Взаимодействие следователя

И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

§ 1. Понятие и правовые основы взаимодействия
Понятие «взаимодействие» можно определить как одну из философских ка­
тегорий, отражающих процессы воздействия объектов друг на друга, их взаим­
ную обусловленность и изменение состояния, или взаимопереход, а также по­
рождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид
непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отноше­
ния связи и носит объективный характер. »

В юридической литературе высказано много определений взаимодействия. Хотя в деталях они различаются, сущность сводится к утверждению, что взаи­модействие при расследовании преступлений - это согласованная по целям, месту и времени совместная деятельность следователя и оперативного работ­ника и других сотрудников в присущих им формах и методах в пределах своей компетенции. Главным системообразующим фактором взаимодействия являет­ся цель, ради которой образуется взаимодействующая система.

взаимодействие следователя - student2.ru | Цель: быстрое и полное раскрытие преступлений |

I

I

Деятельность следователей

Деятельность сотрудни­ков органов внутренних дел

I.

Таким образом, взаимодействие можно определить как объективное свойст­во совместной работы, которое проявляется в обмене информацией и согласо­ванных действиях. В каждой целеполагающей деятельности взаимодействие призвано обеспечить достижение искомого результата.

Как разновидность коллективной деятельности, взаимодействие, кроме согла­сования, должно предполагать специализацию субъектов взаимодействия, т. е. разделение труда, когда каждый участник выполняет постоянную функцию, требующую особого навыка в области повторяющихся коллективных работ.

Во внутрисистемное взаимодействие в деятельности по расследованию во­влечены следователи, сотрудники оперативных служб и частично — иные службы и подразделения органов внутренних дел, что обусловливает многооб­разие осуществляющих его субъектов.

В первую очередь, со следователями взаимодействуют дознаватели, оператив­ные работники, участковые инспекторы милиции, специалисты-криминалисты, сотрудники дежурной части, информационного центра, начальствующий состав милиции общественной безопасности и'другие работники министерства внутрен­них дел. Чтобы нагляднее представить роль и степень участия различных служб в расследовании преступлений, приведем также таблицу 1.

Для того, чтобы взаимодействие при расследовании преступлений было эф­фективным, нужна такая организация работы, которая направлена на получе­ние и исследование информации о преступлении; определение целей, функций, объема и содержания работы по их реализации, привлечение необходимых сил и средств; использование оптимальных методов разделения и кооперации тру­да; обеспечение условий для эффективного производства тех или иных дейст­вий и операций; контроль и оценку результатов труда.

При расследовании конкретного преступления организатором работы по раскрытию и расследованию преступления является следователь. Он коорди­нирует деятельность всех субъектов взаимодействия, выступает инициатором образования организационных форм взаимодействия.

К задачам взаимодействия при расследовании преступлений следует отне­сти:

—оперативное реагирование на сигналы (сообщения) о преступлении;

—обеспечение проведения неотложных следственных действий, оперативно-
розыскных и иных мероприятий, направленных на поиск и розыск следов пре­
ступления, предметов посягательства и лиц, совершивших преступление;

—установление всех эпизодов их преступной деятельности и криминальных
связей преступников;

—установление виновности каждого подозреваемого в совершении конкрет­
ного преступления;

—изобличение виновных в полном объеме содеянного, привлечение их к
уголовной ответственности, установление размера и характера причиненного
вреда, а также розыск скрывшихся обвиняемых;

—осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального
ущерба, причиненного гражданам и организациям, и установление доказа­
тельств по уголовному делу.

Правовое регулирование взаимодействия следователя и органов, осуществ­ляющих оперативно-розыскную деятельность, носит, прежде всего, функцио­нальный, служебный характер. На основе правовых норм регулируются отно­шения между субъектами взаимодействия, а также общественные отношения между государством (его представителем) и гражданином в связи с необходи­мостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств. Такое регулирование осуществляется федераль­ными законами Российской Федерации; нормативно-правовыми актами Рос­сийской Федерации (Президента, Правительства Российской Федерации и др.); ведомственными и межведомственными подзаконными актами.





