Вставьте пропущенное слово
2.Принцип ……..означает, что психика определяется образом жизни и перестраивается с изменением образа жизни
А)детерминизма
Б)личностного подхода
В)развитие психики сознания в деятельности
Г)единство сознания и деятельности
3. .Принцип …………..означает, что психика и сознание могут быть правильно поняты и объяснены, если они рассматриваются как продукт развития и результат деятельности (игровой, учебной, трудовой, общественной и др.),
А)детерминизма
Б)личностного подхода
В)развитие психики сознания и деятельности
Г)единство сознания и деятельности
4.Принцип …………означает, что при изучении любых психических явлений человека (свойств, состояний, процессов) необходимо учитывать включенность данного явления в структуру целостной личности, которая и обусловливает их
А)детерминизма
Б)личностного подхода
В)развитие психики сознания в деятельности
Г)единство сознания и деятельности
5.Принцип ………….означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а составляют единство. Сознание образует внутренний план деятельности личности, оно проявляется и формируется в процессе осуществления человеком различных видов деятельности
А)детерминизма
Б)личностного подхода
В)развитие психики сознания и деятельности
Г)единство сознания и деятельности
Собеседование по теме;.
Проблемные вопросы для собеседования.
1. Объясните, что значит «предмет психологии» как науки. Есть в учебниках и словарях разные точки зрения: а) предмет психологии – «конкретные факты психической жизни»; б)психология изучает «закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности»;
в) психология изучает «процессы активного отражения человеком и животным объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и др. явлений психики»; г) предметом изучения психологии является «психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления»; д)предмет психологии - ориентировочная деятельность и е)«предметом психологии является целостная деятельность». В чем причина того. Что существуют такие разные точки зрения на предмет, который должна изучать психологическая наука? Какая из названных точек зрения вам представляется наиболее убедительной и почему?
2. Поскольку психику (« факты психической жизни» или «субъективные явления» изучают разные науки (например, мышление изучается в теории познания и логике, физиологии и медицине, этике и эстетике филологии и лингвистике, социологии и политологии, информатике и кибернетике, педагогике и методике, а не только психологии) то возникает вопрос: в чем же предмет изучения именно психологии? Она же должна изучать ту сторону, тот аспект психики, что не входит в компетенцию никакой другой науки, иначе говоря. Было бы неоправданным существование ее как особой, самостоятельной науки?
3 Почему важно (и важно ли) четко представлять предмет изучаемой науки, чтобы овладеть ею на профессиональном уровне? Выберите из предлагаемых ниже вариантов ответов тот (те) которые вам больше импонируют , и укажите почему: а) зная четко предмет науки, можно лучше отвечать на экзамене или проанализировать в контрольной работе любой частный вопрос по психологии; б) значение предмета науки не имеет особого значения для знания конкретных вопросов и вообще для усвоения курса;
в) зная предмет науки человек не будет путаться в наблюдаемых фактах, затрудняясь отличить педагогические или социологические ситуации от психологических или за психологическое явление принимая что - то другое (логическое физиологическое и т д), а всегда будет «узнавать» в жизни «психологическое»; г) знание предмета науки имеет методологическое значение для развития самой психологии как науки, то есть важно не для студентов, впервые изучающих науку, а для ученых, разрабатывающих ее проблемы и формулирующих новые гипотезы, теории, концепции двигающих вперед развитие науки.
д) если сами психологи (ученые и практики) то сих нор не договорились о предмете своей науки, то никакой студент тут не судья: ему как скажет преподаватель так он и должен «думать», то есть придерживаться той или иной точки зрения
е) мне кажется, что любая из названных точек зрения (см вопрос 1) не является убедительной поэтому, не зная даже ни одной из них, можно усвоить конкретные вопросы психологии и стать (профессиональным психологом;
ж) разобраться в предмете психологии студенту надо с самого начала ее изучения (принять ОДНУ из приведенных точек зрения или выдвинуть и обосновать свою собственную) иначе у него будет начетничество в учебе и лишенная творчества будущая практика и психология от «таких профессионалов» будет только страдать и впадать в периодические кризисы. Усвоение науки - уверенное владение ее предметом
(укажите п. п. выбранного ответа и дайте обоснование, почему вы его выбрали):_
Задание 1. Напишите эссе на тему «Моя будущая профессия – учитель физической культуры».
Тема 1.2.Методы психологии
Задание 1 Тест . Вставьте пропущенное слово.
