Теоретические подходы к исследованию общения в западной психологии
В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный(ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональ-ный (ориентированный на взаимодействие); реляционный(ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношений).
Информационные подходы.Были развиты в основном в 30-40-е гг. и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объект исследований — передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками»: сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами,
6.3. Психология межличностного взаимодействия
которые способны посылать и принимать информацию при помоши какой-то системы сигналов или символов.
Теоретические основания подхода базируются в основном на трех положениях:
содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т.д.);
человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);
принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.
В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.
Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949).
Первоначальная модель состояла из пяти элементов: источник информации, ее передатчик (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник информации (дешифратор), ее получатель (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением»как таковым и «источником»и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь»(отклик получателя информации, даюший возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность», или «дублирование»(излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры»(преобразователи со-
общения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).
Первый аналитический обзор использования этой теоретической модели коммуникаций в различных дисциплинах и сферах исследований был дан в 1957 г. К. Черри.
Второе направление исследований возникло в 60-х гг. Основной предмет — анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальнойгруппы или в межличностных взаимодействиях,включая ди-адические. Важные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1963, 1969, 1975). Он разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена,состоящую из 4 элементов:
коммуникационные условия, или условия общения,устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямое, непосредственное-непрямое, опосредованное, симметричная—асимметричная передача сообщений);
коммуникационное поведение, или стратегия общения,используемое участниками общения во взаимоотношениях друг с другом;
коммуникационные ограничения,включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;
основы, или критерии, интерпретации,определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
Именно разработка и использование этой модели при анализе межличностного общения помогли наиболее полно сблизить и «навести мосты» между информационным и интеракциональными подходами к изучению проблемы общения.
Интеракциональные подходы.Были раз-виты главным образом в 60—70-е гг, В отличие от информационного подхода, и котором общение представлено как транзакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интерак-циональном подходе оно рассматривается как ситуация совместного присутствия.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
взаимно устанавливаемая и поддерживаемая людьми при помоши различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерений участвующих индивидов. Они обладают действительным контролем за «входом» или «выходом» из ситуации в соответствии со своими намерениями до тех пор, пока воспринимают присутствие и поведение друг друга, но тем не менее каждый из них не может избежать постоянной координации поведения,
Интеракциональный подход признает положение о том, что само взаимодействие включает обмен сообщениями, но главный исследовательский интерес в большей степени направлен на организацию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспект-ность анализа человеческого поведения но множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотиваиионных или личностных факторов, сколько (и в большей мере) функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии); положения обшей теории систем, «водящей в исследовательский инструментарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия, как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».
В рамках интеракционального подхода разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос, — какими способами/путями структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения.
Условно можно выделить пять наиболее важных моделей:
Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х гг. Р. Бёдвистелом для невербального общения. Одно из основных положений: несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же огра-
ниченного репертуара или набора, состоя-шего из 50—60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположение, что следующие один за другим поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.
Модель социального навыка [Argyle, Ken-don, 1967]. Опирается на положение о том, что межличностные транзакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игры в карты т. п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. научение общению происходит в самом общении.
Равновесная модель [Argyle, Dean, 1965]. Опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации. То есть любое изменение в использовании поведения типа X, обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот (например, диалог—монолог, сочетание вопросов и ответов).
Программная модель социального взаимодействия [Scheflen, 1968]. Постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию по крайней мере трех видов программ. Первый имеет дело с простой координацией движений; второй контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует процедуры изменений, т. е. управляет комплексной задачей метаобшения.
Системная модель |Kendon, 1977J рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом
6.3. Психология межличностного взаимодействия
Тип источника получения данных | Тип эмпирической информации (получаемых данных) | |
Субъективный | Объективный | |
Участник изучаемой ситуации | Методы самоотчета | Методы самоотчета о поведении |
Внешний наблюдатель | Субъективные отчеты наблюдателя | Поведенческие методы |
межличностной транзакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы: 1) управляющая обменом речевых высказываний; 2) управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.
Реляционный подход.Начал постепенно развиваться с середины 50-х гг. (Р. Бёд-вистелл, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).
Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не столько создают условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, сколько являются самим общением как таковым, понимаемым как система взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой своего обитания. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется информацией. Согласно этому подходу, нельзя утверждать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интерак-циональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, — частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают ее до самой смерти.
Ключевой элемент концепции — взаимоотношения — это «нечто», что существует между индивидами и вне их, т. е. взаимоотношения существуют на надиндиви-дуальном, или «транзактном», уровне. Главная позиция нового подхода: природа взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и пространстве.
