Агрессивностьи агрессияу спортсменов и неспортсменов
Сопоставление особенностей проявлений агрессии у спортсменов и неспортивной учащейся молодежи (студенты) позволяет обнаружить различия в проявлениях ее в этих группах.
Усредненные данные обследования по методике Спилбергера (группа спортсменов из 230 человек и группа студентов-неспортсменов по
25 мужчин и женщин) свидетельствуют о наличии статистически значимых различий (табл. 20). Представляются интересными результаты обследования по ситуативным проявлениям агрессии.
Таблица 20. Результаты обследования спортсменов и студентов по методике Спилбергера
Сопоставление данных обследования по методике Басса—Дарки также показывает различие между группами спортсменов и неспортсменов (табл. 21).
Таблица 21. Результаты обследования спортсменов и студентов по методике Басса—Дарки
Обследуемая группа | Агрессивность | Агрессия | ||
в ситуации покоя | в ситуации фрустрации | в ситуации тренировки или экзамена | ||
Спортсмены | 23,2/19,9 | 22,4/23,3 | 31,2/28,6 | 26,5/25,4 |
Студенты | 24,8/22,6 | 25,2/24,8 | 28,8/26,4 | 30,2/28,9 |
Обследуемая группа | Индекс агрессивности | Индекс враждебности | Агрессия | Раздражительность | ||
Физическая | Вербальная | Косвенная | ||||
Спортсмены | 17,3/16,1 | 8,3/8,1 | 5,5/4,3 | 7,6/5,8 | 4,2/6,0 | 5,5/5,7 |
Студенты | 17,6/16,2 | 10,7/8,7 | 4,8/3,6 | 6,9/5,4 | 5,9/7,1 | 7,2/8,1 |
Примечание. Здесь и табл. 21, 22 в числителе приведены значения показателей по группе мужчин, в знаменателе — по группе женщин. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия между одинаковыми показателями для групп спортсменов и студентов, оцениваемые по t-критерию.
В ситуации покоя наблюдается тенденция к более высокому уровню агрессии у студентов (у мужчин различия значимы, у женщин нет). В ситуации фрустрации спортсмены значимо агрессивны, но в ситуации противоборства (у студентов — ситуация экзамена, когда студент не соглашается с оценкой преподавателя и пытается ее оспорить) студенты существенно агрессивнее. Посредством ситуации экзамена мы стремились смоделировать ситуацию деятельности в условиях противоборства. Если у спортсменов в целом по выборке наблюдается значительное снижение агрессии в такой ситуации по сравнению с ситуацией фрустрации (непроизвольное реагирование на раздражающий или угрожающий стимул), то у студентов статистически значимых различий не обнаружено. Студенты в ситуации деятельности, когда есть цель, реагируют так же интенсивно, как и в ситуации фрустрации (непреодолимости раздражающего стимула), т. е. у спортсменов наблюдаются различия в проявлении неконструктивной и конструктивной агрессии, у студентов такие различия отсутствуют. По высказываниям студентов, соотношение случаев удачи и неудачи в отстаивании своей позиции составляет 1:5. Не секрет, что оценка, выставляемая студенту, во многом зависит от его поведения на экзамене.
Конечно, эти данные недостаточны для обобщения полученных результатов, но приведенные факты свидетельствуют о более развитых механизмах произвольной регуляции эмоций и, как следствие, агрессии у спортсменов.
Полученные результаты подтверждают известные данные о менее выраженной физической и вербальной и более выраженной косвенной агрессии у женщин. Наши данные также показывают, что косвенная агрессия выше у студентов, более того, у мужчин этой группы косвенная агрессия выражена так же, как у спортсменок. Студенты превосходят спортсменов по показателю раздражительности. Косвенная агрессия и раздражительность проявляются в том числе во вспьцн-ках ярости, вспыльчивости, резкости, грубости, т.е. в неспособности управлять своими эмоциями. Опять повторю заключение о произвольности— непроизвольности проявления агрессии з ситуациях фрустрации и целенаправленной деятельности: спортсмены в большей степени владеют навыками управления своими эмоциями.
