Разработка рекламного сообщения 4 страница
Другой причиной специалисты считают трудности с размещением социальной рекламы в российских СМИ:
(1) рекламодатели, работающие в области социальной рекламы, очедь часто получают отказ от размещения их продукта на телевидении, поскольку все время уже продано. И тем более невероятно сложно поставить социальную рекламу в прайм-тайм;
(2) в России очень мало внимания уделяется вопросу о том, что для разных типов целевой аудитории социальной рекламы необходимы различные информационные носители: Интернет, пресса, телевидение, радио, наружная реклама и т.д. Поэтому чаще всего бывает так, что социальная реклама, рассчитанная на специфическую целевую аудиторию, не доходит до своего адресата, поскольку идет не по тем коммуникационным каналам, с которыми эта аудитория непосредственно имеет дело.
Еще одной причиной отставания российского рынка социальной рекламы от западного являются различия в текущей социально-экономической обстановке. На сегодняшний день в России люди занимаются удовлетворением потребностей первых двух-трех уровней (если рассматривать пирамиду Маслоу), и для них намного более актуальны вопросы питания и пр., в связи с чем социальная реклама, ориентированная на экологию, защиту животных, образование и т.д., воздействует на них хуже.
Другой причиной можно назвать культурный уровень общества. Уровень жестокости, который нам подают российские СМИ, чрезвычайно высокий. Поэтому даже шокирующая социальная реклама не всегда оказывается достаточно эффективной.
И наконец, одна из главных причин неразвитости социальной рекламы — низкое качество технического и творческого исполнения. Художественный, идейный и креативный уровень продукции при этом оставляет желать лучшего. Поток банальщины, серости и пошлости, который в итоге обрушивается на нас под видом социальной рекламы, оказывает обратный должному эффект. Социальная реклама —- дело тонкое. Здесь гораздо больше ценны свежесть мысли, неожиданность образа, чистосердечие, искренность, чувство солидарности. Способность поставить себя на место адресата и обращаться от его лица к нему же. Не менее важно также оставить возможность разработчикам для гражданской самореализации и самостоятельного поиска тем для социального творчества и попутного осуществления мониторинга настроений общественного сознания снизу. В конечном счете все это отражается на результате.
Таким образом, говорить о развитии социальной рекламы как отдельном направлении рекламной отрасли в России вообще рано. Пока рекламный бизнес и власть не договорятся о понятных и прозрачных принципах сотрудничества, не разработают нормативно-правовую базу, рассчитывать на появление качественной социальной рекламы не приходится.
О том, что нам необходима тщательно продуманная стратегия развития социального рынка рекламы, задумались и на уровне Госдумы. Конечно, в обсуждении этих правил должны участвовать и государство, и бизнес, и некоммерческий сектор. При этом лидирующая роль должна принадлежать государству. Именно оно должно выступать в роли заказчика и координатора процесса создания и реализации социальной рекламы.
Подводя итог рассмотрению становления социальной рекламы, хотелось бы отметить, что тенденции, которые в современной науке и публицистике именуются постиндустриальными, глобализационными, постепенно становятся частью жизни и в России. Поэтому рассмотренные выше черты российской социальной рекламы сейчас постепенно меняются. Приходит понимание, что социальной рекламой должно и может заниматься не только государство, но и бизнес и общество. Формируется гражданское общество, и есть все основания считать, что Россия сможет наверстать упущенное и идти в ногу с современными западными тенденциями.
1.5. Планирование социальной рекламной кампании
Рекламная кампания (РК) — основной инструмент реализации заказчиком своей рекламной стратегии, один из элементов тактического планирования рекламной деятельности. Контроль рекламной деятельности рекламодателя будет эффективен, если он правильно организован в ходе проведения рекламных кампаний. Такой многогранный подход к одному и тому же понятию неудивителен. Ведь рекламная кампания, как подчеркивает Е.В. Ромат, органично содержит в себе все элементы системы управления рекламной деятельностью: и планирование, и организацию, и контроль, и информационное обеспечение. Более того, в ходе проведения рекламной кампании для достижения поставленной цели зачастую используются приемы и методы других форм маркетинговых коммуникаций: паблик рилейшнз, сейлз промоупш, выставок и т.п. [7, с. 459].
