Социолого-ориентированные модели
Социолого-ориентированные модели относятся преимущественно к теориям социальной работы, которые ориентированы на: 1) структуру социальной работы, 2) участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы. Основной чертой этих моделей является повышенное внимание к среде обитания клиентов и их дифференциация по социальным слоям, различающихся спецификой своего положения.
Становление социолого-ориентированных моделей теории социальной работы испытало влияние классического позитивизма, характерными чертами которого были натурализм, эволюционизм, феноменализм. Моделями научного познания выступали биология, анатомия, физиология человека, отчасти механика. Позитивизм в социологии и теории социальной работы определял наличие неизменных законов функционирования и развития общества и человека, которые рассматривались как часть или продолжение природных процессов.
1. Теория систем (системные представления)
2. Теория экологических систем
3. Радикальная модель
4. Марксистская модель
1. Теория систем и системные идеи в социальной работе основываются на теории социальных систем Р.Берталанфи, которая в первоначальном варианте была разработана на биологическом материале и доказывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сами они в свою очередь есть часть сверхсистем.
Объективные возможности применения теории систем в практике социальной работы основаны на том, что системность – стабильное, устойчивое свойство всех сложных социальных объектов, с которыми приходится иметь дело в действительности. Любая система состоит из подсистем и элементов. Чем сложнее система, тем многообразнее этот комплекс подсистем и элементов. Между составляющими системы устанавливаются определенные отношения и связи, благодаря чему совокупность подсистем и элементов превращается в единое целое.
На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента (от непосредственно бытового до уровня общества), фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. В дальнейшем социальный работник вместе с клиентом ищет возможности помочь клиенту достичь намеченной цели, помогая ему "снять", "обойти" те обстоятельства, которые могут привести к нежелательным последствиям или "побочным негативным явлениям.
Социальный работник в этом случае может использовать технологию сопоставления нормы и патологии социального поведения. Особенно эффективно эта технология может проявляться при работе с группами социального риска, когда у представителей этой группы нет достоверных знаний о нормах поведения в каких-то определенных социальных сферах, и они создают свои или перенимают чужие неприемлемые образцы поведения.
Социальные работники, участвуя в осуществлении социального контроля за поведением представителей групп риска, рассматривают отклоняющееся поведение как проблему личной социальной и эмоциональной незрелости клиента. Это позволяет использовать методики, основанные на поддержке, терапии и консультировании.
Следует иметь в виду, что хотя теория систем и фиксирует наличие определенных связей между различными социальными факторами и уровнями развития социальных процессов, но не объясняет причины нарушения или, напротив, установления этих связей, т.е. она не предоставляет специалисту "ключ" для решения возникшей проблемы и контроля за результатом ее решения.
Социальный работник должен учитывать, что:
Во-1, существуют различные явления, которые могут не вписываться в общую схему теории систем, так как она позволяет решать вопросы лишь на макроуровне и не учитывает, в частности, личностный уровень развития социальных процессов и явлений;
Во-2, это очень обобщенная теория, которая может порой трансформироваться в конкретных специфических ситуациях.
В настоящее время теория систем наиболее активно используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения и их реализации в виде различных социальных проектов.
2. Теория экологических систем является разновидностью системного подхода, который наиболее масштабно проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения.
В рамках этой теории акцент делается на системное видении среды обитания человека и характеристиках клиента как малой сложной подсистемы, обладающей известной целостностью и жизнестойкостью. Активно используются понятия «моделей жизни», которые характеризуются как системное отражение жизни людей в определенных условиях. Модель жизни рассматривает каждого человека (клиента) как системно-организованного субъекта в многообразии его связей в среде обитания, социальном пространстве. При этом человек и среда обитания характеризуются как взаимодействующие силы. Предполагается, что там, где человек может развиваться через изменение, где его в этом поддерживает среда, существует взаимная адаптация, оптимальное восстановление и развитие жизненных сил клиента.
Социальный работник должен, с одной стороны, учитывать существующие в регионе социальные факторы и условия, с другой - выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания, с третьей - обучать клиентов приобретать самостоятельно адаптивные навыки.
Таким образом, социальный работник при данном подходе к решению проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания (он ориентируется на группы населения, получающие гарантированную государственную поддержку, так и на массовую или индивидуальную неформальную помощь, в том числе друзей, соседей, членов семьи).
В теории экосистемы большое внимание уделяется также проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются как специфические подсистемы. В основе этого взаимодействия используются отдельные положения теории социальных ролей.
- Радикальная модель
В ее основе лежат модели защиты и "наделения полномочиями", "социальной адвокатуры", развития самосознания представителей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьба с дискриминацией по расовым признакам, национальными предрассудками, против помещения людей на длительный срок в учреждения различного типа, в том числе преступников), так как ответственность за социальные изменения в этом случае как бы перекладывается на самого клиента, восстанавливающего свой жизненный потенциал с помощью социального работника.
Данная теория не касается технологии помощи клиентам, чьи способности, как бы их ни активизировали и ни "освобождали", не соответствуют широте свободы и власти распоряжения собственной жизнью, которые может получить клиент (напр., ребенок, душевнобольной). Технология защиты и "наделения полномочиями" может способствовать развитию активности многих угнетенных, отвергнутых, несчастных, но это не исключает и специальных терапевтических методик при работе с отдельными группами клиентов, оказания им профессиональной помощи, вмешательства в их жизнь.
Технология "наделения полномочиями", используемая с целью повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности, самоактуализации, близка по содержанию к гуманистической модели. Но социально-радикальная модель большой акцент делает на учет влияния властных структур, классовой принадлежности, такого общественного явления, как угнетение.
Данная модель, направленная на развитие социальных способностей клиента, не ищет путей изменения социальных структур, которые его угнетают. При ее реализации перед практиками социальной работы часто встает этическая дилемма: как "наделить полномочиями" одних, не задев других, поскольку, если одни защищаются за счет других, возможно возникновение конфликта интересов, конфронтации между группами.
- Марксистская модель
В основе марксистской модели социальной практики деятельность социального работника понимается как сила, способствующая осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Но направленность этой "силы" в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному:
- в одном случае на первое место выдвигается такая функция социального работника, как социальный контроль;
- в другом - роль социального "стабилизатора, социального "врача".
В рамках марксистской модели социальной работы наиболее разработанными являются технологии так называемой структурной социальной работы, ориентированной на поддержку больших социальных групп и общностей, совершенствование социальной политики, технологий социального управления.
Социальная работа в марксистской модели в основном рассматривалась и развивалась на структурном уровне. Такие модели социальной работы могут быть эффективными при решении целого ряда социальных проблем современного общества. Примером этому может служить Швеция, где на протяжении более 30 лет шло органическое соединение структурного и психосоциального уровней социальной работы.