Таблица 22. Значения показателей самооценки личных качеств для групп спортсменов и неспортсменов
Обследуемая группа | Удовлетворенность результатом | Уверенность в себе | Реализация возможностей | Авторитет | |
в своей среде | в среде значимых людей | ||||
Спортсмены | 62/67 | 67/70 | 73/76 | 70/74 | 67/62 |
Студенты | 46/51 | 75/54 | 36/52 | 42/46 | 38/41 |
Полученные различия в проявлениях агрессивности (по методике Басса—Дарки) представляется возможным объяснить данными самооценки личных качеств. В соответствии с представленными в табл. 22 усредненными данными совпадение имеет место только по одному показателю — уверенности в себе. По остальным студенты значительно уступают спортсменам в оценке своих личных качеств. Вообще сле-
лует заметить, что если у спортсменов самооценка подчас находится на верхней границе адекватности (75-80), то у студентов ряд самооценок близок к нижней границе (35-40). Можно сказать, что спортсмены склонны переоценивать свои качества, а студенты — недооценивать. По литературным данным известно, что выход значений самооценки за границы адекватности, как правило, сопровождается повы-
■*•■ шенной раздражительностью, мнительностью, импульсивностью поведения (Прихожан, Толстых, 1990; 1991). Не все авторы в своих работах 1 ~ рассматривают проблему агрессивности молодых людей, но их выво-
•"" ды дают практически исчерпывающую характеристику импульсивных форм агрессивного поведения.
На основании представленных данных можно сделать вывод, что
1 • главное различие в агрессивных тенденциях личности спортсменов и
:; студентов заключается в сформированности навыков произвольной ре
гуляции проявлений агрессивных форм поведения.
,-. :■■'■ ;•.)-.
Quot; ______________________________________
Выполненные исследования позволяют со всей ответственностью развеять миф о спорте как «школе агрессии». Да, спорт, особенности вида спорта формируют техники и приемы конструктивных форм агрессивного поведения с целью достижения победы. Неконструктивные же формы в большей степени проявляются в ситуациях недостижения цели (проигрыш соревнования или отсутствие возможности достижения цели — ситуация фрустрации) и более выражены у лиц, не реализовавших себя в жизненно важных сферах деятельности (в нашем случае это спортсмены 1—2-го разрядов). Вот основные выводы, которые можно сделать на основании экспериментальных данных, полученных в наших исследованиях:
1. Результаты обследования представителей разных видов спорта, уровня квалификации и молодежи, не занимающейся спортом, не дают оснований для заключения о большей агрессивности спортсменов. Более того, различия по ряду показателей агрессивности свидетельствуют о более выраженных проявлениях конкретных форм агрессивности у неспортсменов. Наши данные также показывают, что косвенная агрессия выше у неспортсменов. Неспортсмены превосходят спортсменов по показателю раздражительности. Полученные в исследовании результаты подтверждают известные данные о менее выраженной физической и вербальной и более выраженной косвенной агрессии у женщин.
Главное различие в агрессивных тенденциях заключается в значительно большей сформированности навыков произвольной регуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов и выраженности импульсивных форм у неспортсменов.
2. Сопоставление данных по группам спортсменов в разных видах. ...
спорта позволило определить следующее. По показателям агрессивно
сти как личностной, устойчивой, особенности спортсменов статистиче
ски значимых различий между исследуемыми видами спорта не уста
новлено, за исключением достоверно большей агрессивности предста
вителей вида спорта с ограниченной агрессией (айкидо) по сравнению
с представителями видов спорта с отсутствием агрессии (циклические виды). Что касается конкретных показателей агрессивности, то у пред- ( ставителей видов спорта с поощряемой агрессией (дзюдо, самбо) больше физическая агрессия, а косвенная меньше, чем у остальных групп спортсменов.
3. Данные обследования спортсменов в разных моделируемых ситуациях позволяют говорить о влиянии особенностей видов спорта на проявления агрессии. В этом плане наиболее показательно соот- " ношение данных в ситуации покоя и на тренировке. В группах ай-" кидо и циклических видов статистически значимый и существенный' прирост значений агрессии отмечен на тренировке, а у самбистов и дзюдоистов он статистически незначим. Из бесед со спортсменами стано-'-'"' вится ясно, что это связано с особенностями их спортивной деятельности. У первых — необходимость в мобилизации функциональных возможностей, у вторых — в концентрации внимания на поведении соперника.
4. Уровень спортивной квалификации в реализации агрессивности спортсменов выражается в ситуативных проявлениях агрессии, т. е. в особенностях психического состояния. В целом профили показателей агрессии в разных ситуациях по группам спортсменов разной квалификации в рамках одного вида спорта достаточно однотипны, что свидетельствует об общих закономерностях.
В ситуации покоя у мастеров спорта — мужчин и женщин — показатели агрессии одинаковы или ниже (легкоатлеты и лыжники), а у разрядников — мужчин и женщин — одинаковы (легкоатлеты и лыжники) или выше значений агрессивности. Этот факт объясняется лучшей сформированностью навыков расслабления и мобилизации у высококвалифицированных спортсменов.
В ситуации тренировки у мастеров спорта мужчин (дзюдо, самбо, циклические виды) уровень агрессии значительно ниже, а в группе айкидо выше, чем у разрядников. У мастеров спорта женщин во всех исследуемых видах спорта уровень агрессии на тренировке выше, чем у разрядниц. В ситуации фрустрации, когда ничего изменить нельзя, у мастеров спорта — мужчин и женщин — во всех видах спорта уровень агрессии также выше, чем у разрядников.