Мнения многих авторов относительно рекламной кампании схожи. У. Уэллс, Дж. Вернет и С. Мориарти определяют рекламную кампанию как «комплекс взаимосвязанных, скоординированных действий» [10, с. 615]. Приведем весьма точное и емкое определение, содержащееся в книге «Основы рекламы»:
Рекламная кампания представляет собой комплекс взаимосвязанных рекламных мероприятий, охватывающих определенный период времени и направленных на достижение рекламодателем конкретной маркетинговой цели [8, с. 170].
Продолжительность рекламной кампании зависит от поставленной цели, особенностей объекта рекламирования, масштабов кампании. Проведение социальной рекламной кампании требует тщательной ее подготовки. Она начинается с обоснования необходимости и целесообразности ее проведения,
Социальную рекламную кампанию рекомендуется проводить в следующей последовательности:
(1) ситуационный анализ;
(2) определение целей РК;
(3) определение целевой аудитории;
(4) формирование бюджета РК;
(5) выбор рекламных средств и носителей рекламы;
(6) разработка рекламных обращений;
(7) осуществление РК;
(8) оценка эффективности РК.
Ситуационный анализ
Ситуационный анализ (или предплановый анализ) — очень важный этап процесса планирования рекламной кампании, так как недостаточная либо неправильная информация о различных факторах, влияющих на эффективность рекламной деятельности, может затруднить качественное планирование и осуществление рекламных мероприятий.
Ситуационный анализ должен включать следующие работы:
• проведение социологических опросов, направленных на изучение отношения общественности к каким-либо социальным проблемам, социальным ценностям, к органам государственной власти и т.д.;
• сбор и анализ информации о потенциальных потребителях рекламной информации;
• маркетинговые исследования рынка рекламной продукции и услуг;
• анализ результатов проводимых ранее социальных рекламных кампаний.
Цели рекламной кампании
Правильное определение целей РК во многом обеспечивает ее успешное проведение. Цели рекламы могут быть разнообразными. Основные, наиболее часто преследуемые цели социальной рекламной кампании — профилактика, информирование, предложение способов решения проблемы, формирование и закрепление социально одобряемых моделей поведения и пр.
Планирование социальной (как и коммерческой) кампании немыслимо без определения целей коммуникации. Чтобы достичь желаемого успеха, необходимо ставить максимально конкретные цели. Такая на первый взгляд очевидная истина на практике не всегда сопутствует управленческим решениям.
Потеря инструментов контроля за течением кампании и показателей ее эффективности происходит из-за размытости формулировок, неумения оценить реальность при постановке целей. Коммуникативные цели социальной кампании находятся в пропорциональной зависимости от стратегических целей и тенденций развития соответствующей проблемной области. Такие цели выступают в роли своеобразного полководца, ведущего кампанию к заветной «победе» над проблемной областью человеческих отношений. Самостоятельные средства рекламы и связей с
общественностью здесь выступают в роли неких флангов тяжелой артиллерии, реализующих победоносное наступление.
Цели социальных рекламных кампаний. Согласно Федеральному закону «О рекламе» основными целями социальных программ становятся содействие достижению благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Все многообразие конкретных целей социальных рекламных кампаний можно классифицировать следующим образом:
• информирование общественности о социальных инициативах властных структур;
• формирование массовой осведомленности о существующих проблемных сферах социокультурного развития;
• привлечение общественных сил и мотивация меценатов и спонсоров к решению социальных проблем;
• изменение отношения широких групп общественности к какой-либо социально значимой проблеме;
• коррекция и формирование новых социальных ценностей;
• коррекция поведенческих моделей общества относительно значимых аспектов социокультурного развития.
Цели коммуникации
Цели коммуникации — это необходимость достижения эффектов коммуникации, значимых для конкретной рекламной кампании (рис. 1.9).
Цели коммуникации | = | Эффекты коммуникации | + | Заданная реакция аудитории | |
Рис. 1.9., Цели коммуникации
Выделяют два варианта «заданных реакций» потребителя аудитории целевого воздействия:
(1) информированность о социальной программе;
(2) убежденность — предполагает не только качественное восприятие и усвоение информации, но и готовность к ответной поведенческой реакции.
Между информированностью и убеждением существует иерархия (рис. 1.10).
