III. Корректурная проба (тест Бурдона).
Цель: определение устойчивости внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения.
Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Инструкция: «Вам розданы листы, заполненные строками из различных букв. Ваша задача - просматривать буквы построчно слева направо, как будто читаете, и зачеркивать те из них, которые я назову. Делать это нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок. Если закончится один бланк, то продолжайте работу на втором и т.д. Работать начнете после моей команды: «Начали!». Сначала будете подчеркивать букву К и вычеркивать букву И. Когда через некоторое время скажу: «Черта!, Вы должны провести вертикальную линию в том мосте просматриваемой строчки, где Вас застанет эта команда, и поменять способ работы на противоположный: теперь букву И подчеркивать и вычеркивать букву К. При следующей команде «Черта!» опять провести вертикальную линию и вернуться к старому способу работы: подчеркивать букву К и вычеркивать букву И и т.д. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Приготовились! Начали!». По команде «Начали!» запустить секундомер. Опыт продолжается 10 минут, через каждую минуту подастся команда «Черта!».
Обработка и интерпретация результатов:
1. Экспериментатор проверяет результаты в корректурных бланках испытуемого
2. В протокол занятия вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв которые необходимо было вычеркнуть.
Протокол занятия
Ф.И.О. _____________________________________________Дата__________
Возраст_________________Пол______________________________________
Оценка устойчивости внимания(корректурная проба)
Показатели | Результаты |
Количество просмотренных за 10 мин букв | |
Количество правильно вычеркнутых букв | |
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть | |
Точность выполнения задания, % | |
Оценка точности, баллы | |
Оценка продуктивности, баллы | |
Оценка устойчивости внимания, баллы |
3. Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин, и точность, вычисленная по формуле
,
где K – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых за время работы букв.
4. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования
Оценка устойчивости внимания в баллах:
Продуктивность | Точность |
знаки баллы Менее 1010 1 1010-1175 3 1175-1340 5 1340-1505 7 1505-1670 9 1670-1835 10 1835-2000 11 2000-2165 12 2165-2330 13 2330-2495 14 2495-2660 15 2660-2825 16 2825-2990 17 2990-3155 18 3155-3320 19 3320-3485 20 3485-3650 21 3650-3815 22 3815-3980 23 3980-4145 24 4145-4310 25 Более 4310 26 | % баллы Менее 70 1 70- 72 2 72 -73 3 73-74 4 74-76 5 76-77 6 77-79 7 79-80 8 80-81 9 81-83 10 83-84 11 84-85 12 85-87 13 87-88 14 88-90 15 90-91 16 91-92 17 92-94 18 94-95 19 95-96 20 96-98 21 Более 98 22 |
5. Рассчитывается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле
А = В + С,
где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице.