Классификации эмоций. Предлагать классификации классификаций эмоций – неблагодарное занятие

Предлагать классификации классификаций эмоций – неблагодарное занятие. Разделяя эту точку зрения, понижая научный ранг задач, связанных с анализом классификаций эмоций, Г. Бреслав все же описывает последние. Отмечая недостатки каждой из рассмотренных им классификаций, Бреслав конструирует очередную классификацию, критериями которой выступают ситуативность-внеситуативность эмоциональных явлений и отношения "фигуры-фона" в регуляции жизнедеятельности. Под ситуативностью понимается связь эмоций с происходящим "здесь и сейчас"; под фигурой – дискретные эмоции, характеризующие, что и как значимо для индивида; под фоном – эмоциональные явления, характеризующие способ реагирования индивида на значимое (2, с. 151).

Целый ряд классификаций эмоций анализирует Е.П. Ильин (9, с. 131-138). И практически каждый человек знает первую классификацию эмоций - положительные и отрицательные. Но без классификаций не обойтись, т.к. это не только ранний этап в научном исследовании любого явления, но еще и важный этап в организации собственных знаний в определенную систему. Поэтому выделим описательные, функциональные и генетические классификации эмоций.

Описательные классификации, построенные на основе феноменологии эмоциональных явлений и будучи первым этапом на пути их интегрального изучения, направлены на возможно более полный охват всей совокупности эмоциональных феноменов. В описательных классификациях выделяются специфические критерии, приводятся "речевые модели", передающие специфический компонент эмоции.

В классификации Б.И. Додонова (6) представлены только те эмоции, которые предстают в сознании людей как ценные переживания. Они отвечают следующим требованиям: 1)в них субъект чаще всего испытывает потребность: 2)они придают непосредственную ценность самому процессу деятельности. Процесс создания своей классификации эмоций Додонов характеризует как "полуэмпирический путь", в результате которого и были выработаны критерии искомой классификации. Этими критериями выступали: 1)вербальные версии ценных переживаний, за которыми стояли потребности; 2)наличие некоторых инвариант в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции данной категории; 3)частая сочетаемость отдельных эмоций, составляющих их данную категорию. В итоге была создана открытая классификация десяти эмоций, включающая альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные эмоции. Каждой из этих категорий эмоций соответствует определенный вербальный инвентарий.

Исходя из гипотезы (6, с. 210) о том, что фиксация в сознании индивида представлений об определенных переживаниях, как ценных и желательных, является сущностной особенностью личности, Додонов ввел понятие "общая эмоциональная направленность личности". Это понятие отражает иерархию всех ценных переживаний субъекта и используется в качестве ведущей характеристики направленности личности. В отличие от общей эмоциональной направленности ее типы выделяются Додоновым с учетом "одного, наиболее ценного для индивида эмоционального состояния, переживания" (5, с. 97). Тип общей эмоциональной направленности личности имеет ряд особенностей. Он рано формируется под влиянием некоторых врожденных задатков и воспитания (в широком смысле слова); связан с функционированием эмоций в качестве ценности; взаимодействует с морально-мировоззренческой направленностью. Становясь устойчивым и выступая в качестве одного из системообразующих факторов психологической структуры личности, тип общей эмоциональной направленности опросредованно влияет на восприятие личностью действительности, на мечты и планы, на выбор сферы деятельности, друзей, любимых, на процессуальные характеристики деятельности, на творчество, на представление о счастье (5, с.105). Додонов призывает учитывать тип общей эмоциональной направленности в процессе воспитания, обучения, профориентации личности. Выделенные Б.И. Додоновым типы эмоциональной направленности обозначены по аналогии с категориями эмоций, вошедших в его классификацию эмоций.

Функциональные классификации представляют эмоции в связи с их ведущими функциями, которые они выполняют в поведении и деятельности (например, астенические и стенические эмоции; ведущие и производные переживания в концепции эмоций В.К. Вилюнаса) и поведении субъектов.

В классификации эмоциональных переживаний В.К. Вилюнаса по критерию ведущей функции в деятельности выделены две фундаментальные группы переживаний: ведущие (доминирует функция побуждения), предшествующие деятельности и релевантные ей в целом, и производные эмоциональные переживания (доминирует функция оценки), возникающие в процессе деятельности.

Ведущие переживания возникают в результате обострения некой потребности и наличия отвечающего ей предмета; окрашивают в образе сами предметы, превращая их в мотив; побуждают к деятельности и отвечают за ее общую направленность; открывают субъекту смысл самого предмета потребности; специфичны (т.е. зависят от специфики потребности) для каждой деятельности; презентируют субъекту видовой опыт, касающийся целей; конкретизируют субъекту общее унаследованное эмоциональное отношение к условиям индивидуальной жизни. Подчеркивая побудительную функцию ведущих переживаний, Вилюнас обозначает их как побуждения (7, с. 105).

Формы развития ведущих эмоций Вилюнас выделяет в соответствии с формами опредмечивания биологических потребностей. Так генетически первая форма ведущих эмоций – диффузное тягостное переживание – соответствует обострению неопредмеченной потребности; ключевое ведущее эмоциональное переживание (или эмоциональный тон ощущений), распознающее отдельные свойства предмета удовлетворения потребности, соответствует встрече потребности с предметом; предметные ведущие переживания соответствуют опредмеченной потребности. На основе анализа биологических потребностей Вилюнас приходит к выводу, что субъективной формой их существования и являются ведущие переживания. Собственно человеческие ведущие переживания выделяют мотивы личности в форме чувств.

Производные эмоциональные переживания возникают при наличии ведущего побуждения в конкретной ситуации; отражают фактические успехи (неуспехи) в деятельности; выражают смысл сложившихся ситуаций и наиболее значимых в ней объектов; ситуативны; универсальны (т.е. не зависят от специфики потребности); внутренне организованы в систему, в которой особую роль играют эмоции успеха-неуспеха (7).

Генетические классификации направлены на отражение фило- или онтогенетического развития эмоциональных явлений (например, классификация ведущих переживаний в концепции В.К. Вилюнаса), явно или неявно содержат уровневые критерии, представляют эмоциональные явления в связи с усложнением реальных отношений, когнитивной организации субъекта (например, уровневая классификация эмоций С.Л. Рубинштейна).

В психологии эмоциональных явлений выделяют эмоциональные процессы (аффект); эмоциональные состояния (настроения), а также психические состояния, отличающиеся выраженностью их эмоциональной составляющей (тревога, фрустрация, эмоциональный стресс); эмоциональные особенности личности (индивидуализированное содержание человеческих чувств), а также эмоциональность человека как обусловленная особенностями его темперамента.

Наши рекомендации