Взаимодействие следователя
И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
§ 1. Понятие и правовые основы взаимодействия
Понятие «взаимодействие» можно определить как одну из философских ка
тегорий, отражающих процессы воздействия объектов друг на друга, их взаим
ную обусловленность и изменение состояния, или взаимопереход, а также по
рождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид
непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отноше
ния связи и носит объективный характер. »
В юридической литературе высказано много определений взаимодействия. Хотя в деталях они различаются, сущность сводится к утверждению, что взаимодействие при расследовании преступлений - это согласованная по целям, месту и времени совместная деятельность следователя и оперативного работника и других сотрудников в присущих им формах и методах в пределах своей компетенции. Главным системообразующим фактором взаимодействия является цель, ради которой образуется взаимодействующая система.
| Цель: быстрое и полное раскрытие преступлений |
I |
I
Деятельность следователей |
Деятельность сотрудников органов внутренних дел
I.
Таким образом, взаимодействие можно определить как объективное свойство совместной работы, которое проявляется в обмене информацией и согласованных действиях. В каждой целеполагающей деятельности взаимодействие призвано обеспечить достижение искомого результата.
Как разновидность коллективной деятельности, взаимодействие, кроме согласования, должно предполагать специализацию субъектов взаимодействия, т. е. разделение труда, когда каждый участник выполняет постоянную функцию, требующую особого навыка в области повторяющихся коллективных работ.
Во внутрисистемное взаимодействие в деятельности по расследованию вовлечены следователи, сотрудники оперативных служб и частично — иные службы и подразделения органов внутренних дел, что обусловливает многообразие осуществляющих его субъектов.
В первую очередь, со следователями взаимодействуют дознаватели, оперативные работники, участковые инспекторы милиции, специалисты-криминалисты, сотрудники дежурной части, информационного центра, начальствующий состав милиции общественной безопасности и'другие работники министерства внутренних дел. Чтобы нагляднее представить роль и степень участия различных служб в расследовании преступлений, приведем также таблицу 1.
Для того, чтобы взаимодействие при расследовании преступлений было эффективным, нужна такая организация работы, которая направлена на получение и исследование информации о преступлении; определение целей, функций, объема и содержания работы по их реализации, привлечение необходимых сил и средств; использование оптимальных методов разделения и кооперации труда; обеспечение условий для эффективного производства тех или иных действий и операций; контроль и оценку результатов труда.
При расследовании конкретного преступления организатором работы по раскрытию и расследованию преступления является следователь. Он координирует деятельность всех субъектов взаимодействия, выступает инициатором образования организационных форм взаимодействия.
К задачам взаимодействия при расследовании преступлений следует отнести:
—оперативное реагирование на сигналы (сообщения) о преступлении;
—обеспечение проведения неотложных следственных действий, оперативно-
розыскных и иных мероприятий, направленных на поиск и розыск следов пре
ступления, предметов посягательства и лиц, совершивших преступление;
—установление всех эпизодов их преступной деятельности и криминальных
связей преступников;
—установление виновности каждого подозреваемого в совершении конкрет
ного преступления;
—изобличение виновных в полном объеме содеянного, привлечение их к
уголовной ответственности, установление размера и характера причиненного
вреда, а также розыск скрывшихся обвиняемых;
—осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального
ущерба, причиненного гражданам и организациям, и установление доказа
тельств по уголовному делу.
Правовое регулирование взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, носит, прежде всего, функциональный, служебный характер. На основе правовых норм регулируются отношения между субъектами взаимодействия, а также общественные отношения между государством (его представителем) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств. Такое регулирование осуществляется федеральными законами Российской Федерации; нормативно-правовыми актами Российской Федерации (Президента, Правительства Российской Федерации и др.); ведомственными и межведомственными подзаконными актами.
228
gsj
*
Tii
О S
В этой связи отметим, что основа взаимодействия следователя со службами и подразделениями органов внутренних дел двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, другая — к подзаконным актам.
Возникающие в процессе взаимодействия следователя со службами и подразделениями ОВД общественные отношения регулируются правовыми нормами, содержащимися в различных нормативно-правовых актах.
Действующие в России нормативные акты, совокупность которых составляет круг источников правового регулирования взаимодействия следователя и органов внутренних дел, можно систематизировать по нескольким группам.
К первой группе относится Конституция России. Это базовый, фундаментальный источник правового регулирования взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в России. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15).
Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к деятельности всех правоохранительных органов, в том числе следственного аппарата при ОВД, так как в процессе правоохранительной деятельности в целом, а предварительного расследования в частности могут ограничиваться права человека и гражданина. В Конституции определяются права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64), составляющие основу правового статуса личности в России и основания ограничения этих прав. Так, согласно ч. 2 ст. 23, каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в него против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (именно на такие случаи возможных ограничений прав граждан указывается в законодательстве в области взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность). При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Вместе с тем в Конституции каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).
Ко второй группе норм, регулирующих взаимодействие следователя и органов внутренних дел, необходимо отнести Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Например, ч. 4 ст. 38 УПК предоставляет следователю право по расследуемым им преступлениям давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий; ст. 210 закрепляет право следователя поручать производство розыска обвиняемого ор-
ганам дознания; ст. 113 обязывает орган дознания при наличии постановления следователя обеспечить привод обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля; ст. 144 предусматривает, что следователь может по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлении, если данных об отказе или возбуждении уголовного дела недостаточно, провести дополнительную проверку.
Уголовный кодекс России - целеуказующий источник правового регулирования взаимодействия следователя и органов внутренних дел. В нем раскрывается понятие преступления; перечисляются законодательные модели общественно опасных деяний (конкретные составы преступлений), поиск признаков которых в том или ином действии (бездействии) лица составляет суть большинства задач взаимодействия; содержится ряд правовых институтов и норм, реализация которых происходит в процессе взаимодействия следователя и работников милиции.
К третьей группе норм, регулирующих взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует отнести Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (с последующими изменениями). В нем, например, отмечено, что милиция обязана выполнять'указания следователя о производстве розыскных и следственных действий, оказывать ему содействие при производстве отдельных следственных действий, выполнять постановления следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, а также о заключении под стражу, охранять и конвоировать арестованных и задержанных. Это комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы (законодательный акт). Он регулирует общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, а также некоторых других видов деятельности правоохранительных органов.
Правительством России принят ряд иных нормативных актов, затрагивающих вопросы взаимодействия следователя и оперативных работников. Например, согласно п. 12 постановления Правительства от 14 октября 1996 г. № 1190 "Об утверждении Положения о Национальном Центральном Бюро Интерпола", НЦБ Интерпола в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и Национальные Бюро Интерпола иностранных государств запросы, поручения следователя и сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации, для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, проведения оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов.
Четвертую группу составляют ведомственные нормативные акты органов, имеющих в своей структуре следственные и (или) оперативные подразделения, и регулирующие взаимодействие между ними, например приказ МВД России от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении инструкции об организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений".
Нормативные правовые акты этой группы носят, как правило, служебный характер и должны регламентировать исключительно организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Для вступления в силу данных нормативных правовых актов предусмотрен особый порядок. Так, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность органы издают их, во-первых, в пределах своих полномочий (т. е. в пределах правомочий, установленных в законодательных актах, регламентирующих организацию таких государственных органов) и, во-вторых, в соответствии с действующим российским законодательством.
Среди ведомственных нормативных правовых актов можно выделить: Приказ директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 18 мая 1995 г. № 73; Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 мая 1995 г. № 32; Приказ директора Департамента налоговой полиции Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 278; Приказ министра внутренних дел Российской Федерации от 12 мая 1995 г. № 199.
Законность и эффективность взаимодействия следователя и сотрудников иных служб органов внутренних дел при расследовании преступлений обеспечивается не только соблюдением уголовно-процессуальных норм, регулирующих взаимоотношение указанных лиц, но и выполнением ими ряда общих условий (принципов), к которым следует отнести:
—строгое соблюдение уголовно-процессуального законодательства и
ведомственных нормативных актов;
—разделение компетенции следователя и оперативных сотрудников, выте
кающей из требований закона и специфики их деятельности;
—организующую роль следователя и его процессуальную самостоятельность
во взаимодействии на стадии возбуждения уголовного дела и в процессе рас
следования;
—самостоятельность оперативного работника при выборе средств и тактиче
ских приемов осуществления оперативно-розыскных и организационных мер;
—своевременное и качественное выполнение органом дознания поручений и
указаний следователя;
—руководство взаимодействием со стороны начальника следственного отде
ла и органа дознания, отвечающее требованиям уголовно-процессуального за
конодательства и ведомственных нормативных актов;
—комплексное использование сил и средств, которыми располагают следо
ватель и оперативный работник;
—поддержание атмосферы сотрудничества и взаимной помощи;
—неразглашение данных предварительного следствия, а также сведений, по
лученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
—строгое соблюдение следователем и органом, осуществляющим оператив
ное сопровождение расследования, последовательности действий;
—широкое применение научно-технических средств;
—объективную оценку деятельности участников взаимодействия;
—плановость всех видов и форм взаимодействия;
— надзор со стороны прокуратуры за осуществлением взаимодействия сле
дователя и органа дознания в процессе предварительного следствия.
