Антропоцентрическая лингвистика
Обращение к человеческому фактору – антропоцентрическая научная парадигма. Проходит через многие разделы лингвистики. Важный момент в развитии лингвистике, так как всё до этого было имманентной лингвистикой, язык изучался сам по себе и для себя (как по Соссюру).
Рассматривает язык в тесной связи с человеком. Эта традиция, как и сам проект создания науки о языка на антропологической основе была предложена ещё Гумбальдтом.
Гумбальдт:
Специфическая особенность языка - язык есть та специфическая особенность человека, присуща только ему, что делает человека человеком. Это образующий фактор человека. Язык – единая духовная энергия человека.
Из этих идей Гумбальдта можно сделать два вывода:
1) Невозможно полностью познать природу человека, не изучая язык.
2) Невозможно понять природу языка, не обращаясь к человеку
Предполагается создание единой теории языка и человека, за чем стоит решение многих вопросов. Соотношение языка и мышления, языка и культуры, языка и физиологии, языка и психики и т.д
Два круга проблем:
1) Выяснение того, как человек влияет на язык.
2) Выявление того, как язык влияет на человека, его мышление, его культуру.
Учёные обратились к изучению языковой картины мира, тогда и появился новый стимул.
Языковая картина потянула за собой выяснение того, что такое языковая личность.
Языковая личность – личность, выраженная в языке или текстах через язык, которую мы в основных чертах можем реконструировать при помощи языковых средств и эта личность, способности и характеристики которой обусловливают создание человеком речевых произведений.
Такое определение дал отечественный лингвист Караулов.
Носит интердисциплинарный характер.
Караулов считает, что к изучению языковой личности можно подходить тремя путями:
1) Путь изучения психологии языка и речи.
2) Лингводедактический. Идем от тех закономерностей, лежащих в основе научения языку, как мы обучаемся языку.
3) Изучение текстов художественной литературы.
В зависимости от этих аспектов, получаем несоклько специализированое понимание языковой личности.
Психолингвистика сосредоточилась на проблеме порождения и восприятия речи
Когнитивная – способы хранения знаний о языке, переработке.
Когда же предпринимаются попытки интегрировать эти направления, это представляет собой следующую структуру языковой личности, Караулов:
1) Имеет уровневую структуру:
o вербально-семантический уровень или системно-структурный
o лингво-когнитивный или тезаурусный уровень
o мотивационный или мотивационно-прагматический
Эти три уровня поддерживаются представлениями о трех уровнях, принимающих участие в процессе восприятия и понимания, формирующий, реализующий и побуждающий. На каждом из трех уровне существуют как временные, так и вневременные (изменчивые\неизменчивые) формирования, которые определяют структуру каждого уровня.
Вербально-семантический имеет такие образования, как семантический тип и стандартная\устойчивая связь вербально-семантических ассоциаций. – вневременные образования. Тип языка в данном случае – организация лексика по тематическим полям, группам.
На лингво-когнитивном – картина мира из концептов, инвариантная картина мира.
На мотивационном уровне – наши коммуникативные потребности.
На каждом уровне есть свои единицы.
На вербально-семантическом уровне – слово, связанное синтагматическими и парадигматическими отношениями.
На лингво-когнитивном – понятия и концепты. Их отношения – координатными, подчинительными. Отражают картину миру.
На мотивационном уровне – некие коммуникативные потребности личности, обусловленные некими экстралингвистическими факторами.
Караулов считает, что модель языковой личности возникает на пересечении четырех составляющих языка:
1) лексикона
2) граммматикона
3) семантикона
4) прагматикон
первые две – полностью включаются в вербально0-семантический уровень, а другие частично.
Тезаурус так или иначе включен во все уровни.
Полное описание предполагает описание семантико-строевую организацию, реконструировать языковую модель и тезаурусную модель личности, и попытаться установить доминанты в жизни данного человека.
Эти уровни разной природы. Поэтому и прямые соответствия между единицами этих уровней установить сложно. Без дополнительной информации говорить тяжело об их связи.
Караулов считает, что национальная специфичность пронизывает все уровни языковой личности. Ставит знак равенства между историческим, инвариантным и национальным.
Возникает вопрос о двуязычии и многоязычии.
Эту трехуровневую модель пытались доработать
Ввести ещё два уровня, но без успехов. 1) моторико-артикуляционный 2) эмоциональный
Но до сих пор остается 3х уровневая модель.