Стадии развития и общие признаки аддиктивного поведения

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, нередко испытывает постоянное желание есть и быстро набирает лишний вес. Таким образом, несмотря на кажущиеся внешние различия, разные формы аддиктивного поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы.

Как уже было отмечено ранее, не все случаи зависимости человека являются аддикциями (это не распространяется на так называемые «нормальные» зависимости). Формирование аддиктивного поведения происходит только в определённых условиях и с определёнными людьми. Условиями могут являться практически любые виктимогенные факторы, приводящие человека к критическим ситуациям: стрессам, фрустрациям, конфликтам, и кризисам, нарушая комфортное психологическое состояние. А «определённые люди» - это те, у кого низкая переносимость психологических затруднений. Они стремятся улучшить своё психическое состояние искусственным способом.

Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда человек переживает ощущение необыкновенного подъёма, связанного с определёнными действиями (это первый этап аддиктивного поведения). Сознание фиксирует эту связь. Человек осознаёт, что существует определённый способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психическое состояние (например, рюмка вина или покупка какой-то вещи). Время от времени, в неблагоприятных условиях, человек начинает прибегать к этому средству, что является началом девиации.

Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается определённая последовательность и частота прибегания к аддикции. Она зависит от многих факторов: особенностей личности, предшествующих аддикции; установок, особенностей воспитания; культурного уровня; значимых событий в жизни и т.д. Прослеживается корреляция ритма аддикции с жизненными трудностями, и чем ниже порог переносимости фрустраций, тем быстрее ритм [69, с.464].

На третьем этапе аддиктивное поведение формируется как интегральная часть личности, т.е. аддикция становится обычным, привычным, шаблонным и стереотипным типом реагирования в неблагоприятной ситуации. Это делает аддиктов невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Формально-логические умозаключения аддикта подчинены эмоциональному состоянию и являются по сути дела оформлением в логической форме «мышления по желанию», направленного в данном случае на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности критического отношения к себе. Мотивация искусственного изменения психического состояния настолько интенсивна, что отношение к проблемам окружающих людей, включая близких, теряет какое-либо значение [69, с.465].

На четвертом этапе происходит полное доминирование аддиктивного поведения вне зависимости от благополучия или неблагополучия ситуации. Виктимогенные факторы уже не имеют существенного значения. Происходит разрыв нормальных межличностных отношений, человек живёт в искусственном мире своей аддикции. Аддикт ничего не оставляет от своего внутреннего мира, остаётся только внешняя оболочка.

Пятый этап – катастрофа. Психологическое состояние человека – крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведение уже не приносит прежнего удовлетворения и не вызывает изменений настроения. Так, например, у наркомана на этой стадии есть только стремление хоть как-то существовать, потому что отсутствие наркотика для него непереносимо, и в то же время употребление наркотика также ведёт к гибели. Психическое состояние определяется депрессией или апатией. За редким исключением это практически необратимая стадия [5, с.94-95]. Прежнее доаддиктивное «Я» разрушено, возврат к нему невозможен, с такими людьми почти не удаётся наладить эмоциональный контакт. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения.

Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространённых отклонений в современном мире. Очевидно, что его развитию способствуют как социальные, так и феноменологические факторы виктимизации. Однако очевидным также является и тот факт, что начало отклонения очень часто приходится на период детства, когда ребёнок только учится противостоять неблагоприятным обстоятельствам своей жизни. Ведь именно способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося поведения. На первой стадии развития аддиктивного поведения возможно педагогическое вмешательство и педагогическая коррекция. Вторая стадия предполагает совместную работу педагога и психолога. Что касается последующих стадий развития, то они требуют специального вмешательства специалистов медицинского профиля и опытного психотерапевта, т.е. не могут быть оставлены на уровне психолого-педагогической деятельности.

Выделены общие признаки аддиктивного поведения [27, с.115]:

1. Зависимое поведение личности проявляется в её устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще, как утрата самоконтроля.

2. Аддиктивное поведение появляется не вдруг, а представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции. Мотивация поведения различна на различных стадиях сформированности зависимости. Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта (например, от вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей аддикта.

3. Цикличность аддиктивного поведения. Фазы одного цикла можно описать следующим образом; наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению – усиление желания и напряжения – ожидание и активный поиск объекта аддикции – получение объекта и достижение специфических переживаний – расслабление; фаза ремиссии (относительного покоя). Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью (для одного аддикта цикл может продолжаться месяц, для другого – один день).

4. Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма и наркомании), но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию.

Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки.

Аддиктивная установка – совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни. Она выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции. Начинают преобладать мысли и разговоры об объекте аддикции. Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьёт, того болезни не берут» и т.д.). При этом формируется так называемое магическое мышление в виде фантазий о собственном могуществе или могуществе объекта аддикции (например, наркотика) и «мышление по желанию». Вследствие этого снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («всё нормально», «я могу себя контролировать», «наркоманы – хорошие, интересные люди» и т.д.). Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).

Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а обращение к нему – образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Все остальное перестаёт быть значимым. Желание «слиться» с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Не удивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником аддиктивного поведения. Критичность к себе и своему поведению существенно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации. (Две дороги на море))))

Одно из самых негативных проявлений аддиктивной установки – анозогнозия – отрицание болезни или её тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.

Таким образом, аддиктивное поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, т.к. неизбежно разрушает организм и личность.

Наши рекомендации