Главное заключение по этим данным — уровень спортивной квалификации проявляется в большей гибкости (управляемости) рациональной, или конструктивной, агрессии и в более выраженной импульсивной, неконструктивной, агрессии. Объяснение этого факта требует дальнейшего исследования. Пока же можно предположить, что наличие конструктивных форм агрессивного поведения как бы смягчает критерии запуска непроизвольных.
5. Анализ данных по группам спортсменов — мужчин и женщин — показал, что на проявления агрессии оказывает существенное влияние фактор пола спортсмена. Чем большая агрессия по отношению к сопернику допускается правилами, тем больше различий между видами спорта и между группами спортсменов — мужчинами и женщинами. Так, циклические виды спорта (отсутствие агрессии) в наибольшей степени отличаются от дзюдо и самбо (поощрение агрессии). И в то же время в этих видах зарегистрированы наименьшие различия в прояЕлениях агрессии между спортсменами разного уровня квалификации, между мужчинами и женщинами. Допустимость агрессии в рамках правил как бы, поляризует спортсменов по выраженности ситуативных проявлений агрессии. Виды спорта, допускающие агрессию спортсменов, в большей степени влияют на проявления агрессии у женщин, формируя у .них типично мужские черты агрессивного поведения.
6. Мастера спорте, от спортсменов-разрядников (мужчины и женщины) отличаются большей спонтанной, рефлексивной, агрессией (ситуация фрустрации) и рациональной, конструктивной, агрессией (ситуация напряженной тренировки). Но если у мужчин в ситуации фрустрации агрессия,выше, чем на тренировке, то у женщин нет различий по данным показателям. Особенно это проявляется в видах спорта, допускающих агрессию. У женщин в таких видах спорта уровень проявления агрессии оказывается сопутствующим фактором спортивного успеха. У мужчин-разрядкиков такое же проявление агрессии следует рассматривать в качестве механизма компенсации недостаточного уровня
спортивного мастерства, как это было показано на примере групп дзюдо, самбо и циклических видов спорта.
7. Существенное влияние на проявление агрессии оказывает самооценка личных качеств. Связи показателей самооценки личных качеств с показателями агрессивности имеют достаточно сложный характер, что свидетельствует о функциональной связи явления агрессии и того, как оценивают себя спортсмены.
По нашим данным, самооценка удовлетворенности достигнутыми результатами свидетельствует о сформированности стереотипов агрессивного поведения. Чем выше самооценка по этому показателю, тем сильнее выражены активные формы агрессивности (физическая и вербальная) и, наоборот, тем менее выражены скрытые формы агрессивности (косвенная агрессия, негативизм, подозрительность, чувства недовольства и обиды). Самооценка уверенности в себе оказывается весьма значимой в ситуативных проявлениях агрессии. Чем увереннее в себе спортсмен, тем интенсивнее проявляется спонтанная, рефлексивная, агрессия (ситуация фрустрации), тем меньше проявляется агрессия в ситуациях целенаправленной деятельности (ситуация напряженной тренировки). Корреляционный анализ эмпирических данных по группам спортсменов разного уровня спортивного мастерства и пола показал различия во влиянии этих факторов на взаимосвязь самооценки личных качеств и проявлений ситуативной агрессии.
Для мужчин значимыми в проявлениях агрессии оказываются самооценка удовлетворенности достигнутыми результатами, уверенность в себе и реализация возможностей. У мастеров спорта уверенность в себе и удовлетворенность результатами повышают агрессию в ситуации фрустрации (импульсивная агрессия) и снижают на тренировке (конструктивная агрессия), у разрядников все обстоит наоборот. У мастеров спорта ситуативное проявление агрессии детерминируется удовлетворенностью достигнутыми результатами, у разрядников — уверенностью в себе.
Для женщин значимыми в проявлениях агрессии оказываются удовлетворенность достигнутыми результатами, уверенность в себе и авторитет среди спортсменов. У мастеров спорта и разрядниц уверенность в себе и удовлетворенность результатами повышают агрессию в ситуациях фрустрации и тренировки. Особое значение в проявлении агрессии у женщин имеет самооценка авторитета в своей спортивной среде. Она положительно коррелирует с удовлетворенностью достигнутыми результатами и уверенностью в себе, увеличивая проявление активных
форм агрессии (физическая, вербальная) и уменьшая проявление пассивных (косвенная агрессия, подозрительность, мнительность,.чувства
недовольства, обиды).
