Как метод интерактивного обучения

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Методические указания по проведению дискуссий

для студентов специальностей

080111 «Маркетинг»,

080401 «Товароведение и экспертиза товаров»

всех форм обучения

Кемерово 2008

Рекомендован кафедрой маркетинга и рекламы (протокол № 8 от 04.04.2008 г.) Утвержден учебно-методической комиссией факультета коммерции и маркетинга (протокол № 7 от 01.07.2008 г.)

Поведение потребителей[Текст]: методические указания по проведению дискуссий для студентов специальностей 080111 «Маркетинг», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» всех форм обучения / сост. И.В. Караваева, С.В. Гутова. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008. – 40 с.

Составители:

канд. техн. наук, доцент

Караваева И.В.,

доцент, канд. техн. наук

Гутова С.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………...
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ……...  
1.1 Рекомендации по подготовке к проведению дискуссий …...
1.2 Постановка вопросов в дискуссии …………………………..
1.3 Возможные проблемы, возникающие при проведении дискуссий ……………………………………………………..  
1.4 Виды групповых дискуссий и особенности их организации
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИЙ ………………………………………………...  
2.1 Уровень жизни и структура потребления в Кемеровской области …………………………………………………...........  
2.2 Предприятие культуры и отдыха ……………………………
2.3 Ситуации покупки …………………………………………....
2.3.1 Покупка через «не хочу» ……………………………………..
2.3.2 «Ходят тут всякие» …………………………………………..
2.3.3 В ответе ли импортер? ……………………………………….
2.4 Позиции не сдавать! ………………………………………….
2.5 Портрет российского потребителя …………………………..
2.6 Студенты как потребители …………………………………..
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ ………........................................................................  
3.1 Ситуация 1 …………………………………………………….
3.2 Ситуация 2 …………………………………………………….
3.3 Ситуация 3 …………………………………………………….
3.4 Ситуация 4 …………………………………………………….
3.5 Покупка под влиянием эмоций ……………………………...
3.6 Покупка как средство самовыражения ……………………...
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….

ВВЕДЕНИЕ

Переход к работе в рыночных условиях, всевозрастающий поток информации, сложные экономические отношения требуют от специалистов готовности к активным самостоятельным решениям, как в деловых, так и в жизненных ситуациях. Поэтому современные образовательные технологии должны содействовать развитию обучаемого как личности, его желанию и умению пополнять свой багаж знаний, совершенствоваться профессионально. Необходимо использовать приемы и формы обучения, которые могли бы способствовать формированию способности прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.

С этой целью в последнее время широкое распространение получают активные методы обучения, побуждающие к самостоятельной познавательной деятельности, развивающей мышление, формирующей практические навыки и умения.

По своей направленности активные методы обучения делятся на имитационные и неимитационные. Имитационные методы связаны с моделированием деятельности, то есть имитируется как ситуация, так и сама профессиональная деятельность. Это могут быть как игровые – имитация деятельности, разыгрывание ролей, так и неигровые методы – анализ конкретной ситуации, решение ситуационных задач, выполнение практических работ и упражнений. К неимитационным методам относятся проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, самостоятельная работа с обучающими программами, книгами. Выбор методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержания предлагаемого к изучению материала, общих задач подготовки специалистов; времени, отведенного на изучение темы; имеющихся в наличии средств обучения.

Говоря о наиболее применяемых видах активных методов обучения, нельзя не отметить проведение практических занятий в форме учебных дискуссий, суть которых заключается в том, что учащимся предлагаются разные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, по которым предстоит выбрать и обосновать свою позицию, опровергнуть противоположную точку зрения. Выявление правильных и ошибочных суждений даст возможность обоснованно и убедительно подтвердить ранее сформулированные преподавателем теоретические положения и выводы. Исходным материалом для дискуссий могут быть статьи, отзывы, письма, публикуемые в печати, выражающие различные, часто противоположные мнения по обсуждаемой проблеме. Это могут быть вопросы, в которых противопоставляется наличие двух точек зрения: научной (теоретической) и практической (житейской) на сложившуюся ситуацию.

