Вопрос 29. Социальная идентичность
Начиная со знаменитой работы Г. Лебона (1986), противопоставление личности как разумного, рационального, сознательного, ответственного, созидательного начала и массы как начала иррационального, эмоционально-аффективного, деструктивного, неуправляемого становится чрезвычайно распространенным и в психологии. Масса, толпа, группа мешают личности быть личностью — таков один из главных лейтмотивов зарубежной психологической мысли. Личностью можно стать, лишь освободившись от мощных, вездесущих, принудительных влияний и давлении социального окружения, противостоя обезличивающему влиянию массы, толпы, группы.
Для советской психологии характерна другая теоретическая позиция. Постулируя принципиальное единство личности и группы, советские авторы сосредоточили главные усилия на другой антиномии, на сопоставлении понятий "личность" и "индивид". Соотнеся с понятием "личность" именно социальную ипостась человека, а с понятием "индивид" — его биологические и физиологические особенности, эти авторы проделали нужную и полезную работу.
Как бы то ни было, но очень продолжительные и интенсивные дискуссии о личности и индивиде мало способствуют пониманию того, каким образом интегрируются в человеке личностные и групповые характеристики в поведении и сознании человека.
Как интегрируются в одном и том же человеке совершенно различные по своей природе модели личностного и безличного поведения? Почему в одних случаях человек действует, чувствует себя и мыслит как уникальная неповторимая личность, а в других — тот же человек как унифицированная, тождественная другим, безличная частица некоторого целого?
Один из вариантов решения этой проблемы предложен концепцией социальной идентичности. По мнению Тэджфела (1979), межличностные и межгрупповые формы взаимодействия представляют собой два полюса единого биполярного континуума, Один полюс — взаимодействие, определяемое полностью межличностными отношениями и индивидуальными характеристиками участников и на которое не оказывает влияние принадлежность к разным социальным категориям. На другом полюсе — взаимодействие между людьми, полностью детерминированное их групповым членством и на которое не влияют их индивидуальные отношения и характеристики.
"Я-концепция" личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы:
личностную идентичность и социальную идентичность.
Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных индивидуальных черт. Сюда следует, в первую очередь, включить телесную (морфологическую) и половую идентичности. Так, первичная половая идентичность формируется к 1,5 годам и является наиболее устойчивым элементом самосознания. К 3-4 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но связывает его со случайными признаками (одежда, прическа) и допускает обратимость пола. К 6-7 годам ребенок осознает необратимость половой принадлежности. Именно на этот возраст приходится бурное усиление половой дифференциации деятельности и установок: разные игры, разные интересы, стиль поведения. В подростковом возрасте идентичность заново переосмысливается. Формируются критерии маскулинности и феминности. Телесная идентичность переживает острый кризис в подростковом возрасте - синдром дисморфофобии.
Вторая подсистема — социальная идентичность — складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.
С точки зрения концепции социальной идентичности:
1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа"Я", которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп. Так, например, в "Я-образ" может входить осознание себя как европейца, англичанина, студента, представителя средних слоев общества, члена спортивной команды, молодежной организации и т. д.
2. Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, то есть стремятся к положительному образу себя.
3. Социальные группы (или категории) и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, на протяжении столетий принадлежность к аристократическому слою общества ценилась выше чем принадлежность к простонародью.
4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное — низкий.
Из этих постулатов выводится ряд взаимосвязанных следствий.
1. Индивиды стремятся к достижению или сохранению позитивной социальной идентичности.
2. Позитивная социальная идентичность в большой степени основана на благоприятных сравнениях интруппы с соответствующимиаутгруппами: ингруппа должна восприниматься как позитивно отличная от аутгрупп. Так, школьнику, воспринимающему себя членом своего класса (ингруппы), для формирования позитивной социальной идентичности необходимо осознавать, что его класс по каким-то параметрам (успеваемости, спортивным достижениям, дружеским отношениям и т. д.) лучше других классов (аутгрупп). При этом сравнение он будет делать не по вертикали (свой пятый класс с первым или десятым), а по горизонтали (свой пятый с другими пятыми), так как именно эти возрастные группы соответствуют его ингруппе.
