Оценивать результаты своей деятельности
Важными для успешной учебы являются умения ставить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждающих ребенка учиться, можно использовать разнообразные приемы — от похвалы до награждения специальными символами, с помощью которых отмечаются достижения.
Символ успеха можно придумать совместно. Ученики начальной школы и старшеклассники с удовольствием используют линейки достижений и лестницу успеха для самооценивания и фиксации результатов.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится переживать за свои неудачи. Такому школьнику особенно важно научиться видеть даже малейшие достижения, неотмеченные оценкой, которую поставил учитель. Конечно, приятно, когда стоит «5», но как часто приходится слышать от учеников: «Учил, учил, а меня не спросили». Или: «Я так готовился к диктанту, но все равно получил тройку!» Случается, что отметка не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но ведь оценка — это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой — вот то, что действительно пригодится в жизни.
Линейки достижений позволяют увидеть не только (и не столько!) улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены. Такие линейки мы рекомендуем использовать каждый день. Таким образом ребенок сможет всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями.
Лесенки успеха используются на каждом занятии. В конце занятия ученикам предлагается «поставить» себя на какую-нибудь из ее ступенек (самая верхняя ступенька — наилучшие результаты в учебе). Таким образом, важно, чтобы оценка собственного труда ребенком стала действительно ЕГО оценкой (выбрал верхнюю ступеньку не потому, что это будет приятно учителю, и не потому, что ее выбрало большинство детей, а потому что сегодня сам доволен своей работой!).
1. «Линейка достижений».Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достиже-
Логопедические занятия
ний. Каждому ребенку дается карточка, например такого содержания:
Я научился выделять из слова гласные звуки
О 5
Я старался
О 5
Какую оценку я сам себе поставлю
О 5
* Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания. Ученик начинает реально прогнозировать оценку за выполнение задания.
2. «Оцени работу сам!»Логопед, планируя проведение диктанта, готовит для каждого ученика индивидуальную линейку оценки. Параметрами оценки работы являются «проблемные моменты» письма данного ученика. По окончании диктанта дети проверяют написанный текст и делают отметки на линейках.
* Отметка (звездочка, крестик, точка), поставленная на горизонтальной линии, обозначает хороший уровень работы, т. е. ошибок нет, возможны исправления, сделанные в процессе письма; выше горизонтальной линии — ошибок и исправлений нет, Работа безупречна; ниже — есть ошибки, они исправлены при Итоговой проверке.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Логопедические занятия
3. «Достижение целей». Логопед предлагает детям за
писать на страничке целей в тетради такое предложе-
ние: «Я могу правильно написать сто слов с безударным
гласным в корне». (Вместо «Я могу» можно написать
«Я хочу».) На протяжении нескольких занятий дети вы
полняют разнообразные упражнения по этой теме, а ло
гопед, проверяя работу, подсчитывает количество пра
вильно написанных слов и результат записывает цифрой
на страничке целей.
* Ученики, которые напишут 100 слов правильно, удостаиваются аплодисментов группы. Они вправе гордиться собой!
Вариант: «Я хочу правильно написать 100% слов с безударными гласными в приставках». Ученик получает карточку с некоторым количеством слов, выполняет задание, а потом вместе с логопедом высчитывает результат в процентах.
4. «Карта самонаблюдений». Этот интересный инстру-
мент сопровождения был придуман в Бельгии. Карту са-
монаблюдений составляет и ведет ученик самостоятель-
но. Логопед и психолог, объясняют детям цель ведения
такой карты и демонстрируют образец. Учащиеся, выде-
ляя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.),
вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблич
ки. В конце каждого занятия (обычно в начале работы по
описываемой программе) ученики делают отметки ((+)
или (-)) в карте. Когда таблица заполняется, подводятся
итоги: «Кто может сказать, что стал аккуратнее?», «У
кого укрепилась сила воли?», «Кто заметил, что стал
активнее на занятиях?». Ученик сообщает о своих ре-
зультатах только в том случае, если сам этого захочет.
Карта самонаблюдения может быть помещена в портфо-
лио (в раздел «Я учусь учиться», если минусов еще дос-
таточно много, или в раздел «Мои достижения», если в
карте преобладают плюсы).
Образец карты самонаблюдений
Я на занятии | Дата отметки | |||||
Слушал внимательно | ||||||
Поднимал руку | ||||||
Писал, используя секреты грамотного письма | ||||||
Следил за порядком на столе | ||||||
Соблюдал порядок в тетради |
5. «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка — себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и поэтому сдал логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке.
* Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.
6. «Я так чувствую...» Подводя итоги занятия, логопед может попросить детей нарисовать на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Логопедические занятия
«Точка» — на занятии все было понятно.
«Знак вопроса» — осталось ощущение, что что-то непонятно.
«Восклицательный знак» — все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые.
«Многоточие» — тема кажется непонятной.
* Этот прием является одним из средств обратной связи, вызывает рефлексию у детей. Не стоит без согласия ребенка «озвучивать» тот знак, который он поставил в конце занятия. Если эта информация остается «закрытой», то можно надеяться на искренность ответов учащихся.
МОДУЛЬ Е