Классификация условных торможений и их примеры.
Автономная некоммерческая организация
«ПЕРМСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: « Физиология ВНД»
тема: «Примеры условных рефлексов и условных торможений»
Выполнила:
Студентка группы П-12-1з
Мизева С.Ю.
Проверила:
Третьякова М.В.
Пермь 2014
Классификация условных рефлексов и их примеры.
По природе раздражителя:
-генерализованный условный рефлекс
· Например: при выработке у животного условно-рефлекторного сгибания одной конечности в реакцию могут первоначально вовлекаться и другие.
· Например: котенок после того, как легко и быстро поймал птенца будет преследовать каждую встречную птицу. Но после того, как опыт безуспешных попыток схватить улетающих взрослых птиц заставит его бросить это напрасное занятие и сосредоточить внимание на поисках более доступной добычи.
· Например: «Пуганая ворона» со временем перестанет бояться не только безобидного куста, но даже человека.
- дифференцированный условный рефлекс
· Например: запах или голос хищника сигнализирует другому животному об опасности и дает ему возможность спастись.
· Например: вид или запах пищи предупреждает о ней и подготавливает пищеварительную систему к принятию ее, а форма или цвет других объектов, например, божьей коровки, указывает на их несъедобные качества.
· Например: человек долго работал на одном ноутбуке, вскоре если он поменяет ноутбук, а на новом расположение некоторых клавиш не совпадает с прежним, то по привычке человек будет нажимать на ошибочные клавиши.
По временным параметрам подкрепления условного сигнала выделяют
рефлексы:
- наличные рефлексы
· Например: алкоголикам в клинике незаметно вводят вещество, вызывающее рвоту, а когда оно начинает действовать дают понюхать водки. У них начинается рвота, и они думают, что это от водки. После многочисленных повторов у них наступает рвота уже от одного вида водки без этого вещества.
· Например: для того чтобы выработать у ребенка желательного поведения необходимо осуществлять подкрепление во время действия.
отставленные рефлексы
· Например: вырабатывается в тех случаях, когда подкрепляющая реакция присоединяется лишь по истечении некоторого времени. Поощрение ребенка за выполнение уже некой деятельности, за его стремление
следовые рефлексы
· Например: когда кошка охотится за добычей (мышкой).
· Например, если звонок будет звучать в течение 10—15 секунд, а затем через две минуты после его выключения давать собаке пищу, в этом случае собака будет проявлять пищевую реакцию не в момент звучания звонка, а при приближении того времени, когда она получает пищу.
Классификация условных торможений и их примеры.
внутреннее
· Угасательное торможение
Например: в комнате долгое время выключатель находился сверху, человек к этому привык, после того, как положение выключателя поменяли, со временем этот рефлекс будет угасать.
активное
· условный тормоз
Например: для дрессировки собак используют запрещающую команду «фу», она тормозит условный рефлекс, проявляющийся на другой условный раздражитель. В практике дрессировки условный тормоз используется для устранения ненужных действий собаки, мешающих дрессировке и использованию ее на службе. Но применение условного тормоза вызывает торможение не только ненужного действия собаки, но и других положительных условных рефлексов.
Поэтому запрещающая команда «фу» применяется только в необходимых случаях.
· дифференцированное торможение
Например: если домашнее животное услышит ласковый голос хозяина, она подбегает к нему, а когда в голосе хозяина звучит грубость , уходит подальше.
· запаздывающий
Например: если дрессировщик дает собаке команду «сидеть», собака будет сидеть до тех пор, пока не будет дана соответствующая команда.
Динамический стереотип
· Например: катание на лыжах, на коньках, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.
· Например: учащиеся путают понятия исток и приток реки, причастие и деепричастие и т.д. Иногда требуется как можно больше выполнять специально подобранные упражнения, чтобы научить учащихся точно различать сходные понятия, правила, законы и пр.