8. Методика Спилбергера «Шкала агрессии—агрессивности» показала достаточную надежность, валидность и диагностическую чувствительность в измерении агрессивности как устойчивой особенности личностной сферы человека и агрессии как ситуативного проявления психического состояния. Достоинствами методики являются ее краткость и простота обработки получаемых данных. Методика может быть использована как при массовых обследованиях, так и при индивидуальной работе по психологическому обеспечению и сопровождению.
•н:<:';
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве одного из методологических принципов психологической науки выступает функциональная взаимосвязь всех явлений и процессов в живом организме. Из этого следует, что конкретное психическое явление должно иметь отражение в каждой составляющей психики человека. В данной работе рассматривается такое психическое явление, как агрессия, выделяются уровни регуляции — биохимический, физиологический, психический и социально-психологический. Анализ литературы по проблеме агрессии позволяет говорить о наличии коррелятов агрессии на каждом из названных уровней регуляции функционирования организма человека. Следует признать, что существующие в теоретических концепциях различия в толковании агрессии оказываются взаимодополняющими. Агрессия проявляется и в инстинкте как реализация принципа самосохранения, и в неудовлетворенной потребности, и в социально усвоенной форме поведения. Это позволяет сформулировать главный теоретический вывод: агрессия как психическое явление в своей основе имеет нереализованную потребность, удовлетворение которой происходит благодаря действию механизмов самосохранения и социальной адаптации. Включенность в этот процесс эмоциональных и познавательных составляющих обусловливает произвольность и непроизвольность регуляции агрессивного поведения, а также произвольность подавления агрессивных форм поведения.
Как феномен психики агрессия должна иметь конкретные проявления на всех уровнях психической организации — на уровне психических процессов, психических состояний, психических свойств. На основании этого разводятся понятия агрессии и агрессивности.
Агрессия — временное, ситуативное, состояние, находясь в котором человек производит действия, причиняющие ушерб или направленные на причинение ущерба себе, другому человеку, группе людей, животному или неодушевленному предмету.
Агрессивность — свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Это потенциальная готовность к подобным действиям, которая определяется соответствующими восприятием и интерпретацией условий деятельности или жизнедеятельности.
Особенности психического состояния детерминируют качественное своеобразие протекания психических процессов и выраженность
реализации психических свойств. Проявления агрессии — подавление
агрессии, агрессия внутреняя, внешняя агрессия и ее формы — детер
минируются совокупностью факторов: субъективными составляющи
ми психического состояния (ощущения, эмоции, чувства и степень их
осознания, т. е. переживания); объективными составляющими (уровень
активации вегетативной нервной системы); субъективной значимостью
ситуации; личностной установкой на выполнение деятельности; соци
альными и личностными критериями ее выполнения; влиянием внешних
факторов. Конкретные параметры выделенных факторов определяют
индивидуальное проявление конструктивной или импульсивной агрес
сии, подавление ее или реализацию. ■,'■..:■
Предметом экспериментальных исследований в нашем случае являлась агрессия в спорте. Первое, что следует отметить, — в спорт идут не затем, чтобы «реализовать агрессивные влечения». Спортсмены не отличаются от неспортсменов выраженностью агрессивности. Да, спорт формирует навыки агрессивного поведения, но, прежде всего, поведения, направленного на достижение цели, т. е. конструктивных форм агрессивного поведения, в том числе и подавления агрессии. Вид спорта накладывает отпечаток на особенности выраженности и формы агрессии. Женщины-спортсменки приобретают маскулинные черты агрессивного поведения.
В психологии спорта давно установлено, что занятия спортом формируют такие личностные качества, как уверенность, эмоциональная устойчивость, решительность, самоконтроль. По нашим данным, полученным на основе выборок из групп спортсменов и болельщиков, уверенность, удовлетворенность (соответственно спортивным результатом, личными качествами) отрицательно коррелируют с импульсивными, неконструктивными, формами агрессии. На основании этого можно заключить, что не уверенный, не удовлетворенный своими качествами человек использует импульсивные формы агрессии как защиту, компенсацию своей нерешительности в ситуациях персональной ответственности. В других случаях, при отсутствии личной ответственности, агрессивная форма поведения дает возможность почувствовать себя сильным, уверенным, решительным.
В заключение стоит остановиться на вопросе первичности— вторичности свойства агрессивности. Есть веские причины полагать, что основой агрессивности являются биохимические и нейрофизиологические особенности функционирования организма. Это так называемый психогенный базис агрессивности. В процессе социализации фор-
мируется социогенный базис. Все вместе создает «потенциал» агрессивности. Пусковым же элементом агрессивного поведения является степень трудности достижения цели (субъективная оценка вероятности достижения цели) — конструктивная агрессия, частота неудовлетворенности самим собой в конкретных ситуациях — неконструктивная. По всей видимости, в основе агрессивного поведения лежит феномен уверенности—неуверенности и соответственно удовлетворенности— неудовлетворенности, которые зависят от психогенных и социогенных составляющих. И, таким образом, следует признать комплексность свойства агрессивности, его вторичность, производность от совокупности индивидных, индивидуально-психологических, личностных и ситуативных составляющих.