взаимодействие следователя - student2.ru 228

gsj

взаимодействие следователя - student2.ru взаимодействие следователя - student2.ru взаимодействие следователя - student2.ru взаимодействие следователя - student2.ru взаимодействие следователя - student2.ru взаимодействие следователя - student2.ru взаимодействие следователя - student2.ru взаимодействие следователя - student2.ru *

взаимодействие следователя - student2.ru Tii

О S

В этой связи отметим, что основа взаимодействия следователя со службами и подразделениями органов внутренних дел двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, другая — к подзаконным актам.

Возникающие в процессе взаимодействия следователя со службами и под­разделениями ОВД общественные отношения регулируются правовыми нор­мами, содержащимися в различных нормативно-правовых актах.

Действующие в России нормативные акты, совокупность которых составляет круг источников правового регулирования взаимодействия следователя и орга­нов внутренних дел, можно систематизировать по нескольким группам.

К первой группе относится Конституция России. Это базовый, фундамен­тальный источник правового регулирования взаимодействия следователя и ор­ганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в России. Кон­ституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15).

Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредст­венное отношение к деятельности всех правоохранительных органов, в том числе следственного аппарата при ОВД, так как в процессе правоохранитель­ной деятельности в целом, а предварительного расследования в частности мо­гут ограничиваться права человека и гражданина. В Конституции определяют­ся права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64), составляющие основу правового статуса личности в России и основания ограничения этих прав. Так, согласно ч. 2 ст. 23, каждый гражданин имеет право на тайну переписки, теле­фонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 из­ложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в него против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, ус­тановленных федеральным законом, или на основании судебного решения (именно на такие случаи возможных ограничений прав граждан указывается в законодательстве в области взаимодействия следователя и органов, осуществ­ляющих оперативно-розыскную деятельность). При этом права и свободы че­ловека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обес­печения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Вместе с тем в Конституции каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).

Ко второй группе норм, регулирующих взаимодействие следователя и орга­нов внутренних дел, необходимо отнести Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Например, ч. 4 ст. 38 УПК предоставляет следователю право по рас­следуемым им преступлениям давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, требовать от органов доз­нания содействия при производстве отдельных следственных действий; ст. 210 закрепляет право следователя поручать производство розыска обвиняемого ор-

ганам дознания; ст. 113 обязывает орган дознания при наличии постановления следователя обеспечить привод обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля; ст. 144 предусматривает, что следователь может по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлении, если данных об отказе или возбуж­дении уголовного дела недостаточно, провести дополнительную проверку.

Уголовный кодекс России - целеуказующий источник правового регулиро­вания взаимодействия следователя и органов внутренних дел. В нем раскрыва­ется понятие преступления; перечисляются законодательные модели общест­венно опасных деяний (конкретные составы преступлений), поиск признаков которых в том или ином действии (бездействии) лица составляет суть боль­шинства задач взаимодействия; содержится ряд правовых институтов и норм, реализация которых происходит в процессе взаимодействия следователя и ра­ботников милиции.

К третьей группе норм, регулирующих взаимодействие следователя и орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует отнести Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (с последующими изменения­ми). В нем, например, отмечено, что милиция обязана выполнять'указания сле­дователя о производстве розыскных и следственных действий, оказывать ему содействие при производстве отдельных следственных действий, выполнять постановления следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, а также о заключении под стражу, охранять и конвоировать арестованных и за­держанных. Это комплексный нормативный правовой акт высшей юридиче­ской силы (законодательный акт). Он регулирует общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, а также некоторых других видов деятельности правоохранительных органов.

Правительством России принят ряд иных нормативных актов, затрагиваю­щих вопросы взаимодействия следователя и оперативных работников. Напри­мер, согласно п. 12 постановления Правительства от 14 октября 1996 г. № 1190 "Об утверждении Положения о Национальном Центральном Бюро Интерпо­ла", НЦБ Интерпола в установленном порядке принимает, обрабатывает и на­правляет в Генеральный секретариат Интерпола и Национальные Бюро Интер­пола иностранных государств запросы, поручения следователя и сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации, для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу дохо­дов от преступной деятельности, проведения оперативно-розыскных меро­приятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов.

