
Значение речи для психического развития. Речь и развитие познавательных процессов, личности, деятельности.
Основные понятия . Речь, виды речи, функции речи.
Сенсорное развитие
Развитие у ребенка основных видов чувствительности. Выработка условных рефлексов на раздражители в разные периоды. Особенности развития восприятия в разном возрасте.
Развитие видов восприятия.
Восприятие пространства: удаленности предметов, формы и величины. Освоение «близкого» пространства в младенчестве. Освоение «далекого» пространства в действии ребенком раннего возраста. Роль самостоятельной ходьбы и ориентировки на собственном теле в освоении пространственных отношений. Ориентировка на листе бумаги, плане, чертеже в дошкольном возрасте. Основные закономерности восприятия формы и величины. Роль речи в развитии восприятия пространства.
Специфика восприятия времени. Формирование биоритма «сон-бодрствование» как предпосылка восприятия времени.
Восприятие временных промежутков: день, ночь, утро, вечер, сутки, неделя, месяц, минута и пр. Осознание временных изменений в окружающем. Роль речи и собственной деятельности ребенка в восприятии времени.
Восприятие художественных произведений. Восприятие рисунка, произведения живописи. Понимание средств выразительности. Эстетическая оценка. Восприятие сюжетных картин: установление всех необходимых связей, выделение структурного и композиционного центров, формирование умения выражать связи в адекватных речевых формах. Восприятие литературных произведений разных жанров. Понимание содержания и идеи произведения. Особенности восприятия образов героев, мотивов их поведения, языковых особенностей произведения. Особенности восприятия и понимания поэтических произведений.
Особенности восприятия малых жанров фольклора в младенчестве и раннем детстве. Развитие слушания. Особенности восприятия сказки в раннем и дошкольном детстве. «Действенное» отношение к содержанию сказки, механизм «представливания». Различение реальной и сказочной действительности. «Присвоение» ребенком нравственного опыта героев литературных произведений. Единство нравственного и эстетического в восприятии и понимании сказки.
Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации. Роль иллюстрации в восприятии и понимании литературного произведения, ее влияние на отношение к герою.
Развитие произвольности восприятия: формирование культуры наблюдения, умение ставить цель, разрабатывать программу, контролировать процесс, оценивать результат. Формирование наблюдательности. Роль взрослого в развитии наблюдения.
Психологические основы системы сенсорного воспитания.
Основные понятия . Восприятие, перцептивные действия, сенсорный эталон, чувствительность, виды восприятия, наблюдение, наблюдательность, культура наблюдения, ощущение, пороги чувствительности.
Развитие памяти
Особенности проявлений памяти в младенчестве и раннем детстве. Запечатление как предпосылка развития памяти в младенчестве. Появление разных видов памяти в младенчестве. Ранняя форма воспроизведения - узнавание.
Развитие видов памяти в раннем детстве: двигательной, образной, эмоциональной. Появление и развитие словесно-смысловой памяти. Рост объема памяти и длительности сохранения материала.
Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте.
Развитие видов памяти. Непроизвольная память и условия ее развития. Деятельность как основное условие непроизвольного запоминания. Этапы развития произвольной памяти. Игра как основное средство развития произвольной памяти. Образная память - ведущий вид памяти дошкольника. Характеристика образной памяти. Формирование представлений. Развитие логической, опосредованной памяти.
Развитие процессов памяти. Непроизвольное запоминание и пути его организации. Приемы и средства произвольного запоминания.
Влияние памяти на психическое развитие. Память и разные виды деятельности. Память и обучение, усвоение знаний, формирование умений и навыков. Память и развитие личности. Формирование связи между настоящим, прошлым и будущим как показатель становления личности. Память и развитие речи. Место памяти в системе познавательных процессов.
Основные понятия . Память, запечатление, узнавание, воспроизведение, образная, двигательная, словесно-смысловая, аффективная память, механическая память.
Развитие воображения
Предпосылки развития воображения в раннем детстве. Становление условного игрового действия, использование предметов-заместителей.
Основные направления развития воображения дошкольника.
Развитие видов воображения: воссоздающего, творческого, произвольного, непроизвольного. Опосредованное воображение.
Роль речи в развитии произвольного опосредованного воображения.
Развитие операций воображения: комбинирование, агглютинация, антропоморфизация, схематизация, акцентирование.
Характеристика образов воображения дошкольника. Развитие функций воображения: гностическая, планирующая, защитная.
Условия, пути и средства развития воображения. Обогащение опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения.
Влияние литературных произведений, игры, труда, продуктивных видов деятельности на развитие воображения.
Место воображения в системе познавательных процессов. Реализм детского воображения.
Воображение и развитие личности. Овладение личностными смыслами человеческой деятельности. Формирование представлений о профессиях.
«Эмоциональный» этап профессионального самоопределения. Формирование представлений о социально одобряемом образце поведения.
Воображение и усвоение нравственных норм.
Основные понятия . Воображение, творчество, операция воображения.
Развитие мышления
Предпосылки развития мышления в младенчестве. Обследование предметов, выделение некоторых свойств. Установление элементарных причинно-следственных связей. Освоение предметных действий.
Развитие мышления в раннем детстве. Специфика наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Взаимосвязь мышления с развитием орудийных действий. Предметное отношение к действительности как важнейшее достижение раннего детства.
Становление элементов наглядно-образного мышления. Основные направления развития мышления дошкольника. Развитие форм мышления.
Особенности оперирования образами и системами образных представления. Конкретная образность мышления. Наглядное пространственное моделирование. Предпосылки развития словесного мышления.
Развитие мыслительных операций: сравнение, абстрагирование, классификация, обобщение, анализ, синтез. Установление причинно-следственных связей и особенности рассуждения при решении мыслительных задач. Взаимосвязь развития мышления и речи. Усвоение понятий, наглядное обобщение.
Развитие познавательных интересов и познавательной активности, любознательности. Детское экспериментирование. Познавательные вопросы, их происхождение и содержание.
Формирование умений и навыков умственной деятельности: умения принять цель, вопрос, задачу, определить способы решения мыслительной задачи, достичь результата и оценить его.
Значение знаний для развития мышления. Знания неясные и ясные, четкие.
Место мышления в системе познавательных процессов.
Влияние мышления на психическое развитие. Мышление и развитие личности. Мышление и деятельность.
Условия, пути и средства развития мышления в разном возрасте и в разных видах деятельности.
Психологические основы умственного воспитания детей.
Основные понятия. Мышление, виды мышления, мыслительные операции, познавательная активность, любознательность, познавательные интересы, проблемная ситуация, наглядное пространственное моделирование, понятие, знания.