Основные зарубежные и отечественные концепции психического развития
Цель:Сопоставительный анализ основных концепций психического развития и факторов психического развития: зарубежный и отечественный варианты развития возрастной психологии
Вопросы:
1. Основные зарубежные концепции (теории) психического развития к. 19 – 20 вв.: когнитивная концепция (генетическая); психоаналитическая концепция; бихевиористическая концепция; гуманистическая концепция; психосоциальная (эпигенетическая) теория развития личности.
2. Отечественные концепции психического развития: общая характеристика (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
3. Концепция культурно-исторического развития человека Л.С.Выготского.
· Источники, условия, движущие силы психического развития по Л.С.Выготского
· Концепция развития высших психических функций
· Основные понятия, описывающие возрастные особенности развития психики по Л.С. Выготскому
· Проблема соотношения обучения и развития. Понятие зоны актуального и ближайшего развития.
Ключевые понятия: культурно-историческая концепция, социальная ситуация развития, новообразование, самосознание, высшие психические функции, интериоризация, обучение, зона ближайшего развития, зона актуального развития.
Имена и отчества отечественных психологов:выпишите имена отчества известных психологов-А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Л.С Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин, А.Р.Лурия, П.П.Блонский, Д.И.Фельдштейн, Л.Ф.Обухова, В.И.Слободчиков, В.С.Мухина.
Задания для самостоятельной работы:
1. На основании анализа лекционных записей и материалов учебников подготовьте аналитическую таблицу «Сопоставительный анализ основных отечественных и зарубежных концепций психического развития», оставив место для дополнений.
Временной период | Название концепции психического развития | Представители (фамилия, имя, отчество) | Сущность теории | Движущие силы психического развития |
Когнитивная концепция (генетическая) | ||||
Психоаналитическая концепция | ||||
Бихевиористская концепция | ||||
Гуманистическая | ||||
Психосоциальная (эпигенетическая) теория развития личности | ||||
Культурно-историческая концепция | ||||
Деятельностный подход |
2. Сделайте опорный конспект раздела «Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С.Выготский и его школа» (см. И.В.Шаповаленко, стр. 125-139).
3. В соответствии с профилем подготовки выберите один из возрастов (ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский) и подготовьте просветительский проект для педагогов, работающих с детьми этого возраста. Содержание проекта должно включать краткую характеристику возраста на основании 2-3 авторских концепций психического развития, высказывания (цитаты) авторов концепции о психическом развитии ребенка, краткий список трудов авторов концепции и список учебной и научной литературы, электронных ресурсов, использованных для подготовки проекта. Проект может быть представлен в форме презентации, тематической раскладки, информационной папки и т.д.
Задания для работы на практическом занятии:
1. Изучите таблицу, составленную Л.Ф. Обуховой «Параметры развития ребенка и их понимание в разных научных концепциях». Какие серьезные различия существуют между естественно-научной и культурно-исторической парадигмами? Какие заблуждения родителей и педагогов основаны на естественно-научной парадигме? Попробуйте развеять эти заблуждения с опорой на научные факты.
Парадигмы в исследовании психического развития | Параметры анализа психического развития человека | ||||||
Название парадигмы | Психологи | Факторы (движущие силы) развития | Условия | Источник | Форма развития (механиизм) | Понимание хода развития | Специфика развития человека |
Естественно -научная парадигма | Ст. Холл К. Бюллер Э.Торндайк В.Штерн З.Фрейд Ж.Пиаже А.Бандура Э.Эриксон | Наследственность, среда; взаимодействие факторов наследственности и среды | Наследственность и среда | Внутри индивида (в его природе) | Приспособление (адаптация), путем наследования свойств вида и накопления индивидуального опыта | От индивидуального к социальному (социализация) | Развитие ребенка подчиняется действию биологических законов |
Культурно- историческая парадигма | Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов | Обучение, деятельность самого ребенка | Морфофизиологические особенности мозга и общение | Вне индивида (в социальной среде) | Присвоение сложившихся способов деятельности, овладение общественным опытом (интериоризация) | От социального к индивидуальному (индивидуализация) – по механизму интериоризации | Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов |
2. Вставьте пропущенные слова в формулировки законов (закономерностей) психического развития человека (по Л.С. Выготскому):
· Закон цикличности – развитие имеет сложную организацию во ….., темп и …...
· Закон неравномерности развития – каждая сторона психического развития имеет свой ........... период развития.
· Закон метаморфозы – развитие …... к количественным изменениям, это цепь …............ преобразований.
· Закон развития ВПФ - …............................
3. Заполните пропуски в таблице, описывающей варианты решения проблемы соотношения «обучения и развития».
№ | Ученые | Суть решения проблемы |
Жан Пиаже | Развитие совершается …..............., в соответствии со своей внутренней логикой. Воспитание должно …........... развитием. | |
Э. Торндайк, Дж.Уотсон | Обучение и развитие совершаются …......, каждый шаг в обучении .......... шагу в развитии. | |
Дж. Брунер | Обучение …............. от развития, все ….............. от методики обучения. | |
Л.С. Выготский | Обучение............... за собой развитие. |
Список обязательной литературы:
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М, 2006.
2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.
3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М. 2007.
Список дополнительной литературы:
1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия/ сост. В.С. Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Академия, 2007.
2. Шаграева О.А. Детская психология. – М., 2001.
3. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Избр. псих. труды. – М.: Междунар. пед. академия, 1995.