3. Так как позитивная оценка своей группы возможна лишь как результат ее сравнения с другими группами, а для такого сравнения нужны отличительные черты, то члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от любых других групп. Особенно важна такая дифференциация для тех групп, которые не определены формально (как это бывает в случае школьного класса), но тем не менее реально существуют. Так, стремление некоторых групп молодежи отличаться от поколения "консервативных" взрослых зачастую приводит к нетрадиционным формам одежды, прически, образованию молодежного сленга и т. п.
4. Существуют по меньшей мере три класса переменных, которые оказывают влияние на межгрупповую дифференциацию в конкретных социальных ситуациях:
1) индивиды должны осознавать принадлежность к группе как один из аспектов своей личности, субъективно идентифицировать себя с релевантной им группой. И если половая идентичность осознается, как правило, автоматически, уже в раннем детстве, то принадлежность, например, к социальному классу может не входить в "Я-образ" на протяжении всей жизни. В таком случае дифференциации и сравнения по классовому признаку (а также других форм поведения, связанных с классовой идентификацией) не происходит;
2) социальная ситуация управляет тем, какой признак будет подвергаться сравнению; Например, для больших групп в одной социальной ситуации наиболее значимым признаком является цвет кожи, в другой — язык, в третьей — исповедуемая вера, в четвертой — классовая принадлежность и т. д.;
3) ингруппы не сравнивают себя с каждой мысленно доступной аутгруппой; аутгруппа должна восприниматься как релевантная для сравнения. Сходство групп, их близость и ситуационные особенности — вот некоторые из переменных, которые определяют сопоставимость с аутгруппой. Например, для жителей Латинской Америки маловероятно сравнение своей группы с народами Азии. Однако ситуация резко меняется, когда иммигранты из этих частей света сталкиваются друг с другом в Англии. Одинаковые судьбы, чисто территориальная близость и постоянная конкуренция — все это увеличивает вероятность сопоставления, сравнения друг с другом в поиске положительных отличий и, как следствие, стремление к ингрупповой обособленности.
5. Цель дифференциации — сохранить или достигнуть превосходства над аутгруппой по некоторым параметрам. Следовательно, любой акт дифференциации будет в значительной мере актом соперничества, которое требует сравнения и дифференциации по значимым признакам. В этих условиях можно предсказать возникновение межгруппового соперничества, которое может и не зависеть от "объективных" конкурентных взаимоотношений между группами. Так, в школах среди детских групп можно наблюдать непреходящее выяснение вопроса: чей класс лучше?
6. Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других. О том, какими средствами достигается эта цель, будет рассказано ниже.
Таковы основные характеристики социальной идентичности, которая вместе с личностной идентичностью (осознаваемыми индивидуальными особенностями) образует единую когнитивную систему — 'Я-концепцию". В целях приспособления к различным ситуацдям "Я-концепция" регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Большая выраженность в самосознании социальной идентичности и влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому. Как только на первый план в "Я-концепции" выходит социальная идентификация, личность начинает воспринимать себя и других членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое.
Категории "Я-концепций" базируются, подобно любой категоризации, на восприятии внутригруппового сходства и межгруппового различия.
Для социальной "Я-концепции" важны, по крайней мере, три уровня самокатегоризации:
1) высший уровень — категоризация себя как человеческого существа, обладающего общими чертами со всеми представителями человеческого вида, в отличие от других форм жизни и не жизни;
2) промежуточный уровень — ингрупповая-аутгрупповая категоризация, основанная на сходстве или различии между людьми, определяемыми как члены именно этих социальных групп, а не каких-то других;
3) низший уровень — личностнаясамокатегоризация, основанная на отличии себя как уникального индивида от других членов ингруппы.
Эти три уровня определяют человеческую, социальную и личностную идентичность и основаны соответственно на межвидовом, межгрупповом и межличностном сравнении себя с другими. С позиции личностной категоризации (низший уровень) человек отказывается воспринимать сходство между группами (более высокий уровень категоризации) и соответственно сходство между собой и членами как "своей", так и "чужой" группы. Здесь господствует восприятие себя как уникальной личности. Однако с позиции социальной групповой идентичности (высокий уровень категоризации) не воспринимаются различия, имеющиеся на более низком — личностном — уровне, поэтому члены другой группы представляются сходными, неиндивидуализированными, а восприятие себя максимально сближается с восприятием членов своей группы.
Между выраженностью одного уровня самокатегоризации и другими уровнями существует функциональный антагонизм.