Познание, | Эмоции, | Поведение, | |
когда мнение побуждает к действиям | | |||
когда знание влияет на мнение | |||
когда просто узнаешь о чем-либо |
Рис. 1.10. Иерархия целей коммуникации
Эффекты коммуникации. Цели коммуникации формируются с помощью так называемых «эффектов коммуникации».
Эффекты коммуникации — это относительно прочные мысленные ассоциации, связанные с соответствующей областью проблем социокультурного развития. Такие эффекты не только предопределяют общественную позицию по отношению к соответствующей проблеме, но и во многом формируют поведенческую модель неравнодушных лиц.
Здесь важно отметить, что в модель неравнодушия могут входить звонки по открытой телефонной линии, обсуждение проблем с близкими, перечисление на указанный счет материальных средств. Однако для привлечения крупных материальных инвестиций необходимо формирование рационалистической мотивации.
Эффекты коммуникации неизменно возникают при контакте потребителя с любой формой маркетинговой коммуникации (это и рекламная акция, и средства наружной рекламы, и пр.). Всего выделяют пять эффектов коммуникации:
(1) осознанность важности — понимание того, что участие в конкретной социокультурной программе необходимо для снятия ощущаемого несоответствия между настоящим и желаемым состоянием дел, т.е. для удовлетворения какой-либо внутренней психологической потребности в реализации чувств любви, долга, взаимопомощи, поддержки слабых и пр.;
(2) осведомленность об актуальных способах влияния — способность идентифицировать качество проблемной ситуации и доступные для конкретного человека пути ее коррекции в объеме, достаточном для совершения направленного действия.
Осведомленность характеризуется двумя процессами: • узнавание (возникает при непосредственном контакте с проблемной ситуацией, что продуцирует эмоциональную
потребность в содействии ее решению). Как правило, это ситуации, предполагающие осознаваемо незатратное добровольное участие отдельных лиц в силу имеющихся материальных и временных возможностей.
Следует различать характер осведомленности для совершенствования механизмов реализации социальных программ. Так, узнавание стимулируют POS-материалы, промоакции. Это мощнейший механизм реализации социальных программ, имеющих весьма широкое значение для общества или требующих незначительных средств (импульсивное меценатство), например: сбор средств на строительство храмов, медицинских центров, донорство, помощь нищенствующим и т.п.; • припоминание (возникает из внутренней потребности участия в решении проблемной ситуации, т.е. пути решения проблемы обдумывают до принятия решения о непосредственном участии). Припоминание усиливается средствами телевизионной, радиорекламы, с помощью печатных средств информации, адресной рассылки;
(3) отношение к социальной программе — субъективная оценка адресатом рекламного воздействия способности предлагаемой акции (проекта) разрешить означенную проблему и одновременно удовлетворить актуальные внутренние потребности (материального или эмоционального значения);
(4) намерение оказать содействие — решение адресата принять активное участие в рекламируемой социальной программе или предпринять иные действия, связанные с проявлением доброй воли в реализации социально ориентированных мероприятий;
(5) содействие реализации социальных программ — создание уверенности целевых адресатов в том, что ничто не затрудняет реализацию социальных идей и начинаний. Пошатнуть такую уверенность очень легко: прежде всего это недоверие рекламодателю и рекламораспространите-лю, непринятие рекламного обращения, труднодоступ-ность каналов и средств реализации доброй воли, неприветливость агентов социальных программ и пр.
«Осведомленность» и «отношение» можно назвать универсальными эффектами социальньж коммуникаций (табл. 1.2). При реализации любой кампании необходимо особое внимание уделять именно данным эффектам.