ЛИТЕРАТУРА
Агаян Г.Ц., Калинин Е.А. Состояние как системное проявление психики // Проблемы психических состояний в спорте / Под ред. Р. В. Агузумцана. Ереван, 1987.
Адлер А. Понять природу человека. М., 1995.
Александрова А.В. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 1992. № 1.
Алешина Ю.Е., Воловик А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
Анохин П.К Теория функциональных систем // Общие вопросы физиологических механизмов / Под ред. П. К. Анохина. М., 1970.
Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995.
Ассаджоли Р. Психосинтез: «теория и практика». М., 1994.
Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. М., 1986.
Бассин Ф.В. Значение переживания и проблема собственно психологической закономерности // Вопросы психологии. 1972. № 3.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.
Бютнер К Жить с агрессивными детьми. СПб., 1991.
Васильев Г.С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников // Темперамент / Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1976.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 5.
Вительс Ф. Фрейд. Его личность. Учение и школа. Л., 1991.
Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л., 1982.
Ганзен В.А. Системное описание в психологии. Л., 1984.
Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1991. Вып. 1.
Генкин А.А., Медведев В.И. Прогнозирование психофизиологических состояний. Л., 1973.
Годфруа Ж- Что такое психология: В 2 кн. Кн. 2. М., 1992.
Горбатов СВ. Личностный инфантилизм и деструктивное поведение подростков, находящихся в условиях учебного заведения закрытого типа // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995 (Экспер. и прикл. психология; Вып. 14).
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М., 1986.
Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
Гродинз Ф. Теория регулирования и биологические системы. М., 1966.
Данилова П.П. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., 1985.
Джамгаров Т.Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений // Психология и современный спорт / Под ред.
A. Ц. Пуни. М., 1982.
Дубенюк В.В. Взаимосвязь психического состояния и эффективности тренировочной деятельности спортсмена: Авто реф. Канд. дис. Л., 1987.
Журбин В.И. Понятия психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К- Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4.
Забродин 10.М. Методологические проблемы исследования моделирования функциональных состояний человека-оператора // Психические состояния и эффективность деятельности / Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. М., 1983.
Завалова И.Д., Пономаренко B.A.t Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. Т. 3, № 6.
Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М., 1966.
Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость. М., 1970.
Иванов В.Г. Детерминизм в философии и физике. Л., 1974.
Илле А. Футбольный фанатизм в России: фан-движения и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / Под ред.
B. В. Костюшева. СПб., 1999.
Ильин Е.П. Теория функциональных систем и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Под ред. П.К.Анохина. М., 1978.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояние). М., 1980.
Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
Ильин Е.П., Киселев Ю.Я., Сафонов В.К Психология спорта (Современные направления в психологии). Л., 1989.
Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности / Под ред. Б.Ф.Ломова. Вып. 2. М., 1984.
Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» У подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3.
Казначеев В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск, 1973.
Кемкин В.И. Категория «состояние» в физике // Философские науки. 1973. № 1.
Киселев 10.Я- Влияние спорта на формирование личности. М., 1981.
Киселев 10.Я- К методологии исследования психических состояний // Проблемы психических состояний в спорте / Под ред. А. А. Лалояна. Ереван, 1987.
Киселев Ю.Я- Теоретические и прикладные проблемы психических состояний в спорте//Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов / Под ред. В. А. Булкина. Л., 1989.
Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1969.
Коган А.Б. Биологическая кибернетика. Харьков, 1978.
Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2.
Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.
Кретти Б. Психология в современном спорте. М., 1978.
Кроте М. И. Психологические характеристики игроков студенческих хоккейных команд// Психология и современный спорт / Под ред. А. В. Родионова. М., 1982
Крылов А.А., Сафонов В.К Психологические основы и диагностика надежности спортивной деятельности // Психодиагностика в спорте / Под ред. Г.Д.Горбунова. М., 1986.
Кузьмин Е.С., Семенов В.М. Социальная психология. Л., 1975.
Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997.
Куликов Л.В. Психические состояния. СПб., 1999.
Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессии // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995.
ЛапланжЖ-, ПонталисЖ-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.
Лебон Г. Психология толп. М., 1998.
Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955. №2.
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6.
Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. № 6.
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.
Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1972.
Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.
Личность: внутренний мир и самореализация / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
Лоренц К. Агрессия {Так называемое «зло»). М., 1994.
