Психология экстремальных ситуаций
Самостоятельная работа
для заочного отделения
Тема: | Форма работы: | Содержание: |
Раздел 1. Профессиональное здоровья спасателя | ||
Тема 1.1. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. | Конспект по теме | Понятия экстремальной и чрезвычайной ситуации. Роль и место психологии экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности спасателя. Особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение людей в ЧС |
Тема 1.2. Профессиональное здоровье спасателя | Конспект по теме | Понятие профессионального здоровья. Этапы профессионального становления. Компоненты профессионального здоровья. Профессиональная идентификация. Профессиограмма спасателя. Психограмма (психологические требования, предъявляемые к спасателям). Профессиональная пригодность. Профессионально важные качества (ПВК), динамика ПВК при повышении квалификации спасателя. Подходы к понятию «профессиональная деформация», основные виды профессиональных деформаций. Психологическая устойчивость. Компоненты психологической устойчивости. Психологическая готовность специалиста к работе в чрезвычайных ситуациях. Компоненты психологической готовности. |
Тема 1.3. Профессиональный стресс | Конспект по теме | Понятие «Стресс». Виды стресса. Субсиндромы стресса. Общий адаптационный синдром и его стадии. Физиологические и психологические стрессы. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Механизмы адаптации. Виды психологических защит. Виды: поведенческие, когнитивные, эмоциональные копинги; адаптивные и неадаптивные. Профессиональный стресс. Стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности. Механизмы адаптации к экстремальной ситуации. Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности спасателя. Отставленные негативные последствия профессионального стресса: кризисы, зависимое поведение, суицидальное поведение, психосоматические заболевания, ПТСР. Накопленный профессиональный стресс, механизмы накопления профессионального стресса. Профессиональное выгорание: внешние признаки синдрома «выгорания» специалиста, фазы развития. Причины возникновения. Травматическая ситуация. Динамика переживания травматической ситуации. Посттравматический рост личности. Посттравматическое стрессовое расстройство, определение, группы симптомов, диагностические критерии (ПТСР). Факторы, способствующие развитию ПТСР |
Тема 1.4. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса. | Конспект по теме | Группы факторов риска нарушений профессионального здоровья и развития профессиональных деструкций. Принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса. Организация труда и отдыха спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций как профилактика негативных последствий профессионального стресса. Концепция «заботы о себе». Роль и место психологического сопровождения деятельности специалистов в системе профилактики негативных последствий профессионального стресса. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса в системе МЧС России. Формы и методы профилактики профессионального стресса. Методы и приемы профилактики ПТСР. Дебрифинг: цели, задачи, фазы, правила проведения дебрифинга |
По теме 1.4. | Практическое задание (письменно) | Составить индивидуальную программу профилактики профессионального стресса. |
Тема 1.5. Методы и приемы саморегуляции | Система приемов и методов саморегуляции: Виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Снижение мышечного напряжения, субъективного ощущения тревоги. Визуализация. Самовнушение. Аутогенная тренировка по Шульцу, по Линдеману. Медитация как способ саморегуляции. Ассоциативная методика саморегуляции. Поиск ключей доступа к желаемым состояниям. Аппаратные методы с биологической обратной связью как средство формирования навыков психической саморегуляции. | |
По теме 1.5. | Практическое задание | Применение приемов саморегуляции |
Раздел 2. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС | ||
Тема 2.1. Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС. | Конспект по теме | Психическое состояние пострадавших в ЧС, основные группы психогенных реакций и расстройств. Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в ЧС. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС: определение, цели, задачи. Группы пострадавших в ЧС: особенности оказания экстренной психологической помощи каждой группе пострадавших. Прогноз динамики психического состояния пострадавших в ЧС. Учет этнокультурных особенностей при оказании экстренной психологической помощи пострадавшим. |