Таблица 1.2 Роли средств рекламы и продвижения в отношении эффектов осведомленности и отношения
Средства коммуникации и продвижения | Осведомленность | Отношение | ||||
Узнавание | Припоминание | Высокая вовлеченность/ информационная мотивация | Низкая вовлеченность/ трансформационная мотивация | Низкая вовлеченность/ информационная мотивация , | Высокая вовлеченность/ трансформационная мотивация | |
Телевидение | + | + | — | + | + | + |
Кабельное ТВ | + | + | + | + | + | + |
[Радио | — | + | — | Огр. | + | Огр. |
Газеты | Огр. | + | + | Огр. (цвет) | + | Огр. |
Журналы | ' + | Огр. (частота выхода) | + | Огр. | + | + |
Наружная реклама стационарная | + | Огр. | Огр. (кол-во информации) | Огр. | + | + |
Реклама на транспорте | + | Огр. | Огр. | Огр. | + | + |
Связи с общественностью | Огр. | Огр. | + | + | + | + |
POS-материалы | Огр. | Огр. | — | + | + | + |
Спонсорство | + | + | Огр. | + | + ' | + |
Паблисити | Огр. | Огр. | + | Огр. | + | Огр. |
Бесплатные об-разцы | Огр. | Огр. | • + | + | + | + А |
Примечание: «+» — средство коммуникации подходит для достижения данной цели; «—» — средство коммуникации не подходит для достижения заданной цели; «Огр.» — средство коммуникации подходит, но с ограничениями.
Без достижения осведомленности о программе потенциальные меценаты не смогут ее идентифицировать. Отношение позволяет меценату ассоциировать социальную акцию с предлагаемыми ею выгодами и создать собственное мнение об этих выгодах. Поэтому только достижение данных эффектов способно побудите потенциального мецената совершить целевое действие.
Из табл. 1.2 следует, что в случаях, когда необходимо добиться одной или обеих форм осведомленности о проекте, оптимальным решением является телевидение (в том числе кабельное) и спонсорство.
По различным формам отношения рекомендации немного сложнее:
(1) высокая вовлеченность / информационная мотивация:
• средства рекламы: телевидение и радио не подходят; кабельное телевещание может использоваться, но ролики должны быть оригинальными по формату; оптимальным средством становятся печатные средства массовой информации;
• средства продвижения не в полной мере соответствуют поставленным задачам. Так, POS-материалы не могут использоваться из-за непродолжительности контакта с ними; спонсорство подходит только для продвижения одной-двух выгод проекта; остальные средства хороши только для сложных информационных сообщений;
(2) низкая вовлеченность / трансформационная мотива
ция:
• средства рекламы: наиболее эффективным средством является те левидение;
• средства продвижения: теоретически могут использоваться все средства, кроме паблисити. Но на практике средства BTL в отношении данной аудитории не используются, так как не способны обеспечить достаточное количество эффективных контактов;
(3) низкая вовлеченность / информационная мотивация: мо
гут использоваться практически все средства рекламы и
продвижения (но POS-материалы могут выступать только
вспомогательным средством);
(4) высокая вовлеченность / трансформационная мотивация:
• средства рекламы: наиболее эффективны радио и печатные средства массовой информации;
• средства продвижения: все инструменты (кроме паблисити) можно считать универсальными. Более того, в отношении данной аудитории самое большое значение имеют личные обращения от селебрити к конкретному лицу или группе людей.
Целевая аудитория
При разработке РК необходимо определить целевую аудиторию — людей, которьк можно охватить определенным средством рекламы и определенным обращением. В отличие от коммерческой рекламы, где целевая аудитория более узкая и включает только тех людей, которые действительно могут стать, потребителями рекламируемого товара, аудитория социальной рекламы — это более широкий круг лиц. Потребители социальной рекламы структурируются чаще всего по социальным основаниям.
Определение проблемы и целей социальной кампании. Определение проблемы и целей социальной кампании обусловливает выбор целевых аудиторий. Надо разделить потенциальную аудиторию на относительно однородные подгруппы и выбрать одну или несколько групп как основу для разработки программы социальной рекламы. Например, программа борьбы с курением для подростков может отличаться от такой же программы для взрослых курильщиков, уже имеющих проблемы со здоровьем. Нужно также хорошо понимать выбранную целевую аудиторию. На этом этапе специалисты по социальной рекламе проводят личные интервью с членами группы, наблюдения и исследования для того, чтобы лучше узнать ее интересы, отношение к предлагаемому изменению поведения, какими средствами информации пользуется группа и другие сведения, полезные для программы социальной рекламы.
На данном этапе необходимо следующее:
• выявление статуса и роли: четкое представление о целевой аудитории оказывает определяющее влияние на решение о том, что, как, когда, где, от чьего имени сказать;
• определение желаемой ответной реакции.
