Метод вопросов сравнения, его достоинства и недостатки, условия ограничения использования. Формулирование вопросов, формирование тестов, порядок проведения тестирования.
Контрольный (внутрипроблемный) вопрос (вопрос сравнения) – это вопрос, который обязательно должен обладать высокой субъективной значимостью для опрашиваемого, и на который опрашиваемый будет давать ложные ответы, либо сомневаться, либо испытывать затруднения в правдивости своего ответа.
Вопросы сравнения – самый важный вид вопросов при использовании методики контрольных вопросов.
Контрольные вопросы выполняют три функции:
1. Привлечение внимания опрашиваемого в качестве альтернативы значимому (проверочному) вопросу.
2. Вызов значительных психофизиологических реакций по сравнению с фоном с целью их сравнения с реакциями на значимые и нейтральные вопросы.
3. Определение совокупности достоверных изменений психофизиологических реакций на заведомо ситуационнозначимые стимулы для опрашиваемого.
Помимо указанных ранее общих требований к вопросам полиграфных проверок, необходимо соблюдать следующие правила к контрольным вопросам (к. в ):
- к. в. не должны выходить за рамки общей проверяемой темы (могут быть исключения) (например, разбирательство но поджогу— контрольные вопросы должны быть связаны с вопросами разрушения, уничтожения, вывода из строя чего-либо)
- к.в. должны быть сформулированы так, чтобы их прямое содержание не относилось к проверяемому событию, отделялось от него временным или смысловым барьером («Во время службы в армии (временной барьер) Вы совершали кражи? До ноября 2016го года…? И т.д.).
- к. в. по своему содержанию должны быть максимально широки (в контрольных вопросах следует использовать слова «когда-либо», «что-либо», «кто-либо», например: «Не касаясь данного факта, Вы совершали какие-либо уголовные преступления?» (расширение по возможным объектам)).
1. к. в. не должны содержать избыточную информацию, отвлекающую опрашиваемого от существа проблемы, и, так же как и значимые, они формулируются без применения юридической и малознакомой терминологии, с учетом образовательного и культурного уровня тестируемого лица;
2. к. в. должны быть сформулированы таким образом, чтобы опрашиваемый отвечал на них словом «Нет», так как этот ответ вызывает наиболее выраженные психофизиологические реакции;
3. к. в. по сексуальной тематике, если проверка не связана с этой сферой жизни опрашиваемого, не рекомендуются, так как они могут вызвать более сильные реакции, чем значимые (проверочные) вопросы, и привести специалиста к ошибочным выводам.
Контрольные вопросы, изучив личность опрашиваемого, его характеристики, можно подготовить заранее, однако, как правило, в ходе предварительной беседы с опрашиваемым они могут быть подкорректированы или переформулированы.
В ходе опроса специалист может осторожно нагнетать возбуждение опрашиваемого на контрольный вопрос, так сказать, создавая его ситуационную значимость. Но необходимо помнить, что ответы на контрольные вопросы могут спровоцировать очень сильную психофизиологическую реакцию, которая заглушит реакции на другие вопросы.
Выделяют несколько видов вопросов сравнения:
1. Контрольные вопросы «вероятной лжи», бывают исключающими (опережающими и неопережающими) и неисключающими:
1.1.Опережающий исключающий вопрос – контрольный вопрос о прошлом – касается той же темы, но отделён 2-мя годами или более («До 2005го года Вы совершали кражи?»).
1.2.Неопережающий исключающий контрольный – контрольный вопрос о настоящем – касается той же темы, но отделён смысловым барьером («Не касаясь данной кражи, Вы когда-нибудь совершали кражи?»); Этот и предыдущий вопросы предложены К. Бакстером.
1.3.Неисключающий (включающий) контрольный – вопрос по теме расследования и охватывающий и предмет конкретного исследования («Вы когда-нибудь совершали кражи?»). Противоречит правилу неотношения контрольного вопроса к проверяемому событию.
Контрольные вопросы «вероятной лжи» должны быть такими, чтобы опрашиваемому практически невозможно было ответить на них искренне, т. е. он должен знать, что дает ложный ответ, либо должен быть не совсем уверен в правдивости своего ответа.
