Основные подходы и принципы арт-терапии
На сегодняшний день существует многообразие подходов в арт-терапии — психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и активно развивающиеся в последнее врем инновационные направления — мультикультуральное, интегративное, феминистский подход.
Психодинамический подход в арт-терапии опирается на идеи З. Фрейда и К. Юнга считавших, что продукт художественной деятельности является выражением неосознаваемых психических процессов [53, с. 217]. З. Фрейд рассматривал изобразительное творчество, как область проявления психической патологии и психологических проблем автора. Посредством изобразительного творчества активизируются компенсаторные процессы в психике, которые не только приводят к разрешению внутрипсихических конфликтов, но и способствуют развитию личности [28]. Для К.-Г. Юнга изобразительное творчество — чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. К.-Г. Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный для выражения содержания личного и коллективного бессознательного, гораздо более точный и емкий, чем слова. Он верил в то, что человек, опираясь на «трансцендентные» свойства символов и собственный творческий потенциал, способен достичь самоисцеления. Искусство, особенно легенды, мифы, символические рисунки, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я» [68].
Родоначальником психодинамического направления в арт-терапии считается М. Наумбург (M. Naumburg). Согласно ее мнению, каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах, так он получает доступ к глубинным мыслям и чувствам, вытесненным в бессознательное» [28, 81]. Несколько иного взгляда придерживаются Э. Крамер и ее последователи, которые считают, что исцеляющий потенциал изобразительной деятельности заключается в возможности сублимировать разрушительные импульсы автора изобразительной продукции и предупреждать тем самым их непосредственное проявление в поступках [28, 76]. А наиболее значимым является то, что клиент получает опыт создания и авторства рисунка, а арт-терапевт выступает при этом в качестве только свидетеля [76].
Отмечено, что использование психодинамической модели арт-терапии имеет определенные ограничения, так как в частности, она наиболее продуктивна в решении клинических задач и в меньшей степени — в решении проблем в социальной сфере и образовании [28, c. 49]. Психодинамический подход, продолжая выступать в качестве одной из основных моделей арт-терапевтической практики, тем не менее, сдерживает ее развитие [28].
Трансперсональный подход (С. Грофф, Д. Кэмпбелл, Ш. МакНифф, К.-Г. Юнг и др.) оказал влияние на расширение диапазона особых или измененных состояний сознания, связанных с мистическим, религиозным, перинатальным или иными специфическими переживаниями, с последующим созданием художественных образов, отражающих эти переживания. В тех случаях, где необходимо пробудить спонтанность применяются техники активного воображения или интенсивной, направленной визуализации в сочетании с музыкой, глубокой релаксацией и с последующей изобразительной деятельностью, используются некоторые варианты песочной терапии [28, с. 86]. Основное положение этой школы выражается в следующем понятии: в каждом человеке существует некое духовное начало («духовное Я»), как ресурс развития, восстановления психической целостности [27, 28].
Гуманистическая психология и психотерапия способствовали превращению арт-терапии в психопрофилактический инструмент, в средство развития человеческого потенциала [30]. Принципиальное отличие данной модели психодинамического подхода состоит в использовании арт-терапевтического процесса с целью гармонизации и гуманизации отношений, личностного роста, с целью изменения качества сознания [7, 28, 47, 48]. Доказано также, что терапия искусством развивает правое полушарие мозга, то есть интуицию и ориентацию в пространстве [55]. С влиянием этого подхода связывают распространение представлений о креативности как постоянно присутствующем, внутрипсихическом ресурсе личности, развитие которого помогает в реализации собственного потенциала в разных видах деятельности (А. Г. Маслоу, К.-Г. Юнг, А. Эренцвейг и др.).
Гуманистический подход в арт-терапии предлагает различные формы работы, приближающие человека к его идеалу актуализации, которым является «полноценно функционирующий, целостный творческий человек» [48]. Художественное творчество может выражать восхищение человека, его экспериментирование и личностный рост. В подходе Ф. Перлза акцентируется внимание на игровом «эксперименте» средствами изобразительной или иной творческой работы, исследовании поведения в моделируемой ситуации, изучении реакций на новые формы опыта [28, с. 84]. Наиболее распространенные основания для применения этого подхода в арт-терапии: негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, нетерпимость и агрессивное отношение к окружающим и т. д. [32].
Согласно представлениям арт-терапевтического феноменологического подхода именно в арт-терапевтическом процессе человек находит способ решения своих проблем. Cущность феноменологического подхода в арт- терапии заключается в том, что создатель художественной работы вовлечен в центр арт-терапевтического процесса, и становится главным наблюдателем собственной изобразительной продукции. Рассматривая порожденные им феномены, клиент познает себя, испытывает чувства и самостоятельно порождает субъективные смыслы, и эти смыслы не навязываются ему арт-терапевтом [25]. По мнению другого представителя данного подхода М. Бетенски, изобразительная деятельность является феноменом с определенной структурой, и человек (клиент) в своем изобразительном продукте обучается видеть некий смысл и связывать его со своим внутренним опытом. Все это ведет его к способности по-новому видеть и ощущать себя во внутреннем и внешнем мирах [8].