Динамика основных состояний сводится обычно к трем уровням:
(1) познание — осведомленность / неосведомленность, зна
ние / незнание;
(2) эмоции — благорасположенность / недоброжелатель
ность, предпочтение / нейтральность, убежденность / от
сутствие ценностей направленности;
(3) поведенческое проявление — совершение действия / не
решительность.
Определение целевой аудитории. Основную проблему определения целевой аудитории социальной рекламы составляет необходимость удержаться как от излишне мелкого сегментирования, так и от излишне общего. Стоит признать, что современная реклама часто грешит именно отсутствием четкого адресата обращения. Зачастую реклама обращается достаточно пространно: ко всем, «к людям старше 18 лет» и т.п. Однако далеко не всегда подобное описание целевого сегмента можно считать корректным. Более того, рекламная концепция, реализующая обращение к целевой аудитории «все, все, все», чаще всего воплощает нечто безликое и, значит, безынтересное. Такая социальная реклама рискует быть неэффективной. Современное общество (особенно платежеспособная часть молодежи, людей среднего возраста с присущим им стремлением к индивидуализму) воспринимает обращения «для всех» как «это меня не касается».
При выборе целевой аудитории необходимо постараться мысленно представить себе адресата целевого воздействия: как он выглядит, чем увлекается, какой образ жизни ведет, зачем ему необходимо участие в конкретной социальной программе. Необходимо учитывать и психологический портрет аудитории. Кроме традиционных мотивов, заимствованных из социально-психологической школы (А. Маслоу, 3. Фрейд и др.), рекламисты выделяют две группы основных целевых мотивов:
(1) информационные (т.е. имеющие негативную природу) побуждения — характерны для меценатских проектов:
• снятие проблемы;
• избежание проблемы;
• неполное удовлетворение;
• приемлемость избегания проблемной ситуации (например, получение несущественных налоговых поощрений, упоминание в средствах массовых коммуникаций и пр.).
Эти мотивы преобладают в поведении человека, так как актуализация какой-либо личностно значимой проблемы лучше всего стимулирует к активному действию. Выбор ведется только между отдельными мероприятиями внутри выбранного направления. В таких рекламных обращениях следует лишь напоминать о существующей проблеме, заставляя адресатов запомнить «оптимальное» решение. В качестве такового может выступать только активное направленное действие, по факту завершения которого меценат должен удостовериться в его результативности. Таким образом, меценатские проекты всегда нуждаются в сопровождении вербальными и материальными воплощениями разрешения проблемной ситуации.
Поэтому при продвижении социальных программ информационного выбора особое внимание необходимо уделять методам ATL-рекламы (прямой): радио, ТВ, средства наружной и печатной рекламы. Кроме того, особое внимание должно уделяться информационному освещению результатов осуществленных проектов; (2) трансформационные (позитивные мотивы) побуждения —
руководят спонсором, желающим приобрести что-либо
взамен своих намерений:
• сенсорное удовлетворение (например, приятно видеть благодарные лица, городские клумбы цветов и пр.);
• профессиональная стимуляция;
• социальное одобрение.
Позитивные мотивы целевой группы всегда нуждаются в усилении рекламными средствами. Трансформационно ориентированные предложения не являются для адресата высоко значимыми. Как правило, если мимолетное желание поддержать какой-либо благотворительный проект не реализуется немедленно, то через непродолжительное время мы можем и не вспомнить о нем. Поэтому для подобных акций особенно важными оказываются средства BTL-продвижения.
Бюджет рекламной кампании
Формирование бюджета РК способствует наиболее выгодному распределению финансовых средств, удерживая расходы в заранее определенных рамках. При формировании бюджета социальной рекламной кампании должны учитываться: статус заказчика рекламы (некоммерческие организации, различные ассоциации, государственные структуры, коммерческие предпри-
ятия); финансовые возможности рекламодателя; география распространения рекламы; издержки различных альтернатив (например, цена телерекламы по сравнению с радиообъявлениями и объявления в журналах); изменения цен на рекламу в средствах ее распространения и другие факторы.
Рекламные средства и носители рекламы
Процесс выбора рекламных средств и носителей рекламы состоит из следующих этапов:
(1) принятие решения о широте охвата, частоте повторения и силе воздействия рекламы;
(2) выбор конкретных типов средств распространения рекламы;
(3) выбор конкретных носителей рекламы;
(4) принятие решения о графике использования средств;
(5) составление медиаплана.