Три направления теоретических исследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций: а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует раз-
рывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например, «индивид-общение», «индивид—взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.
Наиболее интересные и важные исследования, проведенные на основе реляционного подхода, осуществлены в области психопатологии (Г. Бэйтсон и др., 1956; Р. Лэйнг, 1959). В частности, предложена реляционная объяснительная модель общения больного шизофренией. По утверждению самих сторонников подхода, реляционная теория общения находится на начальной стадии своего развития, несмотря на длительный период существования с момента зарождения.
Ее методологический потенциал и сила заключаются в том, что она заменяет аристотелевский принцип картины мира на «системный» подход.
Схематическая классификация методов исследований общения представлена в табл. 6.1.
Таблица 6.1 Типы методов исследования общения
Более подробно эти методы описываются в упоминаемых выше трудах и специально в работах Р. Бэйлса [Bales, 1970]; Г. Фаснахта [Fassnacht, 1982], М. Аргайла, А. Фенхейма и Дж. Грехем [Argyle et al., 1981]. В последней монографии дано теоретическое и экспериментальное обоснование так называемого ситуативного подхода, в настоящее время широко используемого в исследованиях проблем общения.
Необходимо упомянуть о таком подходе, как транзактный анализ, который хорошо известен и нашел распространение в прикладной исследовательской практике изучения общения. Подробное описание его основных положений можно найти в работе Э.Берна [1996].
6.СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
6.3,3, Невербальные способы общения
Невербальное общение — это коммуникация между индивидами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. В то же время, как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме. Тот факт, что передача и прием невербальной информации могут осуществляться на бессознательном или подсознательном уровне, вносит некоторое осложнение в понимание данного явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение», так как при языковой и речевой коммуникации этот процесс по-разному осознается обеими сторонами. Поэтому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, использовать также понятие невербальное поведение, понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию независимо от того, осознается это индивидом или нет.
Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика лица, взгляд, «пространственное» поведение, характеристики голоса.
За последние десятилетия интерес к невербальным способам общения в мировой психологической науке заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее.
Происхождение невербальных способов общения. С этой проблемой связаны как твердо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор еще нет ответов. Невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру.
Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами об-шения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т.д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.
Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах несет различный, иногда прямо противоположный смысл. Кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица, ожидая, что и собеседник сделает то же самое; вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев; японца же с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т. д. Такого рода наблюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации и поведения.
Среди неясных в проблеме формирования средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации. Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за
6.3, Психология межличностного взаимодействия
поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать, почему он использует тот или иной жест в какой-то момент беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда нзялся, и т. д. Каждый из нас может проверить эти вопросы, вспомнив какими жестами и как мы пользуемся в процессах общения с другими.
Особенности невербального общения.Как известно, невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. К этому следует добавить еше и такую его особенность, как намеренность и ненамеренность. Это означает, что в одном случае информация может передаваться одним субъектом общения (отправителем) с осознаваемой целью обязательно довести ее до сведения другого (получателя). Например, жест, указывающий кому-то направление; взгляд, выражающий внимание к собеседнику; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека и т. д. В другом случае отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть (например, признаки плохого настроения или болезненного состояния, свою принадлежность к определенной нации или социальной группе и т. п.), а получатели тем не менее такую информацию воспринимали. В этой связи оказываются полезными понятия «знак» и «сигнал». Знак — это элемент повеления, внешности, движений индивида, несущий информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого. Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателю.
Нетрудно представить себе, что эти информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Неосознаваемый отправителем знак, например случайный взгляд, может быть воспринят кем-либо как сигнал (признак интереса
или опасности) и вызвать какие-то действия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят просто как знак и т. д. Здесь возможно несколько вариантов, так как сочетания осознанности-неосознанности и намеренности—ненамеренности имеют ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, поскольку каждый из них может занимать ту или иную позицию. Кроме того, даже когда обе стороны ведут себя вполне осознанно, интерпретация полученной информации не обязательно совпадаете тем, что предназначалось для передачи.
Функции невербальных способов общения.Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать собственное поведение, глубже понимать друг друга и на основе этого строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информационных функций. Невербальное общение позволяет передать информацию:
1} о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;
2) о его физическом и психологическом состоянии;
3) об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;
4) о возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях;
5) о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п.;
6) о психологическом климате в группе и даже об общей атмосфере в обществе.
Особенно важная функция невербального общения — это обмен информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких, как их отношение к людям, самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т. д.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