Четвертую группу составляют ведомственные нормативные акты органов, имеющих в своей структуре следственные и (или) оперативные подразделения, и регулирующие взаимодействие между ними, например приказ МВД России от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении инструкции об организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений".

Нормативные правовые акты этой группы носят, как правило, служебный характер и должны регламентировать исключительно организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Для вступления в силу дан­ных нормативных правовых актов предусмотрен особый порядок. Так, осуще­ствляющие оперативно-розыскную деятельность органы издают их, во-первых, в пределах своих полномочий (т. е. в пределах правомочий, установленных в законодательных актах, регламентирующих организацию таких государствен­ных органов) и, во-вторых, в соответствии с действующим российским законода­тельством.

Среди ведомственных нормативных правовых актов можно выделить: При­каз директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 18 мая 1995 г. № 73; Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 мая 1995 г. № 32; Приказ директора Департамента налоговой полиции Рос­сийской Федерации от 22 мая 1995 г. № 278; Приказ министра внутренних дел Российской Федерации от 12 мая 1995 г. № 199.

Законность и эффективность взаимодействия следователя и сотрудников иных служб органов внутренних дел при расследовании преступлений обеспе­чивается не только соблюдением уголовно-процессуальных норм, регулирую­щих взаимоотношение указанных лиц, но и выполнением ими ряда общих ус­ловий (принципов), к которым следует отнести:

—строгое соблюдение уголовно-процессуального законодательства и
ведомственных нормативных актов;

—разделение компетенции следователя и оперативных сотрудников, выте­
кающей из требований закона и специфики их деятельности;

—организующую роль следователя и его процессуальную самостоятельность
во взаимодействии на стадии возбуждения уголовного дела и в процессе рас­
следования;

—самостоятельность оперативного работника при выборе средств и тактиче­
ских приемов осуществления оперативно-розыскных и организационных мер;

—своевременное и качественное выполнение органом дознания поручений и
указаний следователя;

—руководство взаимодействием со стороны начальника следственного отде­
ла и органа дознания, отвечающее требованиям уголовно-процессуального за­
конодательства и ведомственных нормативных актов;

—комплексное использование сил и средств, которыми располагают следо­
ватель и оперативный работник;

—поддержание атмосферы сотрудничества и взаимной помощи;

—неразглашение данных предварительного следствия, а также сведений, по­
лученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;

—строгое соблюдение следователем и органом, осуществляющим оператив­
ное сопровождение расследования, последовательности действий;

—широкое применение научно-технических средств;

—объективную оценку деятельности участников взаимодействия;

—плановость всех видов и форм взаимодействия;






— надзор со стороны прокуратуры за осуществлением взаимодействия сле­
дователя и органа дознания в процессе предварительного следствия.

§2. Формы взаимодействия

Различаются процессуальные (предписанные законом) и организационные (законом не установленные) формы взаимодействия, что весьма важно для практики. Так, нарушение процессуальных форм и методов взаимодействия влечет отступление от норм процессуального закона, регламентирующих эти формы и методы, что приводит к невозможности использования в уголовном процессе доказательств, полученных с нарушением УПК. Отступление от орга­низационных форм (не предусмотренных УПК) тоже может причинить ущерб интересам расследования, но не влечет процессуально-правовых последствий.

Разграничение процессуальных и организационных форм взаимодействия необходимо еще и потому, что от того, в какой форме осуществляется взаимо­действие, зависит компетенция и следователя, и оперработника, и1 начальника милиции. Последний в качестве начальника органа дознания является участни­ком процессуального взаимодействия, поэтому обязан выполнять письменные указания и поручения следователя, данные им по уголовному делу. Если же взаимодействие не выходит за пределы организационных форм, начальник ми­лиции как начальник органа внутренних дел является организатором и субъек­том управления по отношению не только к оперативным сотрудникам, но и к следователям, хотя ни принимать, ни давать указаний следователям о выполне­нии тех или иных процессуальных решений он не вправе.