Дискуссионные методы обучения могут проявляться в виде диалога, групповой дискуссии, разбора реальных ситуаций и событий и др. Все это должно способствовать формированию таких компетенций как: необходимость научиться действовать в рамках согласованных целей и задач; учитывать мнение другого, кооперироваться, идти на компромисс; стремление к саморазвитию, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.

Дисциплина «Поведение потребителей» является одной из наиболее практикоориентированных среди маркетинговых дисциплин, так как она призвана помочь сформулировать ответ на ключевой вопрос: «Как добиться успеха на рынке?»

Для ответа на этот вопрос следует понять, что решающим элементом эффективной маркетинговой политики выступает взаимодействие с потребителем. Понять потребителя – значит ответить на вопрос, почему он ведет себя так, а не иначе, каким законам и закономерностям он следует в своем поведении.

«Поведение потребителей» – это научная дисциплина, изучающая человеческую деятельность, непосредственно направленную на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям или следуют за ними. Практически каждый дееспособный человек ежедневно задействован в роли потребителя. Поэтому знание теоретических аспектов человеческого поведения (из психологии, социологии), наличие собственного житейского опыта, наблюдение за действиями других, использование материалов специальных исследований, публикаций, умение анализировать позволят попытаться найти причину существования определенных закономерностей в потребительском поведении.

ДИСКУССИЯ

КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Дискуссия – это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-то вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

В качестве метода интерактивного обучения дискуссия используется в семинарских занятиях, социально-психологических тренингах, деловых играх, кейс-технологиях. Как технология дискуссия включает в себя такие методы и приемы, как «мозговой штурм», анализ ситуаций, сенектику и т.д.

В преподавании специальных профессиональных дисциплин дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен мнениями, убеждениями может привести к новому взгляду на будущую профессиональную деятельность, окружающую среду, изменению в модели поведения, развитию навыков межличностных взаимодействий. Создаются условия для открытого выражения участниками своих мыслей, позиций.

Цели проведения дискуссий могут быть разнообразными: стимулирование творчества, изменение установок, тренинг и др.

Принципами организации дискуссии являются: содействие возникновению альтернативных мнений; поиск разнообразных путей решения проблемы, обеспечение психологической защищенности и адаптации участков, конструктивность критики.

Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения – диспут – специально подготовленный и организованный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции.

Дискуссию следует отличать от открытых форумов, которые посвящены вопросам более спорным и дают возможность выслушать и обсудить все аспекты этих вопросов.

По степени управляемости различают свободные, не контролируемые ведущим, и направляемые дискуссии.

Для обеспечения эффективного течения дискуссии ее участники должны обладать определенными базовыми знаниями. Эти знания могут быть приобретены посредством инструктажа, или рассматриваются как опыт, приобретенный до начала занятия.

По сравнению с лекционно-семинарской формой проведения занятий дискуссия имеет ряд преимуществ.

1 Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний, может иметь гораздо более долгосрочный эффект, особенно тогда, когда обсуждаемый материал идет вразрез с установками некоторых членов групп. Заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить задуматься, изменить или пересмотреть свои установки.

2 Во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся, развиваются коммуникативные навыки, формируется уверенность в себе. Дискуссия подразумевает высокий уровень вовлеченности, но почти всегда имеются участники, которые проявляют пассивность, не желая присоединиться к обсуждению. Но если тема и вопросы тщательно подобраны, то уклониться от участия и не внести свой вклад в дискуссию становится очень трудно.

3 Обеспечивается обратная связь с обучающимися. Дискуссия должна обеспечить достаточное понимание обсуждаемых вопросов, не требуя применения более формальных методов оценки. Каждый участник имеет шанс проверить свои убеждения и установки, сравнивая с иными.

Помимо перечисленных преимуществ, дискуссионный метод помогает также решать следующие задачи.

1 Обучение участников анализу реальных ситуаций, формированию навыков отделения важного от второстепенного, формулированию проблемы.

2 Моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый подготовленный специалист не в состоянии охватить все аспекты проблемы.

3 Демонстрация многовариантности возможных решений поставленной проблемы.

Наши рекомендации