Спасательные воинские формирования
Во исполнение решения Президента Российской Федерации от 4 января 2009 г. в МЧС России была организована работа по реорганизации войск гражданской обороны в спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Подготовлены и приняты соответствующие нормативные правовые акты и уже 2011 году была завершена реорганизация войск гражданской обороны в спасательные воинские формирования МЧС России (СВФ).
СВФ предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации, являются составной частью сил гражданской обороны и их штатная численность составляет:
- военнослужащих в количестве 7230 человек;
- гражданского персонала - в количестве 17 220 человек.
СВФ в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.
Основными задачами СВФ являются:
а) в мирное время:
- проведение мероприятий по поддержанию готовности СВФ к выполнению возложенных на них задач;
- использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
- участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обучение населения в области гражданской обороны;
- участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при ЧС, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) в ходе ликвидации ЧС в мирное время:
- участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах ЧС, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения;
- участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;
- участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;
- участие в доставке грузов, перевозимых в зоны ЧС, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;
- участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;
- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;
- осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму;
в) в военное время:
- участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
- участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
- участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
- участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;
- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
- участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;
- участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.
Руководство СВФ осуществляет Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.
Управление СВФ осуществляет Министр:
а) центрального подчинения - непосредственно;
б) регионального подчинения - через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Полномочия Министра в части, касающейся управления СВФ, устанавливаются Президентом Российской Федерации
Комплектование СВФ специалистами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС осуществляется за счет выпускников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, специалистами иных специальностей - за счет выпускников других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Комплектование солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" и от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе
Комплектование СВФ военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
СВФ комплектуются также гражданским персоналом, штатная численность которого устанавливается Президентом Российской Федерации.
Группировка организационно состоит из 10 спасательных воинских формирований МЧС России (294 ЦСООР, 179 СЦ МЧС России, 996 СЦ (ЦРЦ), 346 СЦ (СЗРЦ), 495 СЦ (ЮРЦ), 1001 СЦ (ПРЦ), 978 УСЦ (УРЦ), 653 СЦ (СРЦ), 1042 и 1043 СЦ (ДВРЦ)), 4 авиационно-спасательных центров (АСЦ (г. Жуковский, Московская область), АСЦ (п. Сокол, Владимирская область), АСЦ (г. Красноярск), АСЦ (г. Хабаровск) и центра обеспечения пунктов управления (ЦОПУ).
Кроме того, предусмотрено прохождение военной службы в Центральном аппарате МЧС России, территориальных органах, Академии гражданской защиты, Национальном центре управления в кризисных ситуациях и его филиалах.
Авиация МЧС России
Авиация МЧС России предназначена для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолётов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК «Защита», экстренная перевозка вертолётами тяжелобольных в госпитали) и др. задач.
Авиация МЧС России состоит из Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России (ФГУАП), трёх отдельных смешанных эскадрилий и базы аэродромного и материально-технического обеспечения (БАТМО). В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолёты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолёты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащённые специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов.
Численность парка авиации 55 воздушных судна – 18 самолетов и 37 вертолетов. Это тот необходимый минимум, который необходим для работы по ЧС в стране.