Если опрашиваемый признает какие-нибудь факты из прошлого, то специалист исключает эти факты постановкой вопроса, начиная, например, с таких слов: «Кроме указанного Вами случая Вы...?». При этом должно предусматриваться, что опрашиваемый мог совершать другие действия, обманы и чувствует неуверенность в полной своей искренности.
Если же он рассказал несколько случаев, например, за время учебы в институте признался в ряде совершенных мелких краж и ему уже особенно нечего скрывать, то контрольные вопросы, касаемо обмана и краж в этом институте, лучше исключить из тестов.
Если опрашиваемый утверждает, что не совершал всего того, о чём говорится в контрольных вопросах и это действительно так, можно ориентировать вопрос не на поступки, а на мысли («Вы когда-нибудь думали о том, чтобы украсть..).
Для составления контрольных вопросов можно использовать негативный опыт человека (пьянство, прогулы, хулиганство…).
Беседа с опрашиваемым должна быть построена таким образом, чтобы он в действительности сомневался в своих ответах и не стремился выложить все свои нелицеприятные факты из прошлого, мысли и прочее.
Человека надо накрутить так, чтобы он почувствовал опасность. Как будто мы пытаемся понять, какой он человек и способен ли на преступление. Надо дать ему понять, что мы считаем, что он способен на преступление. Это нужно для того, чтобы непричастный больше сконцентрировался на контрольных вопросах, тогда как причастный останется ориентированным на проверочными. Если просто, у непричастного реакция на контрольные вопросы больше, чем на проверочные, тогда как у причастных выше реакции на проверочные вопросы. Таким образом, контрольные вопросы призваны «вытянуть» непричастного.
2. Контрольный вопрос комплекса вины.
Эти вопросы не касаются расследуемого события, называются ещё контрольными вопросами «на искренность». Это вопрос относительно вымышленного события или действительного события, но не имеющего отношения к опрашиваемому, тематически связанного с проверяемым событием. Например, если значимый вопрос звучит как «Пропавшие деньги из сейфа взяли Вы?», то контрольный на чувство вины может быть «Пропавшие документы из сейфа взяли Вы?». Причастный человек знает, что документы он не брал и меньше реагирует на этот вопрос, чем на значимый. Непричастный испытывает одинаковое влияние со стороны обоих вопросов.
Можно данный контрольный вопрос делать более значимым для человека (например, если украли 500$, можно спросить о другой краже в 3000$, которая, якобы, была, тогда у непричастного человека она вызовет бОльшую реакцию, а у причастного – нет, так как он знает, что в этом не виновен).
Чтобы контрольные вопросы не теряли своего эффекта, не вызывали «привыкания», можно использовать разные временные интервалы (в период с… до текущего года…), разную смысловую установку (…того, кто Вам доверял… своё руководство…).
3. Контрольный вопрос «управляемой лжи». Используется тогда, когда вопросы вероятной лжи и комплекса вины использовать нельзя (не времени или обследуемый отказывается говорить на определённые темы).
Опрашиваемомуу даётся инструкция на данный вопрос строго отвечать «Нет», то есть солгать на какой-либо широкий вопрос, например, «Вы когда-нибудь переходили дорогу в неположенном месте». Так мы можем узнать, как тело человека реагирует на ложь и по этому «эталону» судить о других реакциях. Для того, чтобы реакция была выраженнее, опрашваемого просят представить себе (вспомнить) эту ситуацию при обсуждении вопросов и при ответе на вопрос.
4. Симптоматический вопрос (отвлекающий, внетематический вопрос, контрольный вопрос внешних проблем). Направлен на выявление возможно существующей у опрашиваемого проблемы, не относящейся к проверяемому событию, которая может снижать значимость проверочных и тематических контрольных вопросов.
Наличие сильной реакции на отвлекающую тему связаны с тем, что у испытуемого есть проблема больше, не меньше важная, чем тема, проверяемая на полиграфе. Отсутствие реакций на «отвлекающую» тему говорит о том, что основным эмоциогенным источником служит тема расследования. Если это не так, следует выявить и устранить проблему, успокоить исследуемого или перенести обследование. Пример: «Вы боитесь, что я задам Вам вопрос, который мы не обсуждали?», «Вас беспокоит что-то больше, чем тема проверки?».
5. Жертвенно-проверочный, буферный вопрос.