К процессуальным формам взаимодействия относятся:

—дача органу дознания поручений и указаний;

—содействие следователю при производстве следственных действий;

—участие специалиста при расследовании;

—привлечение общественности к участию в раскрытии преступлений и ро­
зыске лиц, их совершивших.

Организационные формы взаимодействия отражены в нормативных актах МВД. Они представляют собой сотрудничество следователей с оперработни­ками как по уголовным делам, так и за их пределами. Чаще всего при расследо­вании преступлений используются такие организационные формы взаимодей­ствия:

—ознакомление следователя с материалами, собранными в ходе оперативно-
розыскной деятельности милиции;

—совместное обсуждение и оценка этих материалов при решении вопроса о
возбуждении уголовного дела;

—согласованное планирование следственных действий оперативно-
розыскных и иных мероприятий;

—создание следственно-оперативной группы.

Первые три формы, как правило, применяются до возбуждения уголовного дела и составляют так называемый подготовительный этап.

В настоящее время МВД России определило порядок ознакомления следова­телей органов внутренних дел с материалами оперативно-розыскной деятель­ности милиции. Если ранее таки% материалы предоставлялись без указания ис­точников и способов их получения, то в последующем было разрешено допус­кать следователей к ознакомлению со всеми материалами дел оперативных учетов. Данная акция возможна с разрешения руководителей органов внутрен­них дел в процессе реализации оперативных материалов, а в необходимых слу­чаях — в ходе расследования преступления. При этом в дело оперативного учета вносятся записи о лицах, которые ознакомлены с его материалами, и со­трудниках, разрешивших это.

После возбуждения уголовного дела и принятия решения о создании следст­венно-оперативного формирования можно использовать все разрешенные про­цессуальные и организационные формы взаимодействия.

Под следственно-оперативным формированием (СОФ) понимается органи­зационная структура целевого типа, создаваемая для постоянной или времен­ной работы различными субъектами управления, состоящая из следователей, оперуполномоченных, иных специалистов, которые на основе разделения и кооперации труда при строгом соблюдении законности и руководящей роли следователя выполняют задачи по раскрытию и расследованию преступлений.

Следственно-оперативное формирование в основу своей деятельности ставит разделение труда, специализацию сотрудников по выполнению определенных работ. Осуществляя свои служебные функции, эти сотрудники вступают в мно­гочисленные и многообразные связи между собой, которые можно подразде­лить на информационные, организационные, тактические и психологические.

В практической деятельности известны такие виды следственно-оперативных формирований:

- дежурные СОФ, создаваемые в соответствии с графиком дежурств следо­
вателей, оперативных работников, экспертов-криминалистов и сотрудников
иных подразделений;

- СОФ по раскрытию конкретных преступлений, совершенных в условиях
неочевидности;

- СОФ по расследованию конкретных преступлений, в том числе
межведомственных;

- СОФ по раскрытию и расследованию группы однородных преступлений;

- специализированные, постоянно действующие СОФ, создаваемые для рас­
крытия и расследования отдельных видов преступлений.

1. Цели создания дежурных СОФ — неотложное (оперативное) реагирова­ние органов внутренних дел на сообщения и заявления о преступлениях, осу­ществление комплекса следственных действий, оперативно-розыскных, поис­ковых мероприятий и исследований экспертов-криминалистов, направленных на быстрое решение стоящих перед органами расследования задач, т. е. уста­новление факта преступного деяния, установление и задержание лиц, подозре-





ваемых в совершении преступления, сбор доказательств, дающих основание для принятия дальнейших процессуальных (и иных) решений.

Дежурные СОФ формируются согласно ежемесячному графику дежурств по органу внутренних дел. В них входят: следователи, оперативные работники, эксперты-криминалисты, кинологи, участковые инспекторы и другие сотруд­ники органов внутренних дел.