§2. Формы взаимодействия
Различаются процессуальные (предписанные законом) и организационные (законом не установленные) формы взаимодействия, что весьма важно для практики. Так, нарушение процессуальных форм и методов взаимодействия влечет отступление от норм процессуального закона, регламентирующих эти формы и методы, что приводит к невозможности использования в уголовном процессе доказательств, полученных с нарушением УПК. Отступление от организационных форм (не предусмотренных УПК) тоже может причинить ущерб интересам расследования, но не влечет процессуально-правовых последствий.
Разграничение процессуальных и организационных форм взаимодействия необходимо еще и потому, что от того, в какой форме осуществляется взаимодействие, зависит компетенция и следователя, и оперработника, и1 начальника милиции. Последний в качестве начальника органа дознания является участником процессуального взаимодействия, поэтому обязан выполнять письменные указания и поручения следователя, данные им по уголовному делу. Если же взаимодействие не выходит за пределы организационных форм, начальник милиции как начальник органа внутренних дел является организатором и субъектом управления по отношению не только к оперативным сотрудникам, но и к следователям, хотя ни принимать, ни давать указаний следователям о выполнении тех или иных процессуальных решений он не вправе.
К процессуальным формам взаимодействия относятся:
—дача органу дознания поручений и указаний;
—содействие следователю при производстве следственных действий;
—участие специалиста при расследовании;
—привлечение общественности к участию в раскрытии преступлений и ро
зыске лиц, их совершивших.
Организационные формы взаимодействия отражены в нормативных актах МВД. Они представляют собой сотрудничество следователей с оперработниками как по уголовным делам, так и за их пределами. Чаще всего при расследовании преступлений используются такие организационные формы взаимодействия:
—ознакомление следователя с материалами, собранными в ходе оперативно-
розыскной деятельности милиции;
—совместное обсуждение и оценка этих материалов при решении вопроса о
возбуждении уголовного дела;
—согласованное планирование следственных действий оперативно-
розыскных и иных мероприятий;
—создание следственно-оперативной группы.
Первые три формы, как правило, применяются до возбуждения уголовного дела и составляют так называемый подготовительный этап.
В настоящее время МВД России определило порядок ознакомления следователей органов внутренних дел с материалами оперативно-розыскной деятельности милиции. Если ранее таки% материалы предоставлялись без указания источников и способов их получения, то в последующем было разрешено допускать следователей к ознакомлению со всеми материалами дел оперативных учетов. Данная акция возможна с разрешения руководителей органов внутренних дел в процессе реализации оперативных материалов, а в необходимых случаях — в ходе расследования преступления. При этом в дело оперативного учета вносятся записи о лицах, которые ознакомлены с его материалами, и сотрудниках, разрешивших это.
После возбуждения уголовного дела и принятия решения о создании следственно-оперативного формирования можно использовать все разрешенные процессуальные и организационные формы взаимодействия.
Под следственно-оперативным формированием (СОФ) понимается организационная структура целевого типа, создаваемая для постоянной или временной работы различными субъектами управления, состоящая из следователей, оперуполномоченных, иных специалистов, которые на основе разделения и кооперации труда при строгом соблюдении законности и руководящей роли следователя выполняют задачи по раскрытию и расследованию преступлений.
Следственно-оперативное формирование в основу своей деятельности ставит разделение труда, специализацию сотрудников по выполнению определенных работ. Осуществляя свои служебные функции, эти сотрудники вступают в многочисленные и многообразные связи между собой, которые можно подразделить на информационные, организационные, тактические и психологические.
В практической деятельности известны такие виды следственно-оперативных формирований:
- дежурные СОФ, создаваемые в соответствии с графиком дежурств следо
вателей, оперативных работников, экспертов-криминалистов и сотрудников
иных подразделений;
- СОФ по раскрытию конкретных преступлений, совершенных в условиях
неочевидности;
- СОФ по расследованию конкретных преступлений, в том числе
межведомственных;
- СОФ по раскрытию и расследованию группы однородных преступлений;
- специализированные, постоянно действующие СОФ, создаваемые для рас
крытия и расследования отдельных видов преступлений.