Он ставится сразу же после одного-двух нейтральных первых вопросов и вызывает, почти всегда, повышенные реакции, как у «причастного», так и у «непричастного» лица. Но у «непричастного» опрашиваемого он как бы разряжает энергию реакции, связанную с ожиданием первого вопроса в прямой обвинительной форме, и, как правило, реакции уже на значимые вопросы не имеют такого выраженного характера. У «причастного» же опрашиваемого реакции на жертвенный контрольный вопрос сочетаются с выраженными реакциями на остальные значимые вопросы.
Примеры данных вопросов:
- Вы намерены лгать на мои вопросы относительно кражи денег?
- Вы будете отвечать честно на каждый вопрос теста, касающийся кражи денег?
Этот вопрос не анализируется и не обрабатывается при обсчете теста.
6. Провоцирующий контрольный вопрос. Помогает определить относительный уровень тревожности человека, а в случае заторможенности на момент обследования – провести его стимуляцию.
Основная задача провоцирующего вопроса— определить индивидуальный уровень реагирования опрашиваемого на тесты вообще. Например, вопросы могут звучать так:
- У Вас есть основания бояться результатов тестирования?
- Вы доверяете результатам тестирования?
- Каковы будут Ваши результаты на полиграфе сегодня?
Большинство «непричастных» опрашиваемых открыто и прямолинейно будут говорить, что они с легкостью пройдут обследование и подтвердят, что говорят правду.
Склонные к обману лица могут задержаться с ответом или пояснять, что надеются на положительный результат, или будут сомневаться, ссылаясь на какие-нибудь вопросы по собственному самочувствию, надежности полиграфа.
7. Внутренний контрольный вопрос.
Внутренний контрольный вопрос служит для выявление боязни «непричастного» опрашиваемого в ошибочном своем обвинении к проверяемому событию.
Этот вопрос формулируется следующим образом:
— Вы боитесь. что в отношении Вас будет допущена ошибка?
8. Внутренний проверочный контрольный вопрос
Внутренний проверочный контрольный вопрос направлен на выявление надежды «причастного» опрашиваемого на то, что его ложь не будет выявлена, что специалист сделает ошибку в его сторону.
Формулировка этого вопроса следующая: «Вы надеетесь, что в отношении Вас будет допущена ошибка?».
При формулировании контрольных вопросов специалист неизменно должен использовать жёсткую терминологию в отношении деяния (убил, изнасиловал и т.д.).
Достоинства контрольных вопросов: помогают избежать ошибки в виде обвинения невиновного лица (например, невротика, остро реагирующего на любой вопрос).
Недостатки: сложны в использовании – требуют тщательной формулировки, связаны с определённым риском. В случае использования контрольных вопросов можно ошибиться, если задать черезчур значимый вопрос причастному лицу, который перебьёт его реакцию на проверочный и тем самым покажет испытуемого невиновным. В случае же, если контрольный вопрос не окажется значимым для исследуемого, данный вопрос бесполезен. Кроме того, контрольные вопросы требуют «накрутить» обследуемого, поэтому они неэтичны и нечувствительны к эмоциям и чувствам обследуемого.
Порядок проведения: вопросы формулируются исходя из данных предтестовой беседы, уточняются и корректируются во время обсуждения вопросов.
Метод нейтральных и проверочных вопросов, его достоинства и недостатки, условия ограничения использования. Формулирование вопросов, формирование тестов, порядок проведения тестирования.
Тест, используемый в полиграфных проверках, состоит из вопросов. Под вопросами понимаются также различные стимулы, которые можно предъявить при тестировании – фотографии, предметы, изображения, предметов, физические характеристики звука (звук типа) и т.д.
Вопросы направлены на стимулировании реакции обследуемого.
Вопросы формулируются с учётом цели, которую преследует полиграфолог.
В ходе полиграфного тестирования используются следующие типы вопросов, различающихся по своим функциям, значимостью в отношении к расследуемому преступлению или проверяемому факту:
- значимые (проверочные);
- вспомогательные (нейтральные и контрольные (они же вопросы сравнения)).
Нейтральный вопрос (иррелевантный (не относящийся к делу), буферный) – это вопрос, который не имеет прямого отношения к основной проверяемой теме, не представляет для опрашиваемого эмоциональной значимости, направлен исключительно на определение фонового уровня и требующий заведомо правдивого ответа.
