Тема 20. Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование. Сущность, правила и принципы.
- Понятие и формы власти.
- Делегирование. Сущность, правила и принципы
Делегирование в менеджменте –это передача менеджером полномочий и ответственности (прав и обязанностей) за выполнение задач одному или нескольким подчиненным.
При помощи делегирования менеджер распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если менеджер не делегирует порученные ему задачи, то он должен выполнять их сам. Это в принципе невозможно сделать, т.к. задач много и менеджер физически не в состоянии решить их самостоятельно. По умению делегировать задачи определяют качество работы менеджера. По мере роста организации число задач быстро возрастает, следовательно, возрастает и актуальность делегирования. Принимая на себя полномочия за выполнение конкретных задач, подчиненный, тем самым, начинает нести определенную ответственность перед менеджером за выполнение делегированной ему задачи. В то же время ответственность за конечный результат работы сохраняется за менеджером. Делегирование осуществляется не конкретному человеку, а должности.
Обычно делегируются следующие виды полномочий:
- Решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя и прекрасно это понимают;
- Осуществлять подготовительную работу (обобщение материала, формулировку первичных выводов, написание различных проектов), носящую в большинстве случаев рутинный характер, но тем не менее позволяющую продемонстрировать свои способности;
- Присутствовать на мероприятиях информационного характера, выступать с сообщениями, делиться опытом.
В то же время не делегируется решение проблем, связанных с выработкой политики и стратегии; особо важных и срочных; предполагающих действия в условиях критических ситуаций или повышенного риска; общее руководство; рассмотрение конфиденциальных вопросов; поощрение и наказание сотрудников.
Условиями эффективного делегирования полномочий являются:
· Обладание исполнителями достаточным опытом, знаниями, пониманием проблемы;
· Заинтересованность, добровольное принятие людьми на себя обязанностей и ответственности;
· Благоприятный морально-психологический климат в коллективе, взаимопонимание и доверие между руководителями и подчинёнными;
· Делегирование преимущественно новых обязанностей, с которыми сотрудникам прежде сталкиваться не приходилось;
· Равномерное распределение заданий, оптимизация их объёма, чёткое разграничение участков работы;
· Недопустимость излишнего вмешательства со стороны администрации, поощрение самостоятельности и инициативы;
· Ориентация в первую очередь на молодёжь.
Выполнение работы без ответственности получило в связи с этим название нулевого делегирования, а перекладывание исполнителем работы и ответственности на руководителя – делегированием наоборот.
Делегирование полномочий и ответственности требует:
· Чёткого разграничения ответственности исполнителя и руководителя;
· Определения случаев, когда работники могут принимать решения сами, и лиц, с которыми нужно контактировать (исполнители, например, могут представлять результаты своей работы заказчику лично, минуя непосредственного начальника).
Поскольку способность людей реализовывать полномочия в тех или иных конкретных ситуациях не может быть чётко определена заранее, их делегирование связано с риском. Однако он оправдан вследствие немалых выгод.
Во-первых, в организации делегирование полномочий:
· Уменьшает иерархичность;
· Приближает принятие решений к месту реализации, повышает их качество, гибкость, оперативность;
· Предотвращает потери времени на ожидание указаний;
· Улучшает морально-психологический климат;
· Способствует обучению персонала, подготовке кадрового резерва.
Во-вторых, руководители:
· Освобождаются от текучки и могут заняться решением наиболее сложных и важных проблем;
· Получают возможность рациональнее распределить нагрузку среди подчинённых, выявить среди них помощников и возможных преемников.
В-третьих, подчинённым делегирование позволяет:
· Проявить инициативу и самостоятельность;
· Продемонстрировать имеющиеся у них способности, знания, опыт и приобрести новые; развить себя как личность; повысить свой престиж;
· Создать стартовую площадку для дальнейшего продвижения по служебной лестнице;
· Получить большую удовлетворённость от работы.
Однако, несмотря на это, и руководители, и подчинённые часто сопротивляются делегированию полномочий. Причинами этого бывают:
· Непонимание важности и отсутствие чёткой политики в этом вопросе; существующие в организации авторитарные традиции;
· Неумение определить объект делегирования; отсутствие времени для постановки задач подчинённым, помощи и контроля;
· Неуверенность руководителей в себе, их недостаточная компетентность, боязнь потерять место, власть, престиж, любимое дело, прослыть бездельником;
· Неспособность рисковать, неверие в возможности подчинённых, боязнь нести ответственность за их неудачи;
· Опасение конфликтов с исполнителями в случае возложения на тех дополнительных обязанностей.
Подчинённые в свою очередь уклоняются от принятия полномочий по таким причинам, как:
· Нехватка знаний, некомпетентность;
· Отсутствие веры в себя;
· Страх ответственности за ошибки;
· Боязнь оказаться умнее руководителя;
· Перегрузка другими обязанностями;
· Недостаток информации, ограничивающий реальную возможность что-то сделать;
· Формальный подход к делу со стороны администрации, имеющий форму «фиктивного делегирования», т.е. передачи тех полномочий, которые исполнители давно уже имеют.