1. Цели создания дежурных СОФ — неотложное (оперативное) реагирование органов внутренних дел на сообщения и заявления о преступлениях, осуществление комплекса следственных действий, оперативно-розыскных, поисковых мероприятий и исследований экспертов-криминалистов, направленных на быстрое решение стоящих перед органами расследования задач, т. е. установление факта преступного деяния, установление и задержание лиц, подозре-
ваемых в совершении преступления, сбор доказательств, дающих основание для принятия дальнейших процессуальных (и иных) решений.
Дежурные СОФ формируются согласно ежемесячному графику дежурств по органу внутренних дел. В них входят: следователи, оперативные работники, эксперты-криминалисты, кинологи, участковые инспекторы и другие сотрудники органов внутренних дел.
Получив сообщение (заявление) о совершенном преступлении, оперативный дежурный РОВД-УВД обязан немедленно направить СОФ на место происшествия, а при наличии информации о месте нахождения или направлении движения преступников — принять необходимые меры к их задержанию. В этом случае дежурный вправе без дополнительных указаний руководства РОВД-УВД направить для выполнения такой работы не только дежурное СОФ, но и других сотрудников. Руководит деятельностью дежурных СОФ следователь. Срок их деятельности - одни сутки.
2. СОФ по раскрытию конкретных преступлений, совершенных в условиях
неочевидности. Можно выделить такие разновидности этих СОФ:
—для раскрытия преступлений по горячим следам;
—для раскрытия преступлений, которые по истечении десяти суток рас
крыть не удалось.
СОФ данных видов выполняют следующие задачи:
—устанавливают и задерживают подозреваемых в совершении преступле
ний;
—собирают доказательства, необходимые для принятия решений, направ
ленных на изобличение подозреваемых и их привлечение к уголовной ответст
венности, хотя бы только по эпизоду, по которому возбуждено уголовное дело;
—обеспечивают благоприятные условия для дальнейшего расследования по
делу;
—устанавливают соучастников и все эпизоды их преступной деятельности;
—собирают доказательства, необходимые для полного раскрытия и рассле
дования всех преступлений, совершенных преступной группой;
—выполняют мероприятия по выявлению причин и условий, способство
вавших совершению преступлений.
3. СОФ по расследованию конкретных преступлений. Задачами этого вида
СОФ являются:
—обеспечение правильного применения закона, чтобы каждый, совершив
ший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один неви
новный не был привлечен к уголовной ответственности;
—принятие всех процессуальных мер для осуществления правосудия;
—обеспечение полного возмещения материального ущерба;
—выявление причин и условий, способствующих совершению преступле
ний, и принятие необходимых мер для их устранения.
Кроме перечисленных, существуют задачи организационно-тактического характера. К ним можно отнести:
- всесторонний и объективный анализ и оценку собранных по делу доказа
тельств (с позиции их полноты, качества и т.д.) на первоначальном этапе рас
следования;
- выбор направления расследования в сложившейся ситуации, форм, мето
дов и средств его осуществления;
- разработку на базе полученных данных программы (плана) дальнейшей
деятельности, в том числе по выявлению неизвестных органам следствия пре
ступлений;
- прогнозирование (на основе материалов расследования) предполагаемого
срока его завершения.
4. СОФ по раскрытию и расследования группы однородных преступлений.
Их разновидностями являются:
- СОФ по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных органи
зованными преступными группировками, учитываемыми по линии УР или
ОБЭП;
- СОФ по раскрытию и расследованию массовых преступлений, совершен
ных на почве обострения межнациональных отношений.
5. Специализированные, постоянно действующие СОФ, создаваемые для
раскрытия и расследования отдельных видов преступлений. В настоящее вре
мя такие специализированные СОФ получили широкое распространение. В
системе МВД России они создаются для раскрытия и расследования краж из
квартир, грабежей, разбоев, вымогательства и других распространенных пре
ступлений. Создаются и межведомственные СОФ по раскрытию и расследова
нию умышленных убийств. Получили развитие межрегиональные и межведом
ственные следственно-оперативные формирования по расследованию преступ
лений, совершенных организованными группами преступников.
Следственно-оперативным формированиям присущ так называемый ситуационно-операционный метод работы. При этом под криминалистической операцией обычно понимают систему (комплекс) следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на достижение достаточно сложных промежуточных задач расследования, которые проводятся под руководством следователя на основе кооперации и разделения труда взаимодействующих с ним субъектов.
Глава 22