Нейтральные вопросы могут выполнять следующие функции:
1. Определить адекватность реагирования опрашиваемого лица, сравнить и оценить его реакции на значимые и контрольные вопросы.
Если по простому, нейтральный вопрос показывает, как реагирует тело человека на вопрос в состоянии покоя. Так как степень спокойствия субъективна, могут быть люди (невротики), которые эмоционально реагируют и на нейтральные вопросы. Нам же нужна не сама реакция, а дельта – разница между реакциями на вопросы каждого из типов. Например, если человек – невротик, то на контрольный вопрос (вопрос сравнения), который по определению должен быть более значим для обследуемого, он будет реагировать ещё более бурно, чем на нейтральный (если это не так, существует ошибка в действиях полиграфолага – неправильно составленные вопросы или неудача во введении испытуемого в оптимальный психофизиологический коридор (не успокоили, то есть, наверное). Таким образом, реакция на проверочный (касающийся дела) вопрос сравнивается с реакцией на нейтральный и контрольный. Если реакция на проверочный выше реакции на контрольный – возможно, исследуемый причастен. Если ниже контрольного и где-то на уровне нейтрального – нет. Каждая отдельная реакция на каждый из типов вопросов ничего нам не даёт, важно именно их сравнение.
2. Разграничить реакции на значимые и/или контрольные вопросы, то есть после их предъявления нейтральный вопрос даёт возможность опрашиваемому несколько успокоиться, снизить уровень напряжения и волнения, вернуть психофизиологическую активность к фоновом уровню и, тем самым, повысить чёткость реакций на значимые и контрольные вопросы.
3. Обнаружить реакцию облегчения после значимых вопросов (тогда реакция на нейтральный вопрос после значимых будет меньше, чем на нейтральный до него).
4. Выделить ложный ответ опрашиваемого на значимый вопрос отсутствием или задержкой ответа на последующий нейтральный вопрос (когда задумался о своей лжи и не успел вникнуть в нейтральный, что ли).
5. Выявить возможное противодействие опрашиваемого процедуре полиграфной проверки, поскольку некоторые лица пытаются «выдавить» из себя реакции именно на нейтральные вопросы, создают при их предъявлении различного рода помехи, чтобы затруднить работу специалиста и скрыть свои реакции на значимые вопросы.
Требования к нейтральным вопросам.
- н.в. должны быть лишены субъективной значимости для опрашиваемого лица.
- н.в. должны максимально вписываться в контекст проверки, не вызывать у опрашиваемого недоумения, удивления или недоверия к специалисту.
- н.в. не должны касаться мнения обследуемого, вызывать рассуждение. Ответ на вопрос не должен требовать сложных, логических размышлений.
- н.в. не должны уводить опрашиваемого в сторону от проверки (нейтральный вопрос касается той же области, что и связанна с разбирательством (кража на фирме – вопрос касается фирмы, работы и т.д.)
- н.в. должны быть ориентированы только на достоверные, однозначно установленные факты.
Ответы на нейтральные вопросы, как правило, звучат «Да», кроме тех случаев, когда нужен ответ нет для того, чтобы получить образец наложения этого ответа на кривую дыхания.
Полиграфолог составляет н.в. на основе биографических данных, если же времени и возможности нет, н.в. можно связать с местом или условиями пребывания обследуемого в конкретный момент («Сегодня среда?», «Вы находитесь в здании МВД?»).
Важно то, что не существует универсальных н.в., которые можно было бы применить к любому без исключения опрашиваемому лицу. Не следует спрашивать ни про религию, ни про политику, ни про расовую принадлежность, ни про вредные привычки, ни про семейное положение. Спрашивать рекомендуется о возрасте («Вам … лет?»), месте жительства, имени и фамилии, местонахождении, «Вы ранее ходили в школу?» и т.д.).
Также важно: существуют нулевой вопрос (жертвенный, бросовый) – это один-два вопроса, предъявляемые в начале теста, которые не учитываются в последующем анализе, так как первые вопросы (даже нейтральные) всегда вызывают повышенную реакцию. Однако сравнивая реакцию на них с реакцией на следующие нейтральные, можно судить об адаптации к условиям тестирования. Можно ставить нулевой вопрос и в середине тестирования, если надо сгладить выраженную реакцию на какой-нибудь шум (движение и т.д.).
