Тема: Детерминанты развития

1. Охарактеризовать связи между наследственностью и средой в ходе развития человека.

  Наследственность– свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Среда– окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень её обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.    

2. Раскройте закономерности развития (приведите примеры).

Сформулируем основные закономерности этого процесса. 1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Рыбалко Е. Ф., 1990). Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте. Показано, что неравномерный, колебательный характер развития обусловлен нелинейной, многовариантной природой развивающейся системы. При этом чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания: высокие подъемы сменяются значительными спадами. В сложноорганизованных (высокоразвитых) системах колебания становятся частыми, но амплитуда их резко уменьшается. То есть сложная система как бы сама себя стабилизирует (Князева Е. Н., Курдюмов С. П., 1994). Система в своем развитии идет к единству и гармонии частей. Эти выводы подтверждаются данными о динамике развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и взрослого возрастов. С возрастом резко уменьшается перепад в развитии той или иной функции, но увеличивается частота колебаний (Развитие психофизиологических функций..., 1972; Степанова Е. И., 1995; Рыбалко Е. Ф., 1990). Таким образом, путем неравномерного или колебательного характера развития система поддерживает свою целостность и при этом динамично развивается. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Чем же она вызвана? Неравномерность — неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций. Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» — вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказываются разными. мнение ученых По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является особой закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации. Он же различает внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые (Анохин П. К., 1968). Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени. Значение и роль функции обусловливают и ее долговечность. Так, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как чувствительность к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции (Рыбалко Е. Ф., 1990). Приведенные факты подтверждают вывод П. К. Анохина об опережающих темпах созревания жизненно важных функций человека. 2. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости. 3. Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Б. Г. Ананьев понимал сенситивность «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и как следствие «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга» (Ананьев Б. Г., Дворя-шина М. А., 1968). Сенситивность возрастная — оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду. Кумулятивность развития — накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии. Дивергентность развития — многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения. Конвергентность развития — сходство, сближение, свертывание, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения. Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления. 4. Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя. 5. Дивергентность—конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.  

3. Дайте анализ механизмам развития, предложенным В.С.Мухиной и Л.С.Выготским-Д.Б.Элькониным.

    По Л.С.Выготскому-Д.Б.Эльконину:
  1. Социальная ситуация развития ребенка – исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества.
  2. Ведущий тип деятельности– та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном итоге приводит к их качественным изменениям.
  3. Кризис развития– переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, когда внутренний ход развития завершил какой-то цикл, и переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Сущностью каждого кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Источником возникновения кризиса является противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности.
  4. Психологическое новообразование– психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка; обобщенный результат этих изменений. Каждый возрастной период отличает специфическое для него психологическое новообразование, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Значимость понятия состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста.
По В.С. Мухиной: 1. Механизм идентификации (от позднелат. identificftio- отождествление) действует двумя способами – внешним и внутренним. Внешний способ отождествления назван В.С.Мухиной экстрариоризационной идентификацией, проявляющейся в том, что человек переносит свои чувства и мысли вовне – на другого человека или иной объект. Таким образом, человек «присваивает», делает своими внешние факторы. Внутренний способ отождествления – самоотождествление, назван интериоризационной идентификацией. Примеры: человек переживает «вчувствование» в другого человека, начинает говорить его словами, переживает его эмоции. Механизм обособления представляет собой процесс отстранения личности от определенных условий, обстоятельств, людей. Это процесс выделения личности из общей, недифференцированной атмосферы её существования. Способность к обособлению может выражаться в позитивных формах, таких как воздержании, защиты, сохранения индивидуальности.

4. Проанализируйте разные точки зрения о цели развития человека.

    По Аристотелю: -цель жизни состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта. По Спинозе: -цель человека в том, чтобы стать тем, чем ты являешься потенциально. По Дж.Дьюи: -цель человеческой жизни заключается в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства. Вывод: Проанализируя мнения зарубежных исследователей, можно отметить, что они признают наличие цели, определяющей процесс психического развития человека; Цель – максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «я».  

5. Дать психологический анализ каждого возрастного кризиса в рамках детерминант развития.

  Кризис 1года – литический связан со всплеском самостоятельности ребенка, становлением ходьбы, речи, аффективные реакции, остро реагирует на запреты. Выход: давать в меру пространство. Правила воспитания можно – нельзя. Кризис 3-х лет – имеет семь симптомов: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм. В результате данного кризиса 3-х лет формируется самостоятельность, независимость, инициативность. Поэтому кризис называется «Я – сам». Кризис 7 лет – литический. Условия – новые требования, новые правила, новый режим, смена социальной среды развития.    

Наши рекомендации