Мальчиков А.В., АршукД.Д. Опыт исследования групповых психических состояний в команде футболистов в ходе соревнований //Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов / Под ред. В. А. Булкина. Л., 1989.
Марищук В.Л. Двигательная координация и напряженность. М., 1971.
Марищук В.Л. Функциональные состояния и работоспособность // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А. А. Крылова, М. А. Дмитриевой, А. И. Нафтульева: В 2 ч. Ч. 1. Л., 1974.
Марищук В.Л, Платонов КК, Плетнецкий Е.А. Напряженность в полете. М., 1969.
Мартене Р. Социальная психология и спорт. М., 1979.
Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М., 1995.
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.
Медведев В.И. Функциональные состояния оператора // Эргономика. Принципы и рекомендации: В 2 т. Т. 1. М., 1970.
Медведев В.И. Функциональные состояния человека // Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974.
Месарович М. Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1973.
Московичи С. Век толп. М., 1998.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1959.
Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. Н.Леонтьева: В 2т. Т. 2. М., 1960. ч Мясищев В.Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева СПб., 1996. №1.
Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
НазаретянА.П. Психология стихийного массового поведения. М., 2001.
Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена. М., 1979.
Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988.
Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. М., 1995.
Немчин ТА. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983.
Непопалов В.Н. Проблема состояния в условиях спортивной деятельности // Проблемы психических состояний в спорте / Под ред. А. А. Лалояна. Ереван, 1987.
Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.
Новосельцев В.Н. Теория регулирования и биосистемы. М., 1978.
Плотичер А.И. Некоторые соображения по вопросу о фрустрации // Вопросы психологии. 1969. № 2.
Погребысский И.Б. От Лагранжа к Эйнштейну. М., 1966.
Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1990.
Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М., 1999.
Психические состояния / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1981.
Психические состояния: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. СПб., 2000.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерековой.
М., 1996.
Психология физического воспитания и спорта / Под ред. А. Ц. Пуни,
Т.Т.Джамгарова. М., 1979.
Психология: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. А. Ц.Пуни. М., 1984.
Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.
М., 1990.
Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977.
Рапопорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // Исследования по общей теории систем / Под ред. И. А. Полетаева. М., 1969.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности // Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-98». СПб., 1998.
Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989.
Рубахин В.Ф. Психологические основы обработки информации. М., 1974.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. 1992. № 5.
Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций «человеческой агрессивности». Минск, 1982.
Румянцева Т.Г. Современный этап исследований на Западе человеческой агрессивности // Философские науки. 1989. № 7.
Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1.
Сафонов В.К- Диагностика психических состояний и ее значение в организации тренировочной и соревновательной деятельности // Проблемы многолетней психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов / Под ред. А. В. Родионова. М., 1986.
Сафонов В.К- Актуальные проблемы психологического обеспечения спорта // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995.
Сафонов В.К. Диалектическая функция психического состояния (теоретико-методологический аспект)// Вестн. С.-Петерб. ун-га. Сер. 6. 1998. Вып. 4 (№ 27).
Сафонов В.К-, Василенко Т.В. Экспресс-метод оценки агрессии как состояния и свойства // Психология в гуманитарном образовании / Под ред. В. В. Сочивко. Л., 1991.
Сафонов В.К-, Суворов Г.Б. Возможности диагностики состояния спортсменов в спорте высших достижений // Психологическое обеспечение трудовой деятельности / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1986.
Симанов А.Л. Понятие «состояние» как философская категория. Новосибирск, 1982.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1984. . Сингер Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта. М., 1980.
Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головина. Минск, 1997.
Сосновикова 10.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека // Вопросы психологии. 1968. №6.
Сосновикова 10.Е. Психическое состояние человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975.
Суворов Г.Б. Особенности психического состояния спортсменов высокой квалификации на разных этапах подготовки: Автореф. канд. дис. Л., 1989.
Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. Л., 1956.
Фок В.А. Дискуссия с Нильсом Бором // Вопросы философии. 1964. № 8.
Фок В.А. Квантовая физика и строение материи. Л., 1965.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. М , 1991.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. М., 1994.
Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
Ханин JO.JJ. Проблемы мотивации в спорте // Спорт в современном обществе / Под ред. В. М. Выдрина. М., 1980.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
Холличер В. Человек и агрессия. М., 1975.
Хорни К Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
Цыпкин Я.З. Основы теории обучающихся систем. М., 1970.
Чайнова Л.Д., Прохоров В.А..Семенов К.Ю. и др. Исследования; смысловых образований в структуре функциональных состояний // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 6.
Чесноков В.Б. Психологические составляющие факторов успешности спортивной деятельности: Автореф. канд. дис. СПб., 1993.
Чирков В.И. Диагностика качественного своеобразия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека: Автореф. канд. дис.Л., 1983.
