Iii. 1.3. причины нарушений слуха. психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей

Нарушения слуха могут вызываться различными заболевания­ми детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволо­вая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухо­та, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной де­формации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового

нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм (например, деформации головы ребенка при использова­нии щипцов). К нарушениям слуха могут привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.). Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встре­чаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возра­сте вступивших в брак. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает не­обходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания, в част­ности — для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.

Звуки характеризуются следующими свойствами: частотой, ин­тенсивностью и продолжительностью звучания.

Сила, или интенсивность, звука измеряется в децибелах (дБ). Так, разные звуки, в том числе звуки природы, могут иметь раз­ную интенсивность звучания. Например, звук:

шелеста листьев составляет 10 дБ;

шепота (около уха) — 25 — 30 дБ;

речи средней громкости — 60 — 70 дБ;

громкой музыки по радио — 80 дБ;

шума поезда в метро — 90 дБ;

ударов молотка по листу железа — 100 дБ;

работающего авиационного мотора — 120 дБ.

Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны частот, то это означает, что воспри­ятие разговорной речи невозможно. Понижение слуха, при кото­ром не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту.

При тугоухости не воспринимаются звуки в пределах от 15 до 80 дБ (Л.В.Нейман).

Основой классификации являются следующие критерии: сте­пень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р. М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют сле­дующие группы детей.

Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия Речи и самостоятельного овладения ею.

Среди них выделяют:

ранооглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушен­ным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;

позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сфор­мирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой не-1 достаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохран­ной способностью к самостоятельному накоплению речевого за-nack при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребен­ка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подле­жат коррекции в процессе обучения:

при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8м;

при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринима­ется на расстоянии 1 — 3 м, разговорная — на расстоянии 4 — 6 м;

при значительной степени тугоухости шепотная речь воспри­нимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней гром­кости — на расстоянии 2 —4 м;

при тяжелой степени тугоухости — шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чем 2 м (текст 1).

Текст 1

«Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и от других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослы- \ шащие дети школьного возраста делятся на две категории:

1) слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими
ее недостатками;

2) слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.

Таким образом, на основе измерения слуха, с одной стороны, и ис­следования речи — с другой, выделяются 4 группы детей с недостатками слуха. На основе этой классификации удалось создать такую сеть школ для детей с недостатками слуха, в которой глухие дети не обучаются с теми детьми, которые могут обучаться более быстрым темпом и которые требуют иных условий обучения.

Из школы для глухих изъяты все слабослышащие дети, которые в^ начале обучения, в связи с глубоким недоразвитием речи, напоминают своих глухих сверстников, но, обучаясь отдельно от них, развиваются значительно быстрее и очень скоро теряют сходство. Это достигается пу­тем создания особого типа школы для слабослышащих и позднооглох­ших детей, обеспечивающей дифференцированное их обучение.

Для целей дифференцированного обучения эта школа разделена на два отделения, где в разных условиях учатся слабослышащие дети с раз­личным уровнем речевого развития.

В I отделении школы для слабослышащих обучаются дети, обладаю­щие развитой речью, лишь с некоторыми ее недостатками. У них отмеча­ются неправильности произношения, трудности овладения грамотным письмом и некоторые ошибки грамматического строя речи. Эти речевые нарушения мешают им успешно обучаться в обычной школе; с учетом этих дефектов они и обучаются в специальной школе.

Во II отделении этой же школы обучаются дети с глубоко недоразви­той речью, т.е. именно те дети, которые в начале обучения напоминают глухих. Их речь характеризуется глубокими отклонениями в виде резко искаженного произношения, ограниченного запаса слов, аграмматиз-ма, порой доходящего до полного отсутствия предложения. В результате глубокого речевого недоразвития эти дети очень ограниченно понимают обращенную к ним речь и читаемый текст. Во II отделении школы для слабослышащих детей создаются специальные условия систематическо­го накопления речевого запаса. Эти условия в первоначальном периоде обучения в некотором отношении аналогичны школе глухих, причем для слабослышащих создаются условия максимального использования остаточного слуха при помощи звукоусиливающей аппаратуры и, что самое главное, коррекции того речевого запаса, который дети приобре­тают самостоятельно с помощью слуха.

Позднооглохшие дети распределяются по отделениям школы в зави­симости от степени сохранности их речи...»

(Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988. — С. 37.)

Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.

Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию ре­чи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нару­шенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое раз­витие в целом.

Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиня­ется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нор­мально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются законо­мерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к при­ему, переработке, хранению и использованию информации. За­метим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых Показателей характерно только для определенного периода онтоге­неза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хране-

т

ние наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школь­ном возрасте (до 10—И лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех катего­рий аномальных детей, является трудность словесного опосредство­вания. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоми­нания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запо­минания в отношении наглядного и словесного материалов.

Кроме того, для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с наруше­ниями слуха эта закономерность имеет свои временные и струк­турные особенности проявления. Однако у данной категории де­тей образуются полноценные понятия, т.е. для них может быть доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от ум­ственно отсталых детей, которые часто остаются во власти еди-1 ничных наглядных образов).

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделя­ют две (по И. М. Соловьеву) характерные закономерности.

Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаи­модействие со средой обеднено, общение с окружающими людь­ми затруднено, в то время как необходимым условием успешного; психического развития всякого ребенка является значительное воз­растание количества, разнообразия и сложности внешних воздей- \ ствий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность та­кого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия ста­новятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компо­ненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюда­ется несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (пись­мо) — приобретает большую роль по сравнению с устной.

Вторая закономерность — отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормаль­но слышащими детьми. И. М. Соловьев путь психического разви­тия ребенка с нарушенным слухом представлял следующим об­разом: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтоге­неза, возрастают в течение последующего времени. Так происхо-

дит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сур­допедагогических мероприятий состоит, таким образом, в созда­нии новых условий для психического развития, прежде всего — в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

Наши рекомендации