Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе изучения литературы
Основные направления развития устной речи учащихся: 1). словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения; 2)обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы; 3). развитие речи школьников в процессе диалогического общения; 4). создание речевых ситуаций; 5). активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы. Критерии речевого развития учащихся: 1). Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и литературного героя. 2). Владение философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи. 3). Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией. Ее использование в процессе анализа произведения. 4). Владение изобразительно-выразительными средствами языка. 5). Понимание особенностей вида и жанра высказываний. 6). Содержательность высказывания. 7). Четкость, логичность, стройность композиции. 8). Владение приемами общения со слушателями во время выступления. 9). Самостоятельность во время подготовки выступления. 10). Оптимальное сочетание в высказываниях материала из литературных произведений с собственными рассуждениями. 11). Ведение диалога на литературные темы. 12). Владение особенностями того или иного речевого стиля. Вера Яновна Коровина разрабатывает вариант структуры урока по развитию речи: словарная работа, беседа, диалоги, введение слов, над которыми велась работа; конкурсные пересказы, рассказы; выразительное чтение прозаических и стихотворных отрывков; рассмотрение и обсуждение иллюстраций, отзывы и рецензии учащихся; прослушивание авторского и актерского чтения; обсуждение услышанного, сообщения о художниках. Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы. Классификация высказываний:1). репродуктивные (воспроизведение и пересказ текста). 2). продуктивные (более самостоятельные: научный, литературоведческий, развернутый ответ, доклад;- литературно-критическое обозрение (критический этюд, эссе, слово о писателе)-искусствоведческие высказывания (рассказ, доклад о произведениях искусства, речь экскурсовода, режиссерский комментарий). - публицистическая речь о герое произведения; художественно-творческая. а) литературно-художественные (стихи, рассказы, очерки, пьесы, самостоятельно сочиненные школьниками), б) художественно-критические (художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка). Пересказы художественного текста может быть: - подробный (близкий к тексту автора); - краткий (излагает основное содержание перечитанного, сохраняя логику, стиль, опуская подробности); - выборочный (строится на передаче и отборе отд.фрагмента); - творческий (пересказ с изменением лица рассказчика); - особая форма (научный пересказ художественного текста). Доклады и сообщения - виды монологической устной речи учащихся. С докладами выступают при изучении биографии писателя, заключительно-обобщающих уроках. внеклассных уроках. Формы докладов: информативные, исследовательские, проблемно-дискуссионные. При информативно-иллюстрированных докладах осуществляется конкретизация положения. Они помогают учащимся ознакомиться с фактическим материалом. Исследовательский доклад создается в результате самостоятельного расследования учениками художественного текста, эпизода, глав отдельного рассказа. Проблемно-дискуссионный доклад требует от учеников максимальной самостоятельности в оценке произведения и героя. Требования к созданию речевой ситуации: она должна быть интересной для учащихся, должна быть направлена на стимулирование речевой активности школьников, на использование в речи разнообразной лексики и фразеологии, на углубление анализа произведения, ситуация должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям, должны быть созданы условия для формирования умения отстаивать свои убеждения. 1.Учебно-дидактические речевые задания с целью активизировать общение учеников между собой. 2.Речевые ситуации, связанные с гипотетическим изменением социальной функции ученика, но приближенные к условиям действительности. 3. Художественно-игровые речевые ситуации, связанные с попыткой проникновения в художественную структуру произведения. Можно использовать следующие формы работ: составление словаря эпохи, общественно-политической лексики, эстетической терминологии. На уроках изучения биографии идет работа с мемуарами и письмами, с дневниками, критическими заметками, деловыми документами.