Юрьев А.И. Классификация и диагностика отрицательных праксических состояний // Вестн. Ленингр. ун-та. 1983. № 23.
Юрьев А.И. Психологические проблемы обеспечения труда человека // Эргономика / Под ред. А. А. Крылова, Г. В. Суходольского. Л., 1989.
Bandura A. Influence of model's reinforcement contingencies on the acquisition of imitative responses //Journal of Personality and Social Psychology. 1965. N1.
Bandura A. Aggression: A social learning analysis. N.Y., 1973.
Berkowitz L. The frustration-aggression theory//Aggression: A Social Psychological Analysis. N.Y., 1962.
Berkowitz L. Some determinants of impulsive aggression: The role mediated associations with reinforcements for aggression // Psychological Review. 1974. N81.
Brittan A. Masculinity and power. N.Y., 1989.
Buss А.И. The psychology of aggression. N.Y., 1961.
Diets-Uhler В., Harrick E., Jacquemotte L. Sex differences in sport fan behavior and reasons for being a sport fan // Journal of Sport Behavior. 2000. Vol. 23(3).
Emotions in sport / Ed. by Y. L. Hanin. Champaign, IL. 2000.
Felson R. Aggression as impression management// Social Psychology Quarterly. 1978. N 41.
Feshbach N.D., Feshbach S. Empathy training and the regulation of aggression: Potentialities and limitations// Academic Psychology Bulletin. 1982. N 4.
Hillman Ch., CuthbertB., Cauraugh J. et al. Psychophysiological responses of sport fans // Motivation'and Emotion. 2000. Vol. 24( 1).
Jsberg L. Anger, aggressive behavior, and athletic performance // Emotions in sport / Ed. by Y. L. Hanin. Champaign, IL. 2000.
Kunat P. Sportpsychogie und Gesundheit. Leipzig, 1983.
Maccoby E.E., Jacklin C.N. Sex differences in aggression: a rejoinder and reprise// Child development. 1980. N 51.
Messner M. Power at play: Sports and the problem of masculinity. Boston, 1992.
Messner M.A., Sabo D.F. Sex, violence and power in sports. Freedom, 1994.
Schwarzer R., Spilberger С Arger als Zustand und als Disposition // Zeitschrift fur diagnostische Psychologic 1982. N 3. 1 H.
Severson R. Adler agony and aggression // Individual Psychology. 1990. Vol.46, N 3.
Shantz D.W., Voydanoff D.A. Situational effects on retaliatory aggression at the three age levels // Child Development. 1973. N 44.
Smith R.E., Smoll F.L. Coaching the coaches: Youth sports as a scientific and applied behavioral setting// Current Directions in Psychological Science. 1997a. Vol. 6(1).
Smith R.E, Smoll F.L. Coach-mediated team building in youth sports // Journal of Applied Sport Psychology. 1997b. Vol. 9( 1).
Spilberger С Preliminary manual for the state-trait personality inventory. Tampa, FL. 1979.
Spilberger C. Stress und Angst. Risiko unserer Zeit. Weinheim, 1980.
Wann D., Lane Т., Duncan L. et al. Family status, preference for sport aggressiveness, and sport fan motivation // Journal of Perceptual and Motor Skills. 1998. Vol. 86(3).
Wann D., Carlson J., Schrader M. The impact of team identification on the hostile and instrumental verbal aggression of sport spectators // Journal of Social Behavior and Personality. 1999a. Vol. 14(2).
Wann D., Fahl Ch., Erdmann J., Littleton J. Relationship between identification with the role of sport fan and trait aggression // Journal of Perceptual and Motor Skills. 1999b. Vol. 88(3).
Wann D., Peterson R., Cothran C, Dykes M. Sport fan aggression and anonymity: The importance of team identification // Journal of Social Behavior and Personality. 1999c. Vol. 27(6).
Wann D., Schrader M. Controllability and stability in the self-serving attributions of sport spectators // Journal of Social Psychology. 2000a. Vol. 140(2).
Wann D., Royalty J., Roberts A. The self-presentation of sports fans: Investigating the importance of team identification and self-esteem // Journal of Sport Behavior. 2000b. Vol. 23(2).
White J.W., Kowalski R.M. Reconstructing the myth of the nonaggressive woman//Psychology of women quarterly. 1994. Vol. 18(4).
Williams L., Anshel M., Quek J. Cognitive style fciadolescent competitive athletes as a function of culture and gender// Journal of Sport Behavior. 1997. Vol. 20(2).
Zillman D. Hostility and aggression. Hillsdale, N.J. 1979.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕТОДИКА СПИЛБЕРГЕРА «ШКАЛА АГРЕССИИ—АГРЕССИВНОСТИ»
Шкала 2
Инструкция. Прочитайте каждое высказывание и поставьте крестик в той графе справа, которая лучше всего характеризует, насколько ЧАСТО Вы испытываете подобное состояние.
