Особенности когнитивного развития

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи

Развитие мышления. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок стремиться к знаниям, а само усвоение происходит через многочисленные вопросы. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Ребенок представляет реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Развитие внимания. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. 6-7 летний ребенок заинтересованный той или иной деятельностью, может не отвлекаясь заниматься ею несколько часов подряд. Но если необходимо быть внимательным в деятельности, которая ему не понятна или не интересна, то он будет отвлекаться, томиться. Младший школьник может сам планировать свою деятельность. Развитие памяти. В школе ребенок перед необходимостью запоминать произвольно. Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Развитие воображения. В младшем школьном возрасте ребенок уже может в своем воображении создавать разнообразные ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляются специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и рассказов. В зависимости от этого детей можно разделить на реалистов и фантазеров.

Развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другими людьми по любому поводу, касающемуся обыденной жизни или входящему в сферу его интересов. Ребенок младшего школьного возраста, с учетом предшествующего специального обучения (детский сад), владеет навыками осознанного анализа речи. Он может производить звуковой анализ слов, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове.

Освоение речи становится видом деятельности. 6-7 летний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи – пересказ ребенком ситуаций, прочитанных рассказов. Особое значение имеет правильность речи, т.е. соответствие ее литературным нормам.

Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Для письменной речи определяющее значение имеет ее правильность.

Эмоциональная сфера.

Развитие эмоциональной сферы ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения — он начинает учиться в школе.

В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.

Со временем ребенок начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится в компании сверстников, боясь их осуждения.

Приобретение навыков социально взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития ребенка на этом возрастном этапе.

Развитие мотивационной сферы.

В возрасте от 6 до 11 лет мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход от аморфной одноуровневой системы его побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения ребенка.

В возрасте 10 лет в мотивации общения ребенка наблюдается довольно резкая перемена направленности его интересов — от взрослых к сверстникам, причем общение носит в основном гомосоциальный характер.

В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы,

Развитие личности.

В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям.

Развитие личности характеризуется тем, что у детей в начале среднего детства имеется ожидание и устремленность на самоактуализацию. Перспективы дальнейшей жизни ребенка расширяют сферу его осознания себя. При поступлении ребенка в школу у него формируется образ ученика. Значительное место в развитии личности растущего ребенка занимает образ тела и его внешность.

Самооценка ребенка сказывается на степени успешности его школьной успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости школьника оказывает существенное влияние на формирование его самооценки.

6. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.

Наши рекомендации