Психология руководства и лидерства
Психология управления изучает психологические аспекты руководства социальными группами и отдельными людьми. Руководство осуществляется представителями официальной власти.
В рамках изучения психологии руководства и лидерства рассматриваются следующие вопросы:
1. Сущность официальной власти и неформального лидерства;
2. Виды власти;
3. Классические теории лидерства;
4. Современные теории лидерства;
5. Сочетание руководства и лидерства.
Руководство – это воздействие на людей для достижения профессиональной цели.
Психология руководства – это внутренний механизм психического взаимодействия руководителя и подчиненного.
Психология руководства исследует внутренние процессы, происходящие в психике объекта и субъекта управления в ходе их делового взаимодействия. Наиболее эффективным признается воздействие, основанное на убеждении объекта, его включении в осознанное добровольное подчинение субъекту управления. Психологическое взаимодействие субъекта и объекта управления должно быть гармоничным и конструктивным (созидательным).
Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в межличностных отношениях.
Психология лидерства – это внутренний механизм психического взаимодействия ведущего и ведомого.
Подчинение ведомого избранному им неформальному лидеру осуществляется добровольно. У неформального лидера нет официальной власти. Его влияние на ведомых основано исключительно на личном авторитете. Однако оно, как правило, значительно сильнее влияния официальной власти.
Официальная власть – это административное право устанавливать сотрудникам профессиональные задания, контролировать и оценивать их исполнение.
Виды власти могут быть различными, в зависимости от способа осуществления влияния. Официальная власть имеет следующие виды: принуждения, поощрения, закона, знания, веры.
Власть принуждения основана на жестком административном праве, в сочетании со страхом. В этом случае подчиненные вынуждены исполнять указания, у них нет альтернативы. Неподчинение связано со страхом потерять что-то значимое для себя: премию, материальные и социальные блага, работу. При этом прямое принуждение и лишение чего-то могут и не присутствовать. Достаточно ощущения их реальности.
Власть поощрения связана с ощущением вознаграждения за «правильное» профессиональное поведение. Ожидание вознаграждения оправдывается далеко не всегда, но в мыслях или подсознании подчиненных оно присутствует постоянно. Оно определенным образом воздействует на их психологию, не допуская даже мысли о «неправильном» поведении, неподчинении начальству.
Власть закона базируется на праве и традициях, предписывающих правила поведения как для объекта, так и для субъекта управления. Кроме законодательных актов, регуляторами профессионального поведения выступают подзаконные акты, нормативы, инструкции, методики, постановления и приказы. Причем власти закона в равной мере должны подчиняться как начальники, так и подчиненные.
Образцом юриспруденции считалось древнее римское право. В древнеримском менталитете прочно укрепилось верховенство Закона, его духа (содержания) и буквы (формальной стороны). «Если Закон плох, его надо менять, а до тех пор соблюдать неукоснительно», – считали римляне.
Власть знания опирается на профессионализм руководителя и доверие к нему подчиненных. Сотрудники периодически убеждаются в том, что носитель власти имеет необходимые для управления знания, опыт и личные качества.
Власть веры заключается в подчинении харизматичному руководителю. Подчиненные верят ему и идут за ним. Если руководитель является не только харизматичной личностью, но хорошим специалистом и ответственным человеком, то его управление будет успешным.
Лидерство является специфическим типом управленческих отношений, которые опираются на социальное воздействие и взаимодействие. Лидерство, в отличие от управления, предполагает наличие последователей, а не подчиненных.
Лидерство делят на формальное и неформальное.
Формальное лидерство, связанное с наличием официальной должности – это и есть руководство.
Неформальное лидерство – это влияние за рамками официальной должности. Обычно под термином «лидерство» в психологии управления понимают именно неформальное влияние.
Понятия «руководства» и «лидерства» совсем не тождественны. Между ними существуют серьезные различия (таблица 4.2).
Таблица 4.2 – Сравнение руководителя и лидера
Руководитель | Лидер |
Обучает Полагается на систему Поддерживает движение Контролирует Профессионал | Вдохновляет Полагается на людей Дает импульс движению Доверяет Энтузиаст |
Психология влияния лидера на ведомых реализуется в четырех основных моделях.