Шкала 1
Инструкция. Прочитайте каждое высказывание и поставьте крестик в той графе справа, которая лучше всего характеризует Ваше состояние в ДАННЫЙ МОМЕНТ. Долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов не существует.
Высказываение | Нет, это не так | Пожалуй, не так | Пожалуй, так | Да, это так |
Я возбужден(а) | ||||
Мне хочется ударить кулаком по столу | ||||
Я раздражен(а) | ||||
Мне хочется накричать на кого-нибудь | ||||
Мне хочется сломать что-нибудь | ||||
Я готов(а) подпрыгнуть от ярости | ||||
Я покраснел(а) от возбуждения | ||||
Я врезал(а) бы кому-нибудь | ||||
Я мрачен(на) | ||||
Мне хочется кричать и ругаться |
Высказываение | Нет, это не так | Пожалуй, не так | Пожалуй, так | Да, это так |
Я легко возбуждаюсь | ||||
Я быстро раздражаюсь | ||||
Я вспыльчивый человек | ||||
Я раздражаюсь, когда мне мешают ошибки других | ||||
Я становлюсь мрачным(ой), если моя работа не получает должной оценки | ||||
Я легко теряю самообладание | ||||
Если я взбешен(а), то посылаю проклятия и ругаюсь | ||||
Я прихожу в бешенство, когда меня критикуют | ||||
Если другие делают что-то не так, это меня раздражает | ||||
Я прихожу в ярость, когда делаю хорошо, а оценка мне дается плохая |
ч
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора....................................................................... ■................................... 3
Введение........................................................................................................... 5
Глава!. Проблема агрессии в психологической науке..................... ........... 9
1.1.Понимание агрессии в современной психологии...................... ......... —
1.2. Теоретические направления изучения агрессивного поведе-
ния............................ — ?.___________ —-.,,...-.-:-.-:......................... 13
1.3. Понятия агрессии и агрессивности............................................ .......... 20
1.4. Методы изучения агрессии и агрессивности.................... ___ . 23
Г л а в а2. Психическое состояние и агрессия........ ........................... ......... 28
2.1. Понятие состояния в философии и естественных науках____ ____ 29
2.2. Понятие состояния в теории регулирования............................. 34
2.3. Понятие состояния в психологии.............................................. .......... 37
2.4. Теоретические аспекты проблемы психических состояний .. 46
2.5. Взаимосвязь психического состояния и агрессии..................... ......... 53
Г л а в а 3. Проблема агрессии в психологии спорта............................ .......... 60
3.1. Агрессия и агрессивность у спортсменов.................................. —
3.2. Классификация видов спорта по степени агрессивности_____ 63
3.3. Факторы, влияющие на проявления агрессивного поведе-
ния ............................................................................................ .......... 66
3.4. Проявления агрессии у спортсменов — женщин и мужчин.. 69
3.5. Влияние спортивных зрелищ на агрессивность болельщи-
ков ............................................................................................ .......... 72
3.6. Исследование агрессивности футбольных болельщиков — 76
Г л а в а 4. Исследование агрессии и агрессивности у спортсменов. 88
4.1. Методическое обеспечение оценки агрессии и агрессивности
у спортсменов........................................................................... .......... 89
4.2. Программа, организация и планирование исследований — 94
4.3. Влияние вида спорта на проявления агрессии.......................... .......... 97
4.4. Уровень спортивной квалификации и проявления агрессии. 102 156
*
4.5. Особенности проявления агрессии у мужчин и женщин — 107
4.6. Самооценка и оценка личных качеств и проявления агрессии 117
4.7. Взаимосвязь личностных и ситуативных проявлений агрес-
сии у спортсменов.................................................................... 120
4.8. Агрессивность и агрессия у спортсменов и неспортсменов.. 135
Заключение...................................................................................................... 142
Литература....................................................................................................... 145
Приложение. Методика Спилбергера «Шкала агрессии — агрес
сивности»................................................................................. 153
Научное издание Сафонов Владимир Константинович
АГРЕССИЯ В СПОРТЕ
Редактор Н. В. Куликова
Компьютерная верстка О. М. Перуновской
Художественный редактор Е. И. Егорова
Издание подготовлено в ШрХ'е
Лицензия ИД № 05679 от 24.08.2001
Подписано в печать 15.12.2003. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,30. Уч.-изд. л. 9,48. Заказ #<£3
Издательство СПбГУ
199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9
Тел. (812)328-77-63; факс (812)328-44-22
e-mail: [email protected]
www.unipress.ru
ЦОП типографии Издательства СПбГУ 199034, С.-Петербург, наб. Макарова, 6