Ступенчатая возрастная система
Это тип возрастной системы, где жизнь рассматривается как постепенный спуск к смерти. На каждой ступени жизни люди объединялись не по возрасту, а в соответствии с их индивидуальными возможностями.
В настоящее время в психологии выделяют несколько типов возраста:
1)хронологический, или паспортный;
2)биологический– по состоянию и функционированию всех органов и систем организма человека;
3)психологический– уровень психического развития человека в соответствии с тем или иным возрастом;
4)социальный – выполнение человеком тех или иных социальных функций и ролей в обществе;
5)личностный –возрастное самоощущение человека.
Развитие– процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются:
1.Необратимость – способность к накоплению изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
2.Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.
3.Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Основными формами развития являются:
1.Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
2.Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.
Можно выделить следующие области развития:
1) психофизическая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, писхомоторика) изменения тела человека;
2)психосоциальная предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах;
3)когнитивная включает все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.
Понятия развития и возраста неотделимы друг от друга, так как развитие человека можно рассматривать как последовательную смену возрастов жизни, на каждом из которых происходят очередные качественные изменения в психике и личности человека.
На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. Рассмотрим несколько возрастных классификаций, начиная с самых ранних.
Древнекитайская классификация:
1.Молодость – до 20 лет.
2.Возраст вступления в брак – до 30 лет.
3.Возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет.
4.Познание собственных заблуждений – до 50 лет.
5.Последний период творческой жизни – до 60 лет.
6.Желанный возраст – до 70 лет.
7.Старость – от 70 лет.
Классификация возрастов по Пифагору (4в. до н.э.):
1. 0-20 лет (весна).
2. 20-40лет (лето).
3. 40-60лет (осень).
4. 60-80лет (зима).
Периодизация С. Холла:
1.Стадия рытья и копания. (0-5 лет).
2.Стадия охоты и захвата. (5-11 лет).
3.Пастушеская стадия. (8-12 лет).
4.Земледельческая стадия. (11-15 лет).
5.Стадия промышленности и торговли. (15-20лет)
Периодизация П. Блонского:
1..Беззубое детство.
2.Молочнозубое детство.
3.Период смены зубов.
4.Стадия Прорезывания премоляров и клыков.
5.Постояннозубое детство.
Периодизация психического развития по А. Леонтьеву:
1.Младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого.
2.Раннее детство с предметной деятельностью.
3.Дошкольное детство с игрой.
4.Школьный возраст с учением.
5.Подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками.
6.Юношеский возраст с учебно-профессиональной деятельностью.
Возрастная периодизация детей и подростков:
1.Период новорожденности (от рождения до 2 месяцев).
2.Младенческий возраст – (от 2 мес. - до года).
3.Раннее детство – (от года до трёх).
4.Дошкольное детство – (от трёх до 6-7лет).
5.Младший школьный возраст – (от 6-7 до 11 лет).
6.Подростковый возраст – (11 до 15 лет).
7.Юношеский возраст – (15 до 18лет).
Черты сходства периодизаций психического развития:
1 Общая цель: поиск системы отсчета и хронологических единиц измерения возраста человека.
2. Обозначение на линии развития точек, отделяющих друг от друга качественно своеобразные периоды.
Черты отличия:
1.Периоды развития человека по Пифагора созданы по аналогии со сменой времен года.
2.Древнекитайская классификация построена по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем.
3. Периодизация С. Холла дублирует представления о ступенях развития общества.
4.Периодизация П. Блонского построена на отдельно взятом признаке (появление и смена зубов).
5.В основе периодизации А. Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности.
6.Общепринятая периодизация детей и подростков основана путем деления процесса развития на этапы.
Механизмы психического развития ребёнка.
Для понимания механизма психического развития ребёнка необходимо выделить категории, описывающие данный процесс:
1.Первым основным понятием механизма психического развития является социальная ситуация развития ребёнка – конкретная форма значимых для ребёнка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни.
В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий тип деятельности.
2.Ведущая деятельность – это та деятельность ребёнка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.
Каждая стадия психического развития ребёнка характеризуется ведущим типом деятельности.
Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:
1.Непосредственноеэмоциональное общение ребёнка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря ему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми.
2.Предметно-манипулятивная деятельность ребёнка, характерная для раннего детского возраста (от1 года до 3 лет).
3.Игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6лет).
4.Учебная деятельность младших школьников (от 6 до 10-11 лет).
5.Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной).
В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребёнка, что в конечном счёте приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребёнка являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребёнка со взрослыми. Эти противоречия находят своё выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребёнка старой форме его взаимоотношений с окружающим людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.
3.Кризис развития – следующий основной элемент механизма развития ребёнка. Л. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребёнка.
Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.
Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребёнка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности.
Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания. Позднее был открыт кризис 3 лет. Ещё позднее был изучен кризис 7 лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис 1 года. Таким образом, ребёнок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.
Особенности протекания кризиса развития:
- характерна неотчётливость границ, отделяющих начало и конец кризиса смежных возрастов;
- поведение детей в период кризиса развития характеризуется трудновоспитуемостью, т.к. педагогическая система, применяемая к ребёнку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности. Конфликты со взрослыми возникают чаще, проходят мучительно, эмоционально, болезненно. Трёхлетний ребёнок на какое-то время становится упрямым, капризным, своевольным. Семилетний ребёнок в это время становится неуравновешенным, несдержанным, капризным. У тринадцатилетних подростков снижается работоспособность, затухают и нередко отмирают прежние интересы, а поведение приобретает негативный характер.
В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребёнка в ходе обучения.
4.Психологическое новообразование – это:
-во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребёнка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный момент;
-во-вторых, новообразование – это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребёнка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребёнка следующего возраста.
К психологическим новообразованиям можно отнести:
- первую специфическую форму реагирования на человека, получившую название «комплекса оживления», включающего в себя улыбку, вокализацию и двигательную активность младенца;
- речь как средство общения с другими и управления собой;
- манипуляцию с предметами, сменившуюся деятельностью с предметами по их общественно закреплённому назначению;
-ходьбу как средство самостоятельного передвижения в пространстве, превратившуюся в средство для достижения других целей, а не самостоятельное действие;
- психосексуальную идентификацию;
- обретение адекватной и устойчивой самооценки;
- появление социальной и личностной рефлексии, т.е. способности осуществить анализ собственного психического состояния;
- развитие игровой, учебной, трудовой, физкультурной, спортивной, творческой деятельности;
- развитие мотивационной сферы;
- развитие эмоциональной и личностной сферы;
- развитие когнитивной (познавательной) сферы;
-развитие философского мировосприятия;
- развитие устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»;