Тема Психология больших социальных групп

Основные понятия: толпа, демонстрация, публика, митинг, аудитория, социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы, политические партии, социальный тип личности, национальное самосознание личности, паника, заражение, внушение, подражание, суггестия, суггестор, суггеренд, контрсуггестия, конформность, общественное мнение, общественное настроение, этноцентризм, этнопсихология, реклама, мода, пропаганда, слухи, политическое сознание.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблематика, теоретические и методические принципы исследования больших групп в социальной психологии.

2. Классификация больших социальных групп.

3. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных (толпа, демонстрация и т.п.) и временных полуорганизованных (публика, митинг, аудитория и т.п.) больших групп.

4. Изменения в социальной структуре общества и динамика психологических особенностей устойчивых и стихийных больших групп.

5. Роль средств массовой информации и коммуникации. Реклама. Мода. Пропаганда. Слухи.

6. Социально-психологические механизмы возникновения и динамики толпы.

7. Поведение личности в толпе. Понятие паники.

8. Структура психологии устойчивых организованных больших групп (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы, политические партии и т.п.).

9. Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания, потребностей, интересов, ценностей, норм поведения.

Задания для самостоятельной работы:

1. В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой? Обоснуйте свой ответ.

2. Как люди реагируют на присутствие большого числа других людей? Почему?

3. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Главные отличительные признаки находящегося в толпе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательных мотивов, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным аппаратом.

Какая психологическая концепция лежит в основе этого утверждения?

4. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Толпа импульсивна, изменчива и возбудима... Импульсы, которым она повинуется, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

Согласны ли вы с предложенной трактовкой? Почему?

5. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Чувства толпы всегда просты и весьма гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни неуверенности. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.

Чем, на ваш взгляд, объясняется страх человека перед толпой?

6. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Так как толпа в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу... От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина.

Управляемы ли большие массы людей?

7. Самостоятельно изучите понятия: «толпа», «масса», «аудитория», «публика» (по публикациям Г.М. Андреевой, Г. Лебона, Г. Тарда и др.). Проанализируйте основные различия между этими понятиями.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376с.

2. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб., 1999. – 592с.

3. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Пер. с англ. – М., 1998.

4. Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования больших социальных групп // Методологические проблемы социальной психологии. М., - 1975. С. 45-58.

5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. – 304 с.

6. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психол. журнал – 1990. Т. 11. - № 5. – С. 3-16.

Internet-ресурсы:

1. http: // www.myword.ru– библиотека психологической литературы

2. http://www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm – «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник

http://psi.webzone.ru/ – Психологический словарь

Наши рекомендации