Специалист, планирующий использование средств распространения рекламы, должен знать, какой широтой охвата, частотой и силой воздействия обладает каждый из основных средств распространения.
Выбор рационального канала распространения рекламных посланий предполагает проведение t специальной работы, анализирующей каналы массовой информации по следующим критериям:
• охват (т.е. до какого возможного числа адресатов удастся донести послание при обычных средних условиях);
• доступность (иными словами, можно ли восцользоваться данными каналами в любой нужный момент, а если нет, то насколько возникшее ограничение снизит эффективность рекламы);
• стоимость (общие расходы на одну публикацию (передачу) данного рекламного послания, скидки на многократность, стоимость одного рекламного контакта с учетом тиража (числа зрителей, слушателей);
• управляемость (т.е. получит ли заказчик возможность передавать по этому каналу сообщения именно той целевой группе воздействия, которая необходима);
• авторитетность (насколько данный канал пользуется уважением со стороны потенциальных получателей рекламной информации).
Основные характеристики средств распространения рекламы представлены в табд, 1,3.
Таблица 1.3
Преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы
Средство рекламы | Преимущества | Недостатки |
2 | ||
Газеты | Оперативность, многочисленность аудитории, относительно низкие расходы на один контакт и др. | Кратковременность существования, низкое качество воспроизведения, незначительная аудитория «вторичных читателей», помещается рядом с рекламой других отправителей |
Журналы | Высокое качество исполнения и цветопередачи, длительность существования, многочисленность «вторичных читателей», престижность, высокие избирательные возможности специализированных изданий | Длительный временной разрыв между покупкой места и появлением рекламы, соседство рекламы конкурентов, высокая стоимость рекламы, технология производства журналов не позволяют оперативно вносить изменения |
Телевидение | Широта охвата, многочисленность аудитории, высокая степень привлечения внимания, объясняющаяся сочетанием изображения, звука и движения; высокое эмоциональное воздействие; возможность выбирать конкретную целевую аудиторию в разнообразных тематических программах | Высокая стоимость ее производства и трансляции, перегруженность рекламой, мимолетность рекламного контакта, сложно производить изменения в тексте или изображении рекламы |
Радио | Массовость аудитории, оперативность выхода в эфир, частотность, относительно невысокий уровень рекламных тарифов, вездесущность, доступность изменения как текста рекламы, так и плана ее звучания в эфире | Ограниченность звукового представления, кратковременность рекламного воздействия |
[ Наружная реклама | 1 Широкий охват аудитории, частотность, гибкость, относительно невысокая стоимость одного контакта, высокий уровень воздействия на аудиторию, как правило, слабая конкуренция (по соседству) | Отсутствие избирательности аудитории, зависимость качества изображения от влияния атмосферных явлений, большие сроки, необходимые на проведение кампании с использованием данного медиаканала |
1 Реклама на транспорте | Многочисленность аудитории, возможность надолго удержать внимание получателя (внутрисалонная реклама), гибкость, широкий охват, возможность расширения географии целевой аудитории | Краткосрочность контакта (наружная реклама на транспорте), достижение только специфических аудиторий (работающие мужчины и женщины, студенты, пенсионеры —. для внутрисалонной рекламы) |
1 Реклама в кинотеатрах | Сила воздействия, зрелищность и запоминаемость, точное целевое воздействие, высокое качество взаимодействия с публикой | Дороговизна рекламного контакта, ограниченный охват аудитории, навязчивость |
Печатная (полиграфическая) реклама | Высокое качество воспроизведения, значительная продолжительность контактов у некоторых носителей (плакаты, настенные и карманные календари), отсутствие рекламы конкурентов на конкретном рекламном носителе и др. | Высокие издержки на печатную рекламу в 1 сопоставлении с охватываемой аудиторией, образ «макулатурности» |
Выставки и ярмарки | Наглядность демонстрируемых изделий и возможность их показа в действии, возможность мгновенного установления деловых контактов, положительное воздействие элементов «праздничной атмосферы» | Высокая стоимость организации и участия, 1 сравнительно редкая периодичность, недостаточно широкий региональный охват представителей групп целевого воздействия |
Окончание табл. 1.3