Тема 2.2. Особенности общения с пострадавшими в ЧС | Общение. Виды общения. Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное. Общие принципы и особенности общения с пострадавшими в ЧС. Общение с жертвой изолированной в очаге ЧС: основные задачи. Этапы работы. Переживание горя, утраты. Нормальная работа горя. в условиях ЧС. Частные случаи общения с пострадавшими в условиях ЧС. Приемы активного слушания. Критерии эффективности применении приемов активного слушания. Понятие «личностный ресурс». Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату. | |
По теме 2.2. | Практическое задание (письменно) | Анализ ошибок в общении с пострадавшими в ЧС. |
Тема 2.3. Острые реакции на стресс | Конспект по теме | Острые реакции на стресс (ОСР)(определение, динамика, формы и типы). Основные принципы оказания помощи при: плаче, истероидной реакции, нервной дрожи, страхе, двигательном возбуждении, агрессии, ступоре, апатии. |
Тема 2.4. Психологические аспекты работы при массовом скоплении людей | Конспект по теме | Понятие толпы. Виды толпы. Особенности психологического состояния людей в толпе. Механизмы образования толпы: эмоциональное заражение и слухи. Слухи как один из механизмов образования толпы. Слухи: определение, виды, динамика развития, факторы, способствующие распространению слухов. Информационно-разъяснительная работа, как фактор, снижающий риск развития толпы. Цели, задачи, основные принципы информационноразъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. Вербальный и невербальный компоненты информационно-разъяснительной работы. Влияние СМИ на психическое состояние пострадавших в ЧС. Принципы общения с представителями СМИ. Общие правила комментирования событий, связанных с ЧС в СМИ. Принципы профилактики образования толпы. Методы и приемы работы с толпой. Общие принципы работы с пассивной толпой. Методы и приемы профилактики образования толпы и превращения толпы в действующую. Приемы профилактики распространения слухов. Приемы противодействия слухам. Безопасное поведение в толпе. Особенности групповой работы в толпе. |
Раздел 3. Элементы психологии управления | ||
Тема 3.1. Социальнопсихологические особенности малых групп | Конспект по теме | Малые группы: определение, виды, структура, функции, групповая динамика. Психологические механизмы взаимодействия личности и группы. Особенности групп пострадавших в ЧС. Коллектив. Социально-психологический климат коллектива. Факторы, влияющие на социально-психологический климат |
Тема 3.2. Разрешение межличностных конфликтов, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций | Конспект по теме | Понятие конфликта. Виды конфликтов. Структура, функции, динамика межличностных конфликтов. Причины возникновения межличностных конфликтов. Конфликт в коллективе. Стратегии разрешения конфликтов. Особенности конфликтов в ЧС. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента |
По теме 3.2. | Практическая работа (устно) | Для устного доклада подготовить перечень способов профилактики и предотвращения межличностных конфликтов в ЧС. |
Тема 3.3. Специфика разрешения конфликтных ситуаций с участием третьей стороны в условиях чрезвычайных ситуаций. | Конспект по теме | Роль, цели, задачи и основные функции третьей стороны при разрешении конфликтных ситуаций. Переговорный процесс: основные этапы, стратегии третьей стороны в ведении переговорного процесса. Особенности ведения переговорного процесса в условиях ЧС. |
Тема 3.4. Особенности управленческой деятельности руководителя в условиях чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности | Стили, формы и методы управления коллективом. Управленческая деятельность, критерии эффективной управленческой деятельности. Группы факторов, влияющие на эффективность управленческой деятельности. Учет индивидуальных особенностей членов коллектива в управленческой деятельности. Управление коллективом в условиях ЧС и в повседневной деятельности. |
Литература:
Основные источники
1. Ильин Е.П., Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2011
2. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. - М.:НЦ ЭНАС, 2011. - 64 с.
3. Психология экстремальных ситуаций / под общей ред. Ю. С. Шойгу.
М.:Смысл, 2010. – 320 с.
Дополнительные источники
1. Александровский Ю. А. Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психоге-
нии в экстремальных условиях. М.: Медицина2011.- 96 с.
2. Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Политиздат, 2009.-
304 с.
3. Сельченок К. В. Психология экстремальных ситуаций. М.: Изд-во АСТ, 2010.- 480 с.
4. Сидоров П. И., Мосягин П. И., Маруняк С. В. Психология катастроф: учеб.
пособие для студентов вузов / под ред. П. И. Сидорова. М.: Изд-во Аспект
Пресс, 2008. – 416 с.
5. Электронный ресурс: форма доступа: http://psi.mchs.gov.ru.