Рассмотрим коротко метод работы, представленный М. Бетенски. Под руководством арт-терапевта клиенты, не обученные никакому из искусств, учатся смотреть на продукты своего изобразительного творчества и видеть в них свои внутренние переживания, направляющие их руки в процессе творчества.
Основные постулаты метода:
1) продукт творчества является феноменом со своей собственной структурой;
2) участник арт-терапии учится видеть все, что содержит данный продукт;
3) необходимо, чтобы участник арт-терапии абсолютно точно вербально описывал структуру своей художественной работы;
4) участник связывает творческую работу с внутренним опытом.
Основные принципы, ступени данного метода:
Свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.
Процесс творческой работы — создание феномена. Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением. На этом этапе большинство клиентов демонстрируют сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем, и иногда их решение.
Феноменологическое интуитивное познание: визуальное представление; дистанцирование; процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения (направленность на предмет). Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Арт-терапевт может сказать клиенту: «Посмотри на свою картину, сконцентрируйся на ней. Когда картина находится прямо перед твоими глазами, она видна не так отчетливо, как если бы ты немного отошел от нее. Итак, посмотри на работу и обнаружь то, что ты раньше не видел».
Процедура «Что-ты-видишь?»: феноменологическое описание; исследование структуры (взаимосвязь компонентов и качество целостности); феноменологическое связывание и интеграция.
Задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт приглашает клиента описать, что он увидел на картине. Здесь важность индивидуального восприятия: что ты видишь, ты, создатель. Специалист может работать с этим материалом, потому что описание работы самим клиентом ведет к его внутреннему миру. Второй аспект касается чувств клиента — то, что его слушают, означает начало доверия. И третье — что ты видишь? Все, что видно клиенту в самом результате творческого самовыражения, а не предположения или домысливания исходя из установок теории, когда доказательства затуманены. Когда требуется, специалист помогает клиенту увидеть те особенности художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, клиент должен научиться их видеть. Зачастую это особенности структуры, в частности соотношение компонентов между собой и с общей структурой, то, какую роль они играют в общей картине. Таким образом, описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры картины и, следовательно, к переструктурированию внутреннего опыта клиента. Фактически возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции.
В нашем подходе (работе с персоналом), особенно ценностна триада: группа- участник — художественный продукт. И зачастую, участник использует тот опыт, что группа дает обратную связь: что она видит, чувствует, и каковы ее ассоциации.
Сущность данного метода состоит в том, что клиент — создатель художественной работы — находится в центре терапевтического процесса. Именно клиенты, рассматривая порожденные ими феномены, познают себя и испытывают чувства. Таким образом, клиенты сами порождают субъективные смыслы, им их никто не навязывает.
Очевидно, что первоначально теоретической базой арт-терапии служила аналитическая психология. З. Фрейда, К.-Г. Юнга, и в дальнейшем арт-терапия приобретала все более широкую концептуальную базу. К сформировавшимся в последние годы инновационным направлениям арт-терапии можно отнести [5, с. 8]:
Мультикультуральное направление, предполагающее повышенное внимание специалиста в области арт-терапии к социальному и культурному опыту клиента, тесно связанное с учетом его этнической, расовой, классовой и профессиональной принадлежности (Л. Турнер-Шиклер, Н. Хеуш, Ф. Элдридж, Д. Юрт).
Феминистский подход, в более широком смысле гендерно-ориентированное направление, связанное, связанное с изучением влияния традиционной культуры и социальных норм на отношение к женщинам в семье и обществе, а также с изучением сексуального поведения людей нетрадиционной сексуальной ориентации (В. Мартин, М. Фабр-Лавин, С. Хоган и др.).
Интегративное направление, отражающее одновременное или последовательное применение визуальной, сенсомоторной, драматически-ролевой и музыкальной экспрессии (П. Уайтекер, Г. Хульбут и др.).
Социально-конструкционистское или нарративное направление, тесно связанное с использованием различных моделей анализа системы: отношений и поведения клиента и интерпретации его изобразительной продукции, включая «множественную интерпретационную стратегию» (М. Барби, Э. Келиш, И. Рили). Как отмечает И. Рили, при использовании социально-конструкционистского подхода арт-терапевт представляет различные материалы и средства для художественной работы, а клиент самостоятельно определяет значение художественного продукта. В последующем, при обсуждении художественного образа, они оба занимают исследовательскую позицию [5].