Получив сообщение (заявление) о совершенном преступлении, оперативный дежурный РОВД-УВД обязан немедленно направить СОФ на место происше­ствия, а при наличии информации о месте нахождения или направлении дви­жения преступников — принять необходимые меры к их задержанию. В этом случае дежурный вправе без дополнительных указаний руководства РОВД-УВД направить для выполнения такой работы не только дежурное СОФ, но и других сотрудников. Руководит деятельностью дежурных СОФ следователь. Срок их деятельности - одни сутки.

2. СОФ по раскрытию конкретных преступлений, совершенных в условиях
неочевидности. Можно выделить такие разновидности этих СОФ:

—для раскрытия преступлений по горячим следам;

—для раскрытия преступлений, которые по истечении десяти суток рас­
крыть не удалось.

СОФ данных видов выполняют следующие задачи:

—устанавливают и задерживают подозреваемых в совершении преступле­
ний;

—собирают доказательства, необходимые для принятия решений, направ­
ленных на изобличение подозреваемых и их привлечение к уголовной ответст­
венности, хотя бы только по эпизоду, по которому возбуждено уголовное дело;

—обеспечивают благоприятные условия для дальнейшего расследования по
делу;

—устанавливают соучастников и все эпизоды их преступной деятельности;

—собирают доказательства, необходимые для полного раскрытия и рассле­
дования всех преступлений, совершенных преступной группой;

—выполняют мероприятия по выявлению причин и условий, способство­
вавших совершению преступлений.

3. СОФ по расследованию конкретных преступлений. Задачами этого вида
СОФ являются:

—обеспечение правильного применения закона, чтобы каждый, совершив­
ший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один неви­
новный не был привлечен к уголовной ответственности;

—принятие всех процессуальных мер для осуществления правосудия;

—обеспечение полного возмещения материального ущерба;

—выявление причин и условий, способствующих совершению преступле­
ний, и принятие необходимых мер для их устранения.

Кроме перечисленных, существуют задачи организационно-тактического ха­рактера. К ним можно отнести:

- всесторонний и объективный анализ и оценку собранных по делу доказа­
тельств (с позиции их полноты, качества и т.д.) на первоначальном этапе рас­
следования;

- выбор направления расследования в сложившейся ситуации, форм, мето­
дов и средств его осуществления;

- разработку на базе полученных данных программы (плана) дальнейшей
деятельности, в том числе по выявлению неизвестных органам следствия пре­
ступлений;

- прогнозирование (на основе материалов расследования) предполагаемого
срока его завершения.

4. СОФ по раскрытию и расследования группы однородных преступлений.
Их разновидностями являются:

- СОФ по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных органи­
зованными преступными группировками, учитываемыми по линии УР или
ОБЭП;

- СОФ по раскрытию и расследованию массовых преступлений, совершен­
ных на почве обострения межнациональных отношений.

5. Специализированные, постоянно действующие СОФ, создаваемые для
раскрытия и расследования отдельных видов преступлений. В настоящее вре­
мя такие специализированные СОФ получили широкое распространение. В
системе МВД России они создаются для раскрытия и расследования краж из
квартир, грабежей, разбоев, вымогательства и других распространенных пре­
ступлений. Создаются и межведомственные СОФ по раскрытию и расследова­
нию умышленных убийств. Получили развитие межрегиональные и межведом­
ственные следственно-оперативные формирования по расследованию преступ­
лений, совершенных организованными группами преступников.

Следственно-оперативным формированиям присущ так называемый ситуа­ционно-операционный метод работы. При этом под криминалистической опе­рацией обычно понимают систему (комплекс) следственных действий, опера­тивно-розыскных и иных мероприятий, направленных на достижение доста­точно сложных промежуточных задач расследования, которые проводятся под руководством следователя на основе кооперации и разделения труда взаимо­действующих с ним субъектов.

Глава 22

Наши рекомендации