Несимметричная линия
Рис. 2-13 |
Симметричная линия
I Ч.1к;п № 820
Рис. 2-15
Несимметричные входные цепи приёмников проявляют свою чувствительность к сигналу, изменяющемуся относительно нейтрального провода (рис. 2-14), тогда как симметричные — реагируют на взаимную разницу сигналов в проводах А и В (рис. 2-15).
Несимметричные цепи конструктивно проще симметричных, и если длина коммутационной линии мала, то ими вполне можно обходиться. Кроме того, схемотехника несимметричных цепей менее пагубна для крайних высокочастотных, а иногда и низкочастотных компонент сигнального спектра.
Однако, любому известно слово «наводка», означающее в данном контексте помеху, сигнал от внешних электромагнитных полей, окружающих соединительный кабель. При несимметричной линии «наводка» попросту суммируется в сигнальном проводе с полезной информацией, и если длина кабеля измеряется десятками метров, то уровень его собственных шумов становится весьма заметным.
Иначе обстоит дело в случае симметричных цепей. Из рисунка 2-15 видно, что действующий входной сигнал суть алгебраическая разность между взаимно-противофазными сигналами проводов А и В, находящихся внутри общего кабеля. Если бы «наводка» на провод А, вопреки природе, также была противофазной по отношению к «наводке» на провод В, то и результирующая помеха оказалась на том же уровне по отношению к полезному сигналу. Но сигналы «наводки» для обоих проводов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, являются одинаковыми, синфазными, следовательно, их разность как действующий на вход приёмника паразитный сигнал, теоретически равна нулю. В реальных случаях уровень шума от «наводок» в длинных симметричных линиях на 30-40 дБ ниже такового у несимметричных.
Всевозможные сочетания источников и приёмников сигналов образуют совокупный электроакустический тракт, свойства которого определяют как технические, так и художественные качества фонографии.
Выдающийся российский акустик Вадим Владимирович ФУРДУЕВ предложил в своё время всю электронную и электроакустическую аппаратуру, используемую звукорежиссёрами, разделить на две категории: устройства, функционально
детерминированные, то есть выполняющие строго регламентированные функции, и устройства со свободным доступом, свойства которых, соответственно режиссёрским задачам, могут оперативно меняться. На практике встречаются приборы и аппараты, строго соответствующие такой квалификации, но некоторые виды электроакустических устройств (например, регулируемые микрофоны) не принадлежат той или иной категории безоговорочно.