II. Денотативное пространство текста
I. Концептуальное пространство текста
Можно выделить несколько ключевых слов: мечта, усадьба, крыжовник, план.
· мечта:» Брат мой Николай, сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес.
· Усадьба» Но ведь эти усадьбы те же три аршина земли. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига.»
· Крыжовник:» Ни одной усадьбы, ни одного поэтического угла он не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника.», «пашни и луга с усадьбой, рекой, садом, мельницей, с проточными прудами»
· план: «Он чертил план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: a) барский дом, b) людская, с) огород, d) крыжовник.»
· деньги:» Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк.» «Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки.»
Базовым концептом рассказа можно считать «футлярность» человека, на это указывает и основная проблема — человек вне человеческого, жизнь, превращенная в существование пошлостью и опустошенностью мещанского мира. Чехов не выносит приговоров и не читает проповедей. Его позиция внешне бесстрастна и объективна, но за этой бесстрастностью скрывается не равнодушие, а великая боль за человека. Чехов показывает ничтожество цели и мечты.» Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:
— Как вкусно!
И он с жадностью ел и всё повторял:
— Ах, как вкусно! Ты попробуй!
Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой.»
Ядро концептосферы –мечта о усадьбе. Ближайшая к ядру периферия – покупка имения. Именно это событие ведет к основе концептосферы. Именно покупка имения показывает какими средствами герой добивается своей мечты.» Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк. Страшно жадничал. Мне было больно глядеть на него, и я кое-что давал ему и посылал на праздниках, но он и это прятал. Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь.»
Дальнейшая периферия –достижение цели,обретение счастья,но счастья нелепого, непонятного со стороны, сугубо личного и возможно,наигранного» Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой.».
II. Денотативное пространство текста
В рассказе «Оповещение» глобальная ситуация – мечта о покупке имения.
Глобальная ситуация реализуется рядом макроситуаций:
1. Время мечтаний;
2. План будущей усадьбы;
3. Покупка усадьбы с крыжовником.
Макроситуации состоят из макропропозиций, репрезентирующих авторские знания о глобальной ситуации, описываемой в тексте:
1. Время мечтаний:
а) экономия денег,
б) мечты об усадьбе,
в) чтение книг по садоводству.
2. План будущей усадьбы:
а) её расположение,наличие сада и озера,
б) обязательное наличие крыжовника,
3Покупка усадьбы с крыжовником:
а) усадьба, далёкая от мечты,
б)кислый крыжовник
в) размышления о счастье
Первая и вторая макроситуации представлены детализированы и конкретизированы. Последняя макроситуация представлена в виде небольшого рассуждения о счастье.
В этом рассказе пространство заполнено вещами, особенно при описании поместья Алехина: " Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала. Тут около телег стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками … в одном из амбаров шумела, веялка … ". Также при описании дома Алехина и, впоследствии в рассказе Иван Ивановича про своего брата. Все вещи наполняющее пространство данного рассказа создают ощущения неудобства, скованности, сжатости.
Тип пространства можно охарактеризовать как бытовое, так как никаких фантастических и других элементов в данном рассказе не встречается.
Пространство в данном рассказе движется созвучно вместе с главным героем, о котором идет речь в рассказе Ивана Ивановича. Вместе с главным героем мы прослеживаем изменения, происходящие в пространстве.
Помимо реального, географического пространства в тексте присутствует замкнутое в субъекте психологическое пространство. Главным образом оно связано с образом Алёхина. Психологическое пространство главного героия воссоздается его мыслями, мечтами и действиями: «Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло.»
Заметим, что в данном рассказе время не играет значительной роли, но наличие сюжетного времени говорит о том, что здесь много элементов, которые играют немало важную роль для развития сюжета. Но сюжетное время сочетается с хроникально-бытовым временем, так как в рассказе мы можем встретить некоторые элементы данного времени, которые не играют значительной роли для движения сюжета.
Здесь не наблюдается нарушение хронологической последовательности, точного указания на временные скачки и разрывов во времени здесь нет. Чехов не дает определенных временных отрезков, так как это не важно для раскрытия сюжета.