1.Принцип ………….означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а составляют единство. Сознание образует внутренний план деятельности личности, оно проявляется и формируется в процессе осуществления человеком различных видов деятельности
А)детерминизма
Б)личностного подхода
В)развитие психики сознания и деятельности
Г)единство сознания и деятельности
2. …...— вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.
А) Анамнез
Б) Интервью
В) Анкетирование
Г)Метод наблюдения
3. …...— вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.
А) Анамнез
Б) Интервью
В) Анкетирование
Г)Метод наблюдения
4. …..-научный метод изучения психики и поведения обеспечиваемого заключающийся в наличии четкого плана исследования(цель, объект, гипотеза, единицы наблюдения, выводы), а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике для объяснения психологической природы этих явлений
А) Анамнез
Б) Интервью
В) Анкетирование
Г)Метод наблюдения
5. ……..как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления
А)Метод наблюдения
Б) Беседа
Задание 2
Подобрать и применить простейшие методики изучения моторики и психомоторики спортсменов используя возможности интернета.
Задание 3 Лабораторно - практическая работаИзучение психомоторики спортсмена
Скорость захвата
Задача исследования.Сравнение индивидуальных ксредних данных скорости захвата.
В скорости простой реакции ее моторный компонент может не учитываться. При таком простейшем реагировании, как схватывание, он уже достаточно велик. Но для анализа рабочих движенийскорость реагирования схватыванием более существенна, чем простая реакция нажима на ключ. Это в сравнительном плане может быть исследовано данным методом.
Специальная установка для исследования водительских профессий была предложена в 1919 г. психотехником Траммом. Описываемая упрощенная модификация применялась Платоновым К.К. для исследования скорости захвата у паровозных машинистов и шоферов еще в конце 20-х начале 30-х годов.Простота методики не снижает ценности получаемых с ее помощью результатов.
Оборудование.Палка диаметром 25 мм и длиной 1200 мм с сантиметровыми делениями (можно к палке приклеить сантиметровую ленту).
Порядок исследования.Экспериментатор становится на стул или стол и держит палку за верхний конец. Исследуемый, стоя перед стулом; схватывает палку кистью правой руки, которую держит на удобном ему уровне своей груди. Пальцы к палке не прикасаются (рис. 18).
Инструкция исследуемому. «Скажите, какое деление на палке Вы видите на уровне верха Вашего большого пальца? (Помощник экспериментатора записывает в протокол.) Я скажу: «Внимание!», затем через некоторое время уроню палку. Вы должны возможно скорее сжать кисть и-, зафиксировав руку, не дать палке стукнуться о пол и упасть на бок. Есть вопросы? (Ответить на вопросы.) Внимание! (Экспериментатор через 3—5 с разжимает руку; давая палке упасть вниз, но не на сторону.) Теперь посмотрите, на каком делении верхняя часть Вашего большого пальца. (Деление записывается.) Поняли? Повторим еще два-три раза для упражнения... Теперь начнем эксперимент. Старайтесь быть внимательнее и скорее ловить палку. Внимание!»
Палка роняется 10 раз.
Учет и анализ результатов. Вычисляется средняя длина (в мм), на которую падает палка, когда исследуемый успевает отреагировать и схватить ее. Определяются различия (в мм) между исследуемыми и сравниваются оценки каждого со средней величиной для группы.
Задание 4. Подготовка индивидуального проекта по темам «Тренировка познавательных процессов и самовоспитание личностных черт характера с использованием современных технологий и обоснование и защита динамики результатов личностного роста»
Заполнение таблицы с результатами упражнений и тренингов .
№ п\п | Развиваемые психологические процессы и свойства личности | Дата, место и время выпол- нения упражнения, проведения тренинга | Название и ход выполнения упражнения . | Результаты упражнения, тренинга: . | Примечание: эмоциональное состояние до и после выполнения упражнения новые ощущения, впечатления |
Тема 2.1.
Личность, ее структура и проявления.
с использованием собеседования
Задание 1. Тест .Вставьте пропущенное слово.
1.………— биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
А)Человек
Б)Индивид
В)Личность
Г)Индивидуальность
2. ……..- человек как представитель рода HOMO SAPIENS;телесное бытие.
