Эмоционально-оценочный компонент
Эмоционально-оценочный компонент является ядром ``Я-концепции'', к нему относят самооценку, уровень притязаний, самоотношение. Степень адекватности ``Я-концепции'' связана с адекватностью самооценки личности. Самооценка личности -- это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.
Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют отработать собственную оценку. В дальнейшем уже сложившаяся оценка ``Я'' постоянно сопоставляется личностью с тем, что она видит в других людях. При укреплении самооценки личность, как правило, ориентируются на некоторую референтную группу.
Референтная группа-- это реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируются в своем поведении и самооценке.
Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности - степень трудности целей, к которым человек стремится.
Определяющим компонентом ``Я--концепции'' является самоуважение.
Самоуважение -- обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний.
Высокий уровень самоуважения создает у личности чувство комфорта, стимулирует развитие её уровня притязаний. Низкий уровень самоуважения, напротив, приводит к острой неудовлетворенности собой, провоцирует неврозы и депрессию, но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении.
Возможность построения адекватной ``Я-концепции'' у человека складывается на основе критичности сознания.
Я-концепция в теории Роджерса:
Карл Роджерс - американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии. Роджерс сосредоточился на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества или раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.У младенца Я-концепция еще только формируется, он не отделяет себя от других, поле его восприятия не дифференцированно. Благодаря стремлению к различению, также входящему в стремление к актуализации, ребенок постепенно дифференцирует себя и мир. Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я» только формируется, оно регулируется исключительно оценочным процессом.Потребность в позитивном внимании к себе - это приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Роджерс также полагал, что можно дать и получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное вниманиеможно наблюдать, когда мать отдает свою любовь к сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Роджерс подчеркивал, что ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. Роджерс полагал, что воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых.
Основным компонентом структуры личности, по его мнению, является "Я-концепция" - представление личности о самой себе, формирующееся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой.
Формирование "Я-концепции" не проходит без конфликта. Человек стоит перед дилеммой: принять оценку других или остаться при своей. Иными словами обесценить либо себя, либо других. В процессе социализации ребенок отказывается от индивидуального оценочного механизма и подчиняет свое поведение системе оценок окружающих, чтобы не потерять их любовь.
Он учится недоверчиво относиться к собственным ощущениям и желаниям, перенося источник оценок на других людей. Роджерс считает, что таким образом многие люди получают ценностные образы, зачастую крайне противоречивые, так как порождаются они огромным количеством источников. Присваивая эти ценности, не вникая в свои внутренние ощущения и реакции на эти образы, человек уходит все дальше от истинной самооценки.
Именно это противоречие между осознанными, но ложными оценками и оценочным механизмом на неосознанном внутреннем уровне характеризует незрелую личность, страдающую от невозможности самоактуализации. При жесткой структуре "Я" не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при своем осознании либо подвергается искажению, либо вовсе отрицается. Преодолеть этот внутренний конфликт может помочь предложенная Роджерсом психотерапия, "центрированная на клиенте", цель которой - так перестроить структуру "Я" личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту.
Таким образом, и у Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности определяется врожденной тенденцией, социальная среда играет лишь роль внешнего, чуждого природе человека фактора давления. Внутренние конфликты, согласно его теории, никак не отражают объективные трудности, с которыми сталкивается личность, реально действуя в своей социальной среде.