Задания и вопросы для самоконтроля:
Согласно психосоциальной теории развития Э.Эриксона главным фактором, определяющим психического развития, является… | ||
а) | постоянная самоактуализация | |
б) | смена стадий развития Эго, на которую индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и к своей социальной среде | |
в) | сексуальный инстинкт | |
г) | овладение ребёнком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности | |
Суть кризиса, возникающего в узловых точках развития, с точки зрения Э.Эриксона, заключается... | ||
а) | в конфликте между влечениями человека и ограничениями, накладываемыми обществом | |
б) | борьбе между противоположными состояниями сознания и психики | |
в) | противоречиями между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономии | |
г) | стремление к самоакутализации | |
Согласно психоаналитической концепции З.Фрейда, главным фактором, определяющим психическое развитие, является… | ||
а) | постоянная самоактуализация | |
б) | сексуальный инстинкт | |
в) | смена господствующих умственных структур | |
г) | овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности | |
Согласно концепции Ж. Пиаже, фактором, определяющим психическое развитие, является… | ||
а) | сексуальный инстинкт | |
б) | смена господствующих умственных структур | |
в) | постоянная самоактуализация | |
г) | овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности | |
Ж. Пиаже выделил три стадии развития интеллекта. Установите их последовательность: | ||
а) | стадия формальных опреаций | |
б) | стадия сенсомоторного интеллекта | |
в) | стадия конкретных операций | |
По Л.С. Выготскому источником психического развития является…(варианты) | ||
а) | собственная активность ребёнка | |
б) | учебная деятельность | |
в) | всё богатство знаний, которое накоплено человечеством | |
г) | культурно- исторический опыт | |
д) | Наследственность | |
Условием психического развития Л.С.Выготский считал … (несколько вариантов) | ||
а) | воспитание | |
б) | собственную активность ребёнка | |
в) | влияние родителей и педагогов | |
г) | обучение | |
д) | социальную среду | |
Движущими силами психического развития, по мнению Л.С.Выготского, является… (несколько вариантов) | ||
а) | саморазвитие | |
б) | обучение | |
в) | среда | |
г) | наследственность | |
д) | противоречие между потребностями ребёнка и возможностями их удовлетворения | |
Своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребёнком и средой Л.С.Выготский назвал… | ||
а) | окружающей средой | |
б) | причиной психического развития | |
в) | социальной ситуацией развития | |
г) | условием психического развития | |
Новый тип строения личности, её деятельности, психического и социального изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени по Л.С.Выготскому, называется… | ||
а) | интериоризацией | |
б) | новообразованием | |
в) | стереотипизацией | |
г) | сенсибилизацией | |
Закон развития высших психических функций: | ||
а) | возникают сначала как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся индивидуальными функциями самого ребенка | |
б) | возникают сначала как форма индивидуального поведения ребенка и лишь впоследствии становятся коллективными формами поведения ребенка, формой сотрудничества с другими людьми | |
в) | нет правильного ответа | |
В основе развития высших психических функций по Л.С. Выготскому лежит … (несколько вариантов) | ||
а) | психологическая защита | |
б) | наследственность | |
в) | процесс интериоризации | |
г) | привязанность ребенка к матери | |
Соотнесите содержание точки зрения и название теоретического подхода 1. бихевиоризм 2. биогенетический подход 3. концепция Л.С. Выготского | ||
а) | обучение зависит от развития, но развитие никак не изменяется под влиянием обучения | |
б) | обучение и развитие — синонимы: ребенок развит настолько, насколько он обучен | |
в) | между обучением и развитием существуют сложные отношения: не любое обучение ведет за собой развитие | |
г) | правильно организованное обучение, опирающееся на зону ближайшего развития ведет за собой развитие ребенка и называется развивающим | |
Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка | ||
а) | ни один из ответов не верен | |
б) | высший и низший | |
в) | объективный и субъективный | |
г) | уровень актуального развития и уровень ближайшего развития | |
Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому характеризует… | ||
а) | уровень потенциального развития | |
б) | степень сложности высказываний ребенка | |
в) | степень сложности задач, предложенных ребенку ближайшим окружением (родителем, учителем) | |
г) | достигнутый уровень развития | |
Уровень актуального развития — это: | ||
а) | уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития | |
б) | уровень развития психических функций ребенка, которые еще будут складываться в результате созревания определенных психических процессов | |
в) | процессы, находящиеся в состоянии становления, созревания и развития | |
г) | завершенные циклы развития | |
Процесс интериоризации означает: | ||
а) | процесс порождения внешних действий на основе преобразования ряда внутренних структур (перенос изнутри вовне) | |
б) | преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания (перенос действия извне внутрь) | |
Установите соответствие между понятиями и их признаками: 1. новообразования личности 2. социальная ситуация развития личности 3. самосознание | ||
а) | качественно новый тип строения личности | |
б) | сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа | |
в) | осознание человеком самого себя, своих собственных качеств | |
Установите соответствие между законами и их авторами 1. Л.С. Выготский 2. Д.Б. Эльконин 3. М.И. Лисина 4. П.Я. Гальперин | ||
а) | чередования разных типов деятельности | |
б) | чередования кризисных и стабильных возхрастов | |
в) | смены различных типов общения | |
г) | формирования умственных действий и понятий | |
д) | формирования высших психических функций | |
Идея о том, что присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер, принадлежит... | ||
а) | Л.С. Выготскому | |
б) | Д.Б. Эльконину | |
в) | С.Л. Рубинштенйу | |
г) | П.Я. Гальперину |