Советы молодому (начинающему) преподавателю
Советы профессора Ю.Г. Шнейдера, шутливые по форме, но при этом довольно точно отражающие, что лекторское искусство, которым следует овладеть каждому преподавателю:
o Нужно быть не строгим, не добрым, оставаться самим собой;
o Студенты должны чувствовать систему в изложении курса, их конспекты должны следовать этой системе;
o Нельзя переоценивать заинтересованность слушателями темами своих лекций;
o Если опаздываешь сам – пускай и опоздавших студентов;
o Не жалей времени на объяснение основ;
o Беседуй;
o Читай не так быстро, чтобы слова обгоняли мысли, но и не так медленно, чтобы мыслям было скучно без слов;
o Не забывай про конспект, он помогает не нарушить стройности изложения и студенческого конспекта;
o Не навязывай свою точку зрения, она, может быть и есть субъективной;
o Старайся выдать экспромт;
o Студенты – соучастники учебного процесса;
o Всегда будь хозяином аудитории;
o Непрерывно учись, причём везде.
Ошибки выступающего.
Выделяется ряд типичных ошибок лектора:
§ Частое, порой неоправданное использование научной терминологии и без соответствующего пояснения;
§ Высокая плотность новых понятий;
§ Неточный и сухой язык изложения;
§ Лекция носит сугубо теоретический характер;
§ Прикованность к конспекту;
§ Страх перед аудиторией;
§ Демонстрация высокомерия.
Вопросы для самопроверки
1. Какие виды публичных выступлений вы можете назвать? В чем их особенности?
2. Каков принцип композиции любой речи?
3. Что входит в понятие техники речи?
4. Какие этапы включает в себя процесс подготовки публичной речи?
5. В чем заключается подготовка содержательной стороны речи?
6. Что обеспечивает богатство нашей речи?
7. Что включает в себя докоммуникативная фаза подготовки речи?
8. Какие характеристики аудитории необходимо учитывать при подготовке выступления?
Литература:
1. Айви А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения.- Новосибирск: ЭКОР, 2005.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.
3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Булыгина А. Этика делового общения – Новосибирск, 1995.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д, 1996.
6. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.
7. Измайлова М.А. Деловое общение: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
8. Инджиев А.А. Язык делового общения: легко и грамотно - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
9. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие - М., 2000.
10. Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения - М.: «Юнити», 1997.
11. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
12. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации. - М.: Из-во РАГС, 1997.
13. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения. - Ставрополь, 1990.
14. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. - Психология деловых отношений - МГУЭСИ, М., 2001.
15. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
16. Тимченко Н.М. Искусство делового общения. – Харьков: Оригинал, 1992.
17. Тимченко Н.М. Тайны делового общения. - СПб, 1995.
18. Формановская Н.И. Речевой этикет в нашем общении. - М., 1982.
19. Честара Дж. Деловой этикет / Пер. с англ. Л. Бесковой. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999.
20. Шейнов Б.П. Психология и этика делового контакта. - Минск: Амалфея, 1997.
21. Эрнст О. Слово предоставляется Вам. Практические советы по ведению деловых бесед и переговоров.- М., 1999.