Особенности нарушения психических функций при локальных поражениях головного мозга у детей.
Высшие психические функции (ВПФ) у детей формируются неравномерно, и степень сформированности ВПФ обусловливается гетерохронией анатомического созревания мозга и формирования функциональных систем.
Первый этап — от внутриутробного периода до 2-3 лет. Здесь основными являются транскортикальные связи стволового уровня (мозговые спайки гипотала-мо-диэнцефальной области) и базальные ядра. На этом этапе закладывается основа
для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических асимметрий, которые лежат в основе соматического, аффективного и когнитивного статуса ребенка. К концу этого периода формируется избирательная стволовая активация — при выполнении ребенком вербальных задач усиливаются восходящие активирующие влияния на левое полушарие, а при выполнении невербальных — на правое.
Второй этап — от 3 до 7 лет. Этот этап характеризуется активизацией меж-гиппокампальных комиссуральных систем, которые в данном возрасте обеспечивают полисенсорную, межмодальную, эмоционально-мотивационную интеграцию. В этом периоде онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии операционального уровня — второго блока мозга. Формируется преобладающая функция полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю, функциональной активности.
Третий этап (от 7 до 12-15 лет). На этом этапе происходит становление межполушарного взаимодействия, формируются трансколлозальные связи. До этого мозолистое тело обеспечивало преимущественно взаимодействие задних отделов левого и правого полушарий и кон-
тролировало нижележащие комиссураль-ные уровни.
Развитие патологического процесса (опухоли, сосудистой патологии, арах-ноидальной кисты) в развивающемся мозге приводит к реорганизации систем функционального взаимодействия церебральных структур и к нарушению протекания психических процессов.
Первые попытки систематически исследовать нарушения высших психических функций, наступающих в результате мозговых повреждений у детей, предпринимались с начала 60-х гг. Работами многочисленных авторов, в том числе Симерницкой, было показано, что нарушения и восстановление церебральных функций в детском возрасте имеют определенную специфику и закономерности. У детей младше 10 лет, особенно в дошкольном возрасте, клинико-психологические проявления очаговых поражений головного мозга слабо выражены, а нередко вообще могут отсутствовать. В раннем возрасте встречаются случаи, когда даже обширные повреждения мозговой ткани не вызывают серьезной дезорганизации поведения и периферической симптоматики. Возникшие нарушения психической деятельности обычно в сравнительно короткие сроки подвергаются обратному развитию. В наибольшей мере это характерно для острых повреждений головного мозга, например при черепно-мозговой травме. При хронической органической патологии мозга компенсаторные перестройки реализуются значительно слабее. Выраженность стертости и атипичности клинических проявлений локальных поражений головного мозга детей зависят от места повреждения. При корковых и левополушарных очагах (у праворуких) она больше, а при подкорковых и правополушарных - существенно слабее. В последних случаях клиническая картина близка той, которая наблюдается у взрослых. При некоторых локализациях поражений головного мозга у детей наблюдается своеобразный отставленный эффект.При повреждении корковых зон, поздно созревающих в онтогенезе (лобных и теменных), последствия повреждений в полной мере проявляются в том возрасте, когда у здоровых детей они начинают активно участвовать в регуляции психических процессов (обычно в младшем и старшем школьном возрасте).
Степень атипичности синдромов существенно меняется с возрастом, причем эта закономерность имеет различный характер для левого и правого полушарий. В первом случае с уменьшением возраста ребенка симптоматика становится более стертой и атипичной. Во втором - наоборот: чем младше ребенок, тем грубее симптоматика поражений правого полушария. Ранние локальные поражения коры головного мозга компенсируются полнее и лучше, чем поражения подкорковых отделов. Последние по симптоматике могут напоминать синдромы корковых поражений у взрослых.
Специфика протекания различных нарушений психических функций в детском возрасте связана с особенностями развития мозга.
Во всех возрастных группах при право- и левополушарных патологических процессах имеют место значимые отличия от нормы показатели памяти, внимания, высших корковых функций.
Для показателей памяти и внимания нет значимых различий между группами с лево- и правополушарными патологическими процессами.
Фактор латерализации патологии значимо влияет на степень сформированности/нарушения высших корковых функций: речи, письма, чтения, счета, зрительного пространственного гнозиса, при этом, независимо от возраста, правополушарная патология вызывает более выраженные нарушения зрительного пространственного гнозиса, левополушарная — речи, письма, счета, чтения.
Фактор латерализации патологии полушарий влияет на степень сформированности реципрокной координации у детей 7-9 лет; в старших возрастных группах это влияние не проявляется.
Выраженность нарушений зрительного предметного гнозиса, тактильного гнозиса и динамического праксиса при патологии левого или правого полушария зависит от взаимодействия факторов латерализации и возраста: в младшем школьном возрасте нарушения более выражены при левополушарных процессах, в старшем школьном возрасте — при правополушарной патологии.