1. «Один из нас». Ведомые воспринимают лидера как «своего парня», который, может быть, всего лишь немного более волевой, трудолюбивый, везучий.
2. «Лучший из нас». Лидерские качества ведущего связываются с явными преимуществами: в профессии, в личных (психологических) качествах, в природных данных.
3. «Воплощение добродетелей». Эта модель основана на восприятии лидера как человека особенного, уникального, а иногда и «не от мира сего». Ему даже не пытаются подражать, его просто обожают.
4. «Оправдание всех ожиданий». Такое влияние обычно связывают с серьезными трудностями (личными или коллективными), преодоление которых сумел организовать лидер.
Влияние лидера на ведомых может осуществляться тремя основными способами. Им соответствуют три классических теории лидерства: личностная, поведенческая и ситуационная.
Личностная теория связывает право на лидерство с индивидуальными свойствами и качествами ведущего. Он обладает таким чертами, которые позволяют ему влиять на ведомых, вести их за собой, без особых усилий. Это выглядит как его природное право.
Поведенческая теория основана на признании того, что активность и поведение ведущего дают ему право на власть над ведомыми. Лидер по своей инициативе действует в интересах группы и от ее имени. Группа признает и поддерживает его инициативу.
Ситуационная теория ориентируется на сложившиеся конкретные обстоятельства. Лидерская власть должна быть отдана человеку, который в данной ситуации наиболее полно может защитить интересы группы. При этом личные качества и характер поведения могут быть востребованы в различных комбинациях.
Развитие управленческого воздействия привело к созданию современных теорий лидерства. Основные из них: харизматическая, атрибутивная и преобразующая.
Харизматическая теория во главу угла ставит харизму лидера. Природная способность активно влиять на людей дает ведущему право на лидерство. Ведомые верят ему не задумываясь, и идут за ним безоглядно. На этом построен и современный харизматический стиль управления.
Атрибутивная теория построена на создании конкретных символических ценностей – атрибутов. Власть отдается человеку, который сохраняет, защищает и толкует атрибуты – своего рода хранителю ценностей коллектива.
Преобразующая теория основана на инновациях. Лидером становится человек, который генерирует и реализует обновления. Коллектив осознает необходимость преобразований (реформ), поэтому за инициатором инноваций признается право на власть.
В теориях лидерства, как и в других аспектах управления, современные теории выросли, развились из классических. Это произошло в ходе активной практики, и ее теоретического осмысления.
Сочетание руководства и лидерства – это одновременное использование официальной и неформальной власти.
Сочетание может быть достигнуто двумя способами: завоеванием личного авторитета руководителем, и его сотрудничеством с неформальным лидером.
Завоевание руководителем личного авторитета осуществляется демонстрацией своих лучших профессиональных и человеческих качеств, и их использование в каждодневной работе и общении. Руководитель стремится не ограничиваться данной ему официальной властью, а быть авторитетом для своих подчиненных. Тем самым он получает и лидерскую (неформальную) власть.
Наиболее полно сочетает официальную и неформальную власть харизматичный руководитель. Акционеры современных международных корпораций всячески стремятся заполучить в качестве генерального управляющего неформального лидера.
Сотрудничество руководителя с неформальным лидером позволяет объединить их усилия, направить их влияние на благо коллектива. Конструктивное сотрудничество, а еще лучше – дружба, между официальной и неформальной властью способствует сплочению коллектива, формированию положительного психологического климата.
Сотрудничество с неформальным лидером не является противовесом завоеванию руководителем личного авторитета. Эти процессы должны дополнять друг друга.
Серьезной ошибкой является попытка официального руководителя соперничать с неформальным лидером коллектива. Усилия при этом будут направляться не на дело, а на удовлетворение личных амбиций. Это вскоре станет понятно всему коллективу. В результате авторитет и власть руководителя будут подорваны.
Итак, психология руководства заключается во внутреннем взаимодействии руководителя с подчиненным. Психология лидерства связана с психическим контактом ведущего и ведомого.
Основными видами официальной власти являются: принуждение, поощрение, закон, знание, вера. Лидерская власть базируется на трех классических и трех современных теориях: личностная, поведенческая и ситуационная; хариматическая, атрибутивная и преобразующая.