Миссия организации — система основных целей, которые ставит перед собой организация на определенный этап (период) ее деятельности и развития
Ценности, нормы и цели организационной культуры выступают средством реализации миссии организации в обществе.
Нормы могут найти свое официальное выражение в кодексе организации, где отражены правила поведения работников, а также существовать неофициально в виде образцов поведения, практикуемых на предприятии.
Образцы поведения формируют традиции, ритуалы, обычаи, производными от которых являются такие элементы культуры, как манера одеваться (дресс-код), а также язык, которым пользуются сотрудники предприятия или его подразделения.
Компоненты формулирования миссии
Основные компоненты формулирования миссии:
– продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей;
– категории целевых групп потребителей;
– применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителя;
– конкурентные преимущества;
– философия бизнеса.
Чтобы миссия могла выполнять свое предназначение, ее формулировка должна:
– быть лаконичной, динамичной, удобной для восприятия и отвечать ряду требований:
– быть реалистичной: вряд ли потребители позитивно воспримут идею провинциальной авиакомпании стать крупнейшей авиакомпанией мира, если она работает на старой технике;
– отражать социально-перспективные потребности общества, соответствовать принципам общественной нравственности, отвечать духу времени;
– быть конкретной, подходить именно этой компании и основываться на ее специфических особенностях, а также оставлять возможность развития предприятия в течение некоторого времени без изменения формулировки;
– быть простой, легкой для запоминания и воспроизведения, доступной для понимания людьми различного социального статуса и уровня образования, исключать возможность разночтений и двусмысленностей. Особенно важно скрупулезно подходить к переводу миссии с одного языка на другой;
– быть способной стимулировать персонал, внушать сотрудникам компании уверенность, что их работа важна; общественно полезна и облегчает жизнь клиентов;
содержать неявный намек на выгоду от использования продукции и услуг компании, работы в организации и сотрудничества с ней.
Классификация миссий
Миссии организации можно разделить на ряд групп в зависимости от их содержания и назначения (рис.1):
– миссия как общечеловеческое предназначение: «служить человечеству», «объединять людей», «делать жизнь людей лучше, удобнее, комфортнее», «заботиться о процветании общества» (компания «Филипс»: «изменим жизнь к лучшему», сеть аптек «36,6»: «нести здоровье и красоту людям»);
– миссия как главная стратегическая цель организации: «быть лучшими в мире», «завоевать рынок», «создать высшие ценности для наших клиентов и персонала», «иметь лучшие результаты» (компания «Nike»: «быть всегда на шаг впереди спортивной индустрии, определять направление ее развития в ближайшем будущем»);
– миссия как национальная идея— «народный автомобиль», «народный магазин», «в каждом доме — компьютер», «каждой семье — отдельная квартира», «каждому — сотовый телефон» (компания «Microsoft»: «компьютер на каждом столе, в каждом доме»);
– миссия как рекламная акция: «мы выпускаем лучшие изделия», «главное — забота о потребителе», «наши клиенты уверены в будущем» (компания «Петроальянс»: «предоставлять своим клиентам надежный, высокотехнологичный, качественный и экономически эффективный сервис»).
Рисунок 1. Миссии компаний
Миссия и философия (пример разработки)
Миссия компании «***>>
«***» защищает права собственников бизнеса и стремится быть доверенным советником для своих клиентов.
Мы стремимся к тому, чтобы наш бренд представлял символ гарантии качества для клиента, который может надежно полагаться на обещания «***».
Мы ориентированы на создание, развитие и сохранение долгосрочных партнерских отношений как в бизнесе, так и внутри компании.
Примеры формулирования миссии крупных компаний России показаны в таблице 1.
Таблица 1