А)Личность
Б)Индивидуальность
В)Универсум-
Г)Индивид
3. ………— это человек как носитель сознания человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
А)Личность
Б)Индивидуальность
В)Универсум
Г)Индивид
4. — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения
А) Уровень притязаний
Б) Самоуважение
В)Самооценка
5.ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЭТО
А)РЕАЛИЗАЦИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ, РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Б) КОМПЕТЕНТНОСТЬ,ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХОВ, ОДОБРЕНИЕ, ПРИЗНАНИЕ, АВТОРИТЕТ
В) ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ОБЩНОСТИ, НАХОДИТЬСЯ РЯДОМ С ЛЮДЬМИ, БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ И ПРИНЯТЫМ ИМИ
6. В структуре личности (по К.К. Платонову/ подструктура опыта это
А)Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы
Б)Умения, знания, навыки, привычки
В)Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания)
Г)Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства
7.В структуре личности (по К.К. Платонову/ подструктура направленности это
А)Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы
Б)Умения, знания, навыки, привычки
В)Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания)
Г)Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства
8. В структуре личности (по К.К. Платонову/подструктура форм отражения это
А)Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы
Б)Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания)
В)Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства
Г)Умения, знания, навыки, привычки
9.В структуре личности (по К.К. Платонову/ подструктура биологических, конституциональных свойств это
А)Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы
Б)Умения, знания, навыки, привычки
В)Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства
Г)Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания)
Задание 2 Вопросы для собеседования
Чем отличается понятие «личность» от понятий «человек», «индивид» и «индивидуальность»? Или, по-вашему, они тождественны?
Задание 3 Рефлексия:
Проанализируйте степень личностной ориентации вашего собственного воспитания и самовоспитания . Для этого определите соотношение между вашими внутренними и внешне задаваемыми (педагогом, учебником и т.п.): целями, содержанием воспитания, видами деятельности...
Задание повышенной трудности.
В разделе «Психология личности» разные авторы рассматривают «набор» черт или свойств (качеств) личности. Например, Р.С. Немов (Психология. Кн.1, с.283-430) насчитывается их шесть (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация), тогда как учебник «Общая психология» - только три (темперамент, характер, способности), хотя мотивация при этом тоже отнесена к характеристике личности, но только в связи с ее деятельностью, а эмоции (чувства) и. воля отнесены к характеристике деятельности. С каким из этих двух вариантов вы бы согласились и почему? Или у вас есть мнение о возможности создания на их основе какой-то новой конструкции (третьего варианта)?
Тема 2.2.Общая характеристика деятельности и психологические особенности деятельности учителя физической культуры
Залание 1
Собеседование по теме:
Психологическое понятие деятельности определяется как «активное взаимодействие» с окружающей действитслыюстыо, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно действующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» или как « целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта». Ответьте на следующие вопросы: а) Идентичны ли оба эти определения по научному содержанию и смыслу? б) являются ли деятельностью следующие факты
• Полководец молча смотрит в бинокль в сторону поля сражения,
• Паук быстро устремляется в сторону попавшей в путину мухи,
• Медведь ловит рыбу в реке
• Пенсионер гуляет по близлежащему парку,
• Дети играют во дворе в «хоккей», подражая взрослым, гоняют шайбу пластмассовыми клюшками,
• Девочки играют в «дочки-матери»,
• Студенты молча слушают лекцию, не записывая ее .
Задание 2
Проанализировать психологическую структуру любой знакомой деятельности (конкретного вида игры, учения или труда)
Показать, как связана любая деятельность (привести конкретный пример) с потребностью (через мотив? через цель? через средства? Через результат?' или с чем-то из них прямо и непосредственно, а с чем-то опосредованною?').
Деятельность соотносится с мотивом, действие с целью, а операция с условиями выполнения деятельности, приведите пример
ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ
Дополнительное задание
Составить кроссворд, используя основные понятия по теме.
Проанализировать конкретную учебную или спортивную деятельность
2.3. Речевая деятельность
Задание 1.Собеседование по теме
1. Что понимается под языком?
2. Чем отличается значение слова от личностного смысла?
3. Каковы основные функции языка?
4. Какие виды общения вы знаете?
5. Каковы основные функции речи?
6. Какие стороны выделяют в коммуникативной функции речи?
7. Охарактеризуйте диалогическую речь.
8. Каковы особенности монологической речи?
9. Чем отличается речь письменная от речи устной?
10. Каковы особенности внутренней речи?
11. От чего зависит информативность речи?
12. От чего зависит понятность речи?
13. Какие выразительные средства устного выступления вы знае-
те?
14. Что следует учитывать при развитии речи учащихся?
Задание 2
Задание повышенной трудности.Подготовить мероприятие по одной из тем, с учетом личной позиции. Составить самоотчет проведения групповой дискуссии.