Условно-нейтральный вопрос – тот вопрос, который сам по себе не является нейтральным, так как способен вызывать реакцию, но по сравнению с другими вопросами, более эмоционально значимыми, может считаться нейтральным (например во время теста на знания виновного, при перечислении орудий убийства, среди которых одно настоящее, а другие – н.в.).
Значимый вопрос – это вопрос, непосредственно касающийся деталей (частных признаков) проверяемого события (факта) или каких-либо связанных с ним действий, направленный на выявление возможно скрываемой опрашиваемым лицом информации, которая должна быть однозначно известна человеку, имеющему отношение к деталям или действиям проверяемого события.
Значимый вопрос (з. в.) может выполнять следующие основные функции:
9. Определить возможное прямое отношение опрашиваемого к проверяемому событию (факту).
10. Определить возможное присутствие опрашиваемого во время совершения проверяемого события (факта).
11. Определить возможную осведомленность опрашиваемого о лице, причастному к проверяемому событию (факту).
12. Определить возможную осведомленность опрашиваемого об каких-либо обстоятельствах проверяемого события (факта).
Значимые вопросы являются основными при определении причастности лица к проверяемому событию и получению интересующей информации от опрашиваемого в ходе проведения полиграфного обследования.
Эти вопросы могут предъявляться:
- в форме прямого вопроса, который носит обвинительный уклон («Вы похитили деньги из кабинета директора?»),
- в виде развернутого вопроса («Знаете ли Вы достоверно, кто взяч 1000 долларов США в кабинете директора?»)
- в виде набора вопросов, определяющих отдельные детали преступления, которые известны только человеку, совершившему его.
К важнейшим принципам использования проверочных вопросов относятся следующие:
1) Определение наиболее серьезного правонарушения.
Необходимо сфокусировать значимый вопрос именно на том преступлении, которое представляет наибольшую социальную опасность. Например, если подозреваемый украл у женщины кошелек и изнасиловал ее, то более серьезным преступлением будет изнасилование. Тема изнасилования и будет в основе значимого вопроса.
2) Фокусировка вопроса на действии, составляющем сущность преступления.
В значимом вопросе необходимо использовать глагол, который четко передает смысл проверяемого события (основного действия). Например:
Вы ударили гр-ку Н. ?
Вы стреляли в гр-на М ?
3) Выражение четкости, лаконичности и однозначности, с избеганием слов, юридических терминов, которые могут быть не поняты проверяемым лицом.
4) Отсутствие обвинительного уклона (направленности) в вопросах.
Наличие обвинительной формы дает основание проверяемому предположить, что специалист заранее принял решение об его виновности и относится к нему предвзято. Это достигается либо мягкой формулировкой (взяли, а не украли), либо косвенным характером вопроса («Вы достоверно знаете, кто имеет отношение к пропаже денег?»).
5) Избежание точных чисел в вопросах о деньгах и множественных объектах расследования, малозначительных и неброских деталей. Детали могут быть не точны, могут быть незначимы для причастного, также он мог их не заметить или не запомнить, поэтому реакции на деталь не будет, даже если человек причастен. Детали можно использовать, если они очень запоминающиеся.
Следует также отметить, что при построении теста «контрольных вопросов» первым значимым вопросом предъявляется наиболее, так сказать, «слабый» значимый вопрос, затем критические вопросы как бы нарастают по силе возможного психологического воздействия. Например, в такой очередности:
Вы каким-либо образом причастны к краже денег... ?
Вы принимали участие в краже денег... ?
- Вы совершили кражу денег... ?
При этом в тесте при формулировании вопросов необходимо стремиться к тому, чтобы каждое предложение начиналось с определенного слова, не похожего на другое. Однако все значимые вопросы должны начинаться с «Вы...».
Достоинства метода проверочных и нейтральных вопросов: относительная (относительно контрольных) простота формулировки вопросов.
Недостатки: высока вероятность ошибки (обвинение невиновного) в случае отсутствия контрольных вопросов в отношении человека, бурно реагирующего даже на нейтральные вопросы.
Порядок проведения: проверочные вопросы формулируются во время изучения материалов дела, нейтральные - исходя из данных предтестовой беседы, вопросы уточняются и корректируются во время обсуждения вопросов.