Цели организации: понятие и основные классификации. Принципы эффективной постановки целей в менеджменте. Дерево целей

Цель фирмы, по сути, это конкретизация миссии организации. Система целей фирмы включает принципы, духовные ценности, долгосрочные цели- все это определяет миссию организации в обществе. Принципы таковы: 1) рост фирмы благодаря взаимной выгоде её и потребителей 2) получение прибыли благодаря взаимной выгоде фирмы и потребителей.

Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение кот. является для неё желательным и на достижение кот. направлена её деятельность.

Классификация целей организации.

У организации могут быть разнообразные цели, особенно если говорить об организациях различных типов.

1. По уровню:

Цели организации: понятие и основные классификации. Принципы эффективной постановки целей в менеджменте. Дерево целей - student2.ru Цели организации: понятие и основные классификации. Принципы эффективной постановки целей в менеджменте. Дерево целей - student2.ru Цели организации: понятие и основные классификации. Принципы эффективной постановки целей в менеджменте. Дерево целей - student2.ru Миссия стратегические цели тактические оперативные

2. Классификация по направленности. В данном случае цели подразделяются по характеру тех действий, которые намерены предпринимать для их достижения.

ü Цели функционирования направлены на поддержание рабочего состояния организации и ее подразделений. Целевые программы по обеспечению функционирования содержат задачи по созданию постоянного притока ресурсов, техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью членов организации. Как правило, подобного рода задачи рассчитаны на длительное время. Такие цели могут вызывать трудности при мотивации поведения членов организации, так как их достижение не связано с разовыми усилиями, а требуют постоянного напряжения сил.

ü Цели усовершенствования. Любая цель, включающая в себя активное действие, может рассматриваться как цель усовершенствования. К таким целям можно отнести повышение производительности труда, увеличение доли товаров организации на рынке и др. Обычно такие цели хорошо понимаются работниками, однако их реализацию не всегда удается обеспечить соответствующими ресурсами (особенно это касается заведомо завышенных целей). В случае недостижимости целей усовершенствования (особенно если они были широко освещены в подразделениях организации) возможны негативные последствия, которые выражаются, в частности, в потере авторитета руководителей, снижением мотивации членов организации и т.д.

ü Цели развития аналогичны целям усовершенствования, но относятся к своеобразным формам роста, расширения, обучения и прогресса. К этим целям могут относиться увеличение количества наименований внедряемых в производство новых товаров, внедрение новых идей в области менеджмента, кардинальные

3. Классификация во временной области. Деятельность по управлению в организации должна быть четко ориентирована во времени, т.е. необходимо выделить первоочередные цели, постоянно отслеживать, как реализуются среднесрочные и долгосрочные цели. Чтобы обеспечить осуществление всего целевого комплекса, руководителю нужно правильно распределить ресурсы во времени, что дает возможность концентрировать усилия в нужных точках и достичь непрерывных, поступательных действий членов организации. Возможности для этого дает классификация целей во временной области.

Текущие цели обычно относятся к тем задачам, которые следует решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются членами организации в том случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией. Обычно текущие цели являются руководством к действию для организаций, производящих продукты.

Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности (в первую очередь рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения.

Долгосрочные цели обычно относятся к периоду планирования деятельности организации свыше трех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций.

    1. по сферам деятельности:

ü технологические, производственные, маркетинговые, экономические.

S.M.A.R.T

Чтобы успешно достигать целей, их необходимо правильно формулировать. Для этого существует ряд методик, с помощью которых можно ставить действительно “качественные” цели. Один из самых распространённых и действенных способов - это постановка “умных” (от англ. “smart”) целей, т.е. постановка целей с использованием S.M.A.R.T. критериев…

Таким образом цели должны быть:

  • Конкретные (Specific)
  • Измеримые (Measurable)
  • Достижимый (Achivable)
  • Ориентирована на результат (Result-oriented)
  • Соотносимые с конкретным сроком (Timed)

Конкретные цели (S) Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Измеримые цели (M) Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

Достижимые цели (A) Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.

Ориентированные на результат цели (R) Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.

Цели, соотносимые с конкретным сроком (T) Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.

Вся система целей организации должна быть взаимосвязанной системой, что достигается путем увязывания целей, построением «дерева целей» на первом этапе целеполагания в организации определяется цель деятельности; затем (этап декомпозиции, деление на подцели) одна цель распадается на систему целей для всех сфер и уровней управления и деятельности. В самом «верху» находится общая цель ( миссия) в « фундаменте»- задачи, работы, которые могут быть выполнены заранее известным образом и в конкретные сроки.

На базе главной цели- миссии- формулируются стратегические цели организации, т. е. развернутое понимание того, что организация желает достич в будущем. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и в какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Далее в рамках стратегического планирования осуществляется распределением ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организация стратегического предвидения.

Миссия----стратегическая цель----тактические